Крузенштерн - это не только легендарный барк с богатой историей, парусник-красавец, символ и гордость России и Калининграда и опытный, проверенный экипаж. Знаете ли вы, что палуба судна - это святая-святых и наша с вами родная территория? А воздушное пространство над ней вверх до ионосферы, не помню на сколько километров - это наше с вами воздушное пространство?* Вот и едут на Крузенштерн в иностранных портах русские люди, живущие за границей, чтобы прикоснуться, проникнуться, а то и приобнять, чтобы встретили их не ежедневным и давно привычным "Хуйе дах" ("Добрый день" по-нидерландски) или "Гутен морген майн херр..." ("Доброе утро, мой господин" по-немецки), а таким душевным, ласкающим слух "Здравствуйте! Добро пожаловать на борт!" И подумал я, что неплохо бы было привезти в Зеебрюгге детей и родителей из Русской Школы в Бреде, посетить парусник с официальным визитом, чтобы мы на машинах с российским флагами два на полтора метра, чтобы оркестр и барабанщицы, и курсанты на реях, капитан со старшими помощниками встречает нас у трапа и с гордостью показывает все судно, от форпика до прачечной, а на вопрос шестилетней девочки на русском языке с голландским акцентом "Дяденька, а зачем такой веревка?" очень терпеливо, присев рядом с ней на корточки, чтобы глаза были на одном уровне, по доброму отвечает: "Это не веревка, а грот-брам-стень-стаксель-фал первого грота для постановки косого паруса, который так и называется - грот-брам-стень-стаксель первого грота..." А потом бы нас всех накормили самолепными пельменями, сделанными во время пельменного аврала. Но моим фантазиям не суждено было воплотиться в реальности. Во-первых, пельменный аврал, во время которого были вылеплены рекордные 10192 пельменя, состоялся уже после выхода парусника из Зеебрюгге. А во-вторых, стоянка Крузенштерна в бельгийском порту совпала с Международным Женским Днем, на который у многих женщин уже были запланированы праздничные мероприятия. И почти никто из Русской Школы не поехал. Я знаю, что только два человека из Нидерландов посетили российский барк по моей наводке. Я и сам еле вырвался - и День рождения Яши отмечали, и он, и я в футбол играли... Но в отличии от всех других людей для меня поездка на Крузенштерн - всегда самый лучший праздник, профессор!
А вот так экипаж Крузенштерна поздравил с помощью курсантов всех женщин с праздником на
своей страничке в Фэйсбуке (фотка, значит, не моя).
*Цитата из рассказа Александра Покровского "За Матушку Россию" из
книги "Расстрелять...".
В этот раз я приехал один - у меня еще в полдень была игра, а дорога занимает два часа в одну сторону, вернулись бы мы поздно, а детям на следующий день нужно было в школу идти. Хотя Лена очень хотела со мной поехать. Но я ей обещал, что на Крузенштерн мы поедем в Амстердам в августе, во время грандиозного фестиваля парусов Sail Amsterdam 2015. Он проводится каждые пять лет, В 2010-м году мы
тоже приезжали. Народу там будет видимо-невидимо.... А в Зеебрюгге все спокойно. Вахтенный офицер - женщина - на трапе меня встречает, "Вы к кому?" спрашивает. "Ко всем!" - отвечаю. И начинаю фамилии перечислять... Мне сказали, она потом рассказывала - "пришел мальчик - всех знает!". Но почти все уехали в Брюгге на экскурсию. А у меня торт в руках, что от Яшиного Дня рождения остался - мы на десять семей заказали, а пришло всего две. Я его к подшкиперу и парусному мастеру Игорю Майорову в каюту отнес, потом сами разберутся. Посидели с ним, чаю попили, он меня, похудевшего после футбола, крузенштерновскими бутербродами кормил - колбаса с сыром на печенье. Через полтора часа спохватился - хотелось еще на верхней палубе пофотографировать, пока солнце не село - и поднялся на свежий воздух.
На палубе встретил капитана - Еремченко Михаила Петровича. Помню, когда я ходил еще курсантом в 1999-м году, он был одним из помощников капитана, и на День его рождения около его каюты кто-то наделал импровизированных берез и назвал это "Еремченская роща". "А теперь, - говорю, - уже капитан..." "Да, - говорит, - теперь все решения самому принимать надо!" Вместе с сердечными приветами семье передал детям и два сувенирных значка с Крузенштерном. Лена потом под впечатлением удивлялась: "Мне? Капитан?? Передал подарок???"
Кофель-нагельная планка на фоке. Меня привлекли потертости на ней от снастей бегущего такелажа. Такие рабочие морщины.
Я больше всего на полубаке у косых парусов обтирался - здесь было мое рабочее место курсанта на аврале. Бушприт в лучах заходящего солнца.
Недавно мой однокурсник Андрей Макаров отсканировал негативы с практики на Крузере в 1999-м году. Это я у шкотов косых парусов во время прохода под мостом между Швецией и Данией в заливе Большой Бельт.
Опять же на полубаке у Шетландских островов.
Фок мачта, тоже родная - на ней я и курсантом, и матросом работал.
Вот - в рабочей смене отбивал ржавчину на решетке радара, он хорошо виден и на предыдущей фотографии. Тогда у меня было очень плохое зрение и очки-хамелеоны, которых я очень стеснялся.
Я хотел пройтись по палубе и сфотографировать детали. Тут все понятно - спасательный круг.
Скоба на кран-балке.
Мачта кран-балки, похожая на четырехрукого индуистского бога или на робота из мультфильма "Футурама".
Отколотый кусочек у рынды.
Теперь все узнают, где у Крузенштерна нос.
Свет изнутри.
Штурвал запасного рулевого устройства (привода Дэвиса) на корме. В той же фирме, что делала эту гравировку, мы заказали замок с такими же якорями и узорами и
повесили его в Калининграде на мосту в год десятилетия нашей с Ирой свадьбы.
И деревянный кожух привода Дэвиса в этом году обновили.
Это тоже не просто фотография. В самом ее центре, на второй грот мачте стоит небольшой прямоугольный ящичек. Вот там, в правом углу у основания трапеции. Это то ли передатчик, то ли приемник, я уже не помню. Это я его туда в 2003-м году затащил и закрепил. Он килограмм тридцать, наверное, весит. Я его к спине привязал, как рюкзак, и медленно-медленно поднимался наверх. Как я его там прикручивал - и не спрашивайте, натерпелся страху... Но задача была выполнена.
Когда народ вернулся с экскурсии в Брюгге, мы сели в каюте у плотника Влада Коновалова, и начали знакомые заходить. И Миша Привалов, и Юра Юров, И Олег Кучеренко. А потом заходит Леха Осипенко - из серии "они возвращаются". Он в 2002-м году тоже работал на Крузенштерне мотористом, и вот вернулся в экипаж. А потом заходит Максим Левицкий - тоже из серии "они возвращаются". Он тоже в 2002-м году работал на Крузенштерне мотористом, и вот - подумал я - тоже вернулся. А оказалось, что Макс работает стармехом на танкере, который в 50-ти километрах от Зеебрюгге разгружался. Узнав, что Крузер находится в пределах досягаемости, он поездом, автобусом и пешком к вечеру добрался до парусника с неясными перспективами обратного возвращения. А мне как раз было с ним по пути, и я его назад подвез. Да и не по пути было бы - тоже бы подвез, свои же люди. Вернулся домой уже после одиннадцати. Наутро вставать в 4:45. Праздник закончился, начинались трудо-выебудни.
Трап на выход подан.
Провожать меня с Максом на причал вышел почти весь экипаж. Почти.
Олег Кучеренко, Леха с Максом, я в спортивном костюме - приехал же сразу же после футбола,
Влад Коновалов и
Миша Привалов.
Эта фотография 2015-го года.
А эти две - 2002-го. Да, время над этими людьми не властно.
Мы уехали, а Крузенштерн остался в Зеебрюгге. Сейчас он уже в Средиземном море на пути в Черное, продолжается историко-мемориальная экспедиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ее рамках запланированы заходы в Сочи, Новороссийск, Керчь, а День Победы парусник встретит в городе-герое Севастополе. Следить за ним можно на
сайте БГА РФ.
Лена и Яша с сувениром от капитана.
Я был с детьми на днях в местной библиотеке. И что мы там нашли?