Лена переехала в новую комнату в конце первой недели января. Предвидя проблемы со сном на новом месте, мы назначили "первую ночь" на последний день моей ночной смены на работе. Теперь в запасе у нас было две с половиной недели (вместе с выходными), в течении которых я ночевал дома. Новая кровать - два метра в длину, на вырост - не имеет по бокам стенок. Чтобы немного дать к ней привыкнуть, мы несколько раз ложили дочь днём спать в новой комнате. Первое время Лена, по-моему, даже не шевелилась в постели - замирала, засыпала, просыпалась через час-полтора, звала "Мама-а!" или "Папа-а!" и отмирала только когда мы входили в комнату.
Первая ночь прошла спокойно, только квадратное пуховое одеяло сползло к утру на пол, ребёнок замёрз и очень рано проснулся. Во вторую ночь Лена грохнулась с кровати. Пока я, вмиг проснувшийся, бежал по лестнице на этаж выше, она залезла обратно в постель и уже оттуда жалобно пищала: "Папа, Лена упал...". Отвлекая её от повреждений, совместимых с жизнью, я преподал урок русского языка: "Надо говорить Лена упала, скажи - Лена упала", укрыл одеялом, и ребёнок заснул до раннего утра. Третьей ночью меня разбудила Ира ударом своей ладошкой по моим сиськам - Лена упала! Опять вскакиваю, лечу по лестнице, в голове проносится "в первый раз повезло, а теперь точно убилась, блин! только почему я ничего не слышал, я же первый обычно просыпаюсь ...." Захожу в комнату - дочь сопит в две дырки, одеяло рукой придерживает. Все мои мурашки облегчённо выдохнули, испарину со лбов утёрли и по норкам разошлись. Ире приснилось! Неприятный холодок из груди ушёл, захотелось засмеяться, запрокинув голову, полной грудью. Теперь мы укрываем Лену ещё одним покрывалом, которое с двух сторон заправляем под матрац - чтоб ни люди, ни одеяла не падали.
Примерно в то же время, в начале января, во всей Голландии прошла неделя чтения. В детский сад, например, дети должны были приходить в пижаме поверх одежды, и добровольцы из числа родителей или родителей родителей читали им вслух "как будто перед сном". Приезжала даже полиция на машине с сиреной, полиционер что-то тоже читал, а потом разрешил всем детям посидеть в машине. Восторженных разговоров было - на два дня. Но не суть. Теперь Лена, до этого беспорядочно листавшая страницы в книгах и рассматривавшая только картинки, просит ей почитать. Ира днём начала с ней на немецком читать про какую-то шаловливую свинью (детская книга, зуб даю), а я перед сном почитываю Лене теперь "Кота в сапогах". Небольшая, приятная в оформлении книга. Особенно ей нравится "страшный Великан-Людоед" (я называю его просто Великан, зачем ребёнка пугать, а Лена говорит уважительно "Гроссе" (большой - нем.), показывая на картинку). Так вот, в сказке Кот просит Великана-Людоеда превратится в мышь и съедает его. В это время к замку подъезжает король с сыном мельника и дочерью и оказывается, что столы в замке великана накрыты - людоед как раз собирался обедать. Начался тут при на весь мир, а потом сын мельника и дочь короля поженились. "Вот так хитрый Кот в сапогах помог своему хозяину..." - заканчивается сказка. "...Стать людоедом...Ъ - добавляю я. Понятно, что еды было много и всем хватило, но странно, что крестьянин, зажаренный в собственном соку, рагу из пальцев детей, холодец из сисек, голова с ушами на вертеле и жареные человечьи ножки никого не насторожили. Хотя, это всё же сказка. Вот такие ужасы читаю я ребенку на ночь. Спокойной ночи, Лена.
Первую неделю в новой комнате Лена просыпалась очень рано. Я работал в утреннюю смену, вставал в полшестого утра, мылся в душе, ходил туда-сюда по спящему дому, как слон на цыпочках, чем, наверное, и будил ребёнка. Это Ира сейчас в декретном отпуске, а тогда она ещё работала. И чтобы помыться в душе спокойно, она сажала дочь на горшок и давала большую красочную книгу - "Для самых маленьких" С. Я. Маршака. И приучила - теперь Лена на горшок без книжки не садится.
В один прекрасный день Лена пришла из детсада и начала задавать вопросы. "Бота, ви бен яй (Бота, кто ты?)?" - спрашивала она кота. "Папа, ви бен яй?" - спрашивала она меня. "Мама, ви бен яй?" - и так далее. Если Лена слышала незнакомый звук или видела незнакомый предмет, то восклицала вопросительно "Вас дат нау?" (что за фигня?, что за херня?, что это было?, что это такое? - голл.) А 23 января (я этот день запомнил очень хорошо, очень хорошо запомнил) она без конца спрашивала "ВароОм (почему - голл.)?"
- Лена, залазь на свой стул.
- Вароом?
- Будем кушать?
- Вароом?
- Потому что мы проголодались.
- Вароом?
- Мы бегали с тобой, прыгали и потратили много энергии.
- Вароом?
- Футбол отменили из-за плохой погоды, а мне надо форму поддерживать.
- Вароом?...
И так целый день. Я своей дочери ни одного вопроса без ответа не оставил и не оставлю. Никогда. Запомните это и потом стыдите меня, если вдруг.
В красочной книге С. Я. Маршака "Для самых маленьких" есть и русский алфавит - большие буквы сопровождаются маленькими двустишиями. Буквы А, Е и О мы уже давно знаем, а тут Лена начала спрашивать, показывая на остальные буквы "Вас дат (что это - голл.)?" Фиг с ним, с латинским алфавитом - подождёт, решил я, и за последние две недели за утренним и вечерним горшкосидением (писает девчонка наша ещё от случая к случаю, всё больше просто сидит) заучила Лена с моей помощью добрую половину алфавита. Особенно ей буква Я нравится, может, потому, что по-голландски Я (Ja) - это ДА. Буква Я! - говорит Лена и давит лыбу.
Эту неделю я работаю в вечернюю смену. В первый же день звонит Ира: "Мне что, теперь, ещё и русский алфавит учить?" "А что такое?" - спрашиваю. Рассказывает Ира: "Лена вечером сидит на горшке, листает книгу, показывает - буква А, буква Бэ, буква Эм, буква Эн... Ищет "буква Я", не может найти, а я не помню уже, как эта буква выглядит. Показываю - эта? Лена: "Не-ет!" Может, эта? Лена, хитро, она-то знает: "Не-ет!" Еле нашли, там буква Я, буква Ю, и ещё такая, на 3 похожая..." "Буква Э-э," - говорю. Смеялись.
Я своей дочкой очень горжусь. Не только из-за этих букв, или из-за того, что она считает до 12 на голландском. Не из-за того, что она знает и умеет, нет. Я горжусь, потому что она у меня есть, потому что мне с ней очень повезло. Между прочим, Лена уже знает, как зовут её братика. Только бы никому не проболталась....
Буква И!