Сегодня с успехом
прошла презентация книги
Игоря Рабинера «
Спартаковские исповеди» в «Молодой гвардии». Игорь Рабинер выпустил книгу, которая не только две недели
лидирует по продажам среди всей литературы non-fiction на русском языке. Эта книга сразу же после издания стала буквально культовой в среде «спартачей». Рассказы людей-символов (к сожалению, уже нельзя сказать, у «живых» символов, потому что старики уходят от нас навсегда) воспринимаются целевой аудиторией как подлинные откровения. Эти тексты уже заслужили названий типа «Евангелие от Маслаченко» и т.п.
![](http://pics.livejournal.com/pr_sport/pic/0002f0k6/s640x480)
Слева направо: Никита Павлович Симонян, Иогрь Яковлевич Рабинер, Анатолий Константинович Исаев. Фото из
блога Игоря Рабинера.
Такое восприятие понятно и предсказуемо, потому что три книги Рабинера - это, по существу, первая попытка профессионально изложить на бумаге мифологию одного из российских футбольных клубов. Эта мифология существовала и до Рабинера, но не секрет, что у всякой записанной мифологии два автора, один из которых - народ или племя, сложившее мифы, и в нашем случае это спартаковское племя. А второй - это автор письменного текста, собравший воедино все мифы, переосмысливший их и собравший в единую картину, которая с момента ее сложения уже сама становится основной последующего мифотворчества.
Рабинер выполнил свою миссию профессионально во всех смыслах, потому что он не только первоклассный журналист, но сам исповедует спартаковскую футбольную религию. Своя мифология есть у всех мало-мальски стабильных футбольных клубов. Но далеко не каждому клубу так повезло с систематизатором мифологии, как повезло «Спартаку» с Рабинером. Даже не всякий гранд мирового футбола может похвастаться такими «Легендами и мифами», какие теперь стоят на книжных полках, украшенных спартаковскими вымпелами.
![](http://pics.livejournal.com/pr_sport/pic/0002gdzg/s640x480)
Иогрь Яковлевич Рабинер и Геннадий Олегович Логофет (справа). Фото из
блога Игоря Рабинера.
И с этой точки зрения нам надо бы не просто заметить книги Рабинера и признать их знаковым для отечественного спортивного PR явлением, но и показать их миру. Причем показать с учетом их значения для почти что десятимиллионной спартаковской аудитории. Показать в сравнении с зарубежными образцами - и лучшими, и не самыми удачными. Не вредно даже составить рейтинг такого рода книг, причем поскольку мир болельщиков эмоционален и заведомо предвзят, то никто не станет особо возражать против включения нами книг Рабинера в ТОР-10 футбольных саг мира.
Я бы даже предложил издать дюжину томов, в которых собрать переводы лучших футбольных «калевал», проиллюстрировав их материалами клубных музеев. Убежден в высоком спросе на такого рода издание, а, следовательно, в его рыночном успехе. И, между прочим, это было бы новое слово в систематизации мировой спортивной мифологии. Наше слово.
![](http://pics.livejournal.com/pr_sport/pic/0002h2wf/s640x480)
Иогрь Рабинер и Федор Черенков. Фото из
блога Игоря Рабинера.
«Творите о себе мифы - боги начинали так же». Этим афоризмом Станислава Ежи Леца довольно точно описывается стратегия спортивного бизнеса вообще и клубного футбольного бизнеса в частности. А вот серьезных исследований на эту тему пока нет, и даже эмпирическая база пока не систематизирована. И если уж мы признаем спортивный PR нуждающимся в построении соответствующей отраслевой теории среднего уровня (а этот тезис за последние месяцы мы защитили неоднократно, представляя книгу «PR в спорте» на конкурсах в номинации «Лучшее исследование по теории и методологии PR»), то пора признать и необходимость разработки научно обоснованных методик спортивного и клубного мифотворчества. А покуда таких методик нет, систематизация клубной мифологии остается в надежных руках гениальных одиночек, таких, как спартаковский Гомер Игорь Рабинер.
Но уже сегодня можно и нужно признать, что футбольные клубы превратились в современный и высоко эффективный бизнес, и клубное мифотворчество - одна из основ этого бизнеса, дающая заметный синергический эффект. Как и почему это происходит, мы здесь не говорим, отсылая к книге «PR в спорте» и другим нашим публикациям. А здесь с некоторой печалью констатируем, что Рабинеров у нас пока мало, зато достаточно журналистов, не понимающих всего значения клубного мифа и даже противопоставляющих клубную мифологию и футбольный клуб как бизнес.
К примеру, Андрей Тихонов (не путать со спартаковским персонажем, опять-таки, мифологизированным и мифологизируемым) в
рецензии на книгу Игоря Рабинера категорично выступает против, как он выражается, «псевдорелигиозной риторики». Рецензент исходит из посылки, что «в современном российском футболе милицейская принадлежность «Динамо», армейская ЦСКА и профсоюзная «Спартака» уже перестала быть актуальной. <...> Клубы стали обычными коммерческими предприятиями, друг от друга их отличает только набор звезд и цепь случайных казусов».
С этим трудно согласиться и болельщикам, и спортивным менеджерам и, в особенности, спортивным пиарщикам. Причем не только российским, но, скажем, и лондонским, которые продолжают культивировать клубные мифы: «Арсенал» и его болельщики до сих пор «канониры», а «Челси» - «аристократы» ;)