Командная тактика: запрещать или применять, показывать и комментировать?

Nov 14, 2010 16:14


Только что стартовала заключительная гонка сезона Formula 1, и это будет беспрецедентная гонка. Потому что за 60 лет существования F1 еще ни разу не получалось так, чтобы до последнего старта сезона сразу четверо пилотов претендовали на чемпионский титул. В этом году сказались целенаправленные усилия организаторов «Формулы», которых и ругали, и бойкотировали, и в суд на них подавали, и альтернативным чемпионатом грозили. Но организаторы гнули свою линию, и вот мы видим сразу три сильных команды, в составе которых выступают трое чемпионов мира и четыре гонщика, до последнего претендующие на титул.


После эпохи доминирования Шумахера и снижения интереса к F1, менеджмент «Формулы» целенаправленно создавал условия для выравнивания команд и столь же целенаправленно растил плеяду равновеликих лидеров. В итоге в наличии сразу три команды-лидера плюс несколько кандидатов на участие в борьбе за Кубок Конструкторов. При этом на старт выходят аж четверо чемпионов, среди которых трое - Алонсо, Хэмильтон и Баттон - претендовали на повторный титул, а двое первых претендуют и сегодня. Четвертого - великого Шумахера - вернули пока не в лидеры, а для того, чтобы еще больше поднять интерес к «Формуле», ну и, чтобы под его опыт и под его имя пришли инвестиции в конюшню «Мерседес».

Помимо двух команд, одна из которых укомплектована двумя чемпионами, а вторая построена по принципу «Чемпион и его оруженосец из числа лучших рыцарей» (перед заключительным стартом Алонсо лидирует, а откровенный второй номер конюшни «Феррари» Масса занимает в генеральной классификации 6-е место, уступая только пятерым претендентам на титул), есть еще Red Bull. За эту конюшню катаются «два первых номера», занимающие перед итоговой разборкой 2-е и 3-е места, причем разница между ними всего 7 очков. Не удивительно, что Red Bull досрочно выиграла чемпионат в командном зачете, но при этом личный титул может упустить, и это тоже буде уникальный случай.

По ходу сезона Red Bull действительно не применяла командной тактики, а ее пилоты ругались и враждовали, жаловались друг на друга, причем Веббер обвинял Феттеля в привилегиях, а Феттель упрекал Веббера в некорректной борьбе, причем не за кулисами, а на трассе. И под этим есть основание, потому что однажды дело дошло до прямого столкновения во время заезда, когда об болида Red Bull лидировали, но в итоге столкнулись между собой, и Веббер откатился на несколько мест, а Феттель вообще сошел. Если бы тогда оба доехали до финиша, причем в любом порядке, то сегодня именно они на пару и лидировали бы в общем зачете, и победа Red Bull в этом сезоне выглядела бы абсолютной.

Но перед последним стартом лидируют не они, а Алонсо из Ferrari, причем эта конюшня исповедует командную тактику, которая, кстати, запрещена на соревнованиях F1. Однако все видели, как однажды Масса откровенно пропустил вперед своего напарника, причем до этого в телеэфире транслировались радиопереговоры, и инженер делал Массе недвумысленный намек на то, что партнер едет быстрее, а после того, как Масса уступил дорогу, его похвалили по командному радио. Всем все понятно, и конюшня «Феррари» была оштрафована на 100 тысяч денег за применение командной тактики. Только вот положенного в таких случаях снятия очков не последовало. А ведь именно на эти несколько очков Алонсо опережает Веббера и Феттеля.

Получается, что командная тактика официально запрещена, но в реальности не настолько наказуема, чтобы ей пренебрегать. То есть по существу можно расплатиться штрафом за использование командной тактики. Такое наказание не серьезно, и не может служить серьезным мотивом для отказа от командной тактики. Ну, сами посудите, если бы в футболе за снос чужого нападающего или игру рукой в своей штрафной площадке, не назначался бы пенальти и не показывалась желтая или красная карточка, а только после команда, игрок которой нарушил правила, платила бы денежный штраф, какой тренер не дал бы своим защитникам команду сносить нападающих и выбивать мяч рукой?

Будет ли применяться командная тактика сегодня во время решающего заезда? Конечно, будет. Масса попытается прикрыть сзади Алонсо, Баттон (хоть он и действующий чемпион), отработает на Хэмильтона, а Феттель еще до квалификации признался, что если у него самого не будет шансов на чемпионство, он способен пропустить вперед Уэббера, несмотря на все конфликты по ходу сезона.

Так что же делать с командной тактикой - запрещать ее или, наоборот, применять, показывать и комментировать? Мое мнение известно давно: я сторонник командной тактики, причем именно легальной, такой, о которой говорят комментаторы, которую разбирают аналитики, а режиссеры показывают крупным планом и в замедленном повторе. Это повышает интерес к соревнованиям, и это не допинг и не драки во время матчей. Никому не становится от этого плохо, так почему бы и нет?

Представляете, каким скучными были бы шоссейные велогонки, если бы не было «велоконюшен» с их функциональной комплектацией и с четким исполнением ролей каждым в команде?

Кроме того, я воспитан еще в Советском Союзе, и нас учили, что чувство локтя и взаимопомощь - это хорошо, и что только вместе с товарищами можно добиться своих целей.

Понимаю, что могут быть иные взгляды и позиции, а потому готов к дискуссии. Но вот что самое плохое, так это формально запрещать командную тактику, но при этом не снимать за ее использование очки, а ограничиваться стотысячными денежными штрафами богатых конюшен.

Ну а теперь все смотрят «Формулу», а я пока буду редактировать учебное пособие для студентов, изучающих связи с общественностью :)

Спортивно-техническая комиссия, Регламент соревнований, Командная тактика, Хэмильтон, Уэббер, Штраф, red bull, ferrari, Шумахер, Дисциплинарное наказание, Повышение интереса к соревнованиям, Алонсо, Баттон, Масса, formula 1

Previous post Next post
Up