Там хорошо, где нас нет: Почему мы смотрим Евролигу с комментарием на испанском и итальянском?

Apr 02, 2011 20:43

Казанский УНИКС вышел в «Финал четырех» Кубка Европы. Об этом нам сообщили, а вот о финалистах Баскетбольной Евролиги пока не очень-то рассказывают. Нынешняя весна показала, что наши СМИ все еще живут по советскому принципу «если наши вылетели, то остальное не интересно». Нам не показывают не только крикет (финал мирового первенства играется как раз в эти часы), но даже Евролигу. Когда ЦСКА каждый год выходил в «Финал четырех», и время от времени привозил в Москву Кубок, нам показывали столько Евролиги, что футбольная Лига Чемпионов, вытесненная на спутниковый канал, по-хорошему завидовала баскетбольной сестренке. И в России был всплеск популярности баскетбола, причем не только телевизионного, но и уличного. Дети приходили с ободранными на асфальт коленками и локтями и просили майку с номером Папалукаса, но зато за какую-то пару лет они крепко научились стоять на ногах, причем в буквальном смысле - вот она, школа баскетбола на асфальте.


Группа поддержки БК ЦСКА - лучшее, что мы показали в этом еврокубковом сезоне.
Фото: М. Сербин, cskabasket.com

Но банк, спонсировавший ЦСКА, занялся более важными проектами, и вот нам уже навязывают трансляции другой, вновь образованной лиги, в которой российские клубы играют с заведомо слабыми соперниками, и даже тренеры смущенно говорят, что главные соперники у них все-таки в еврокубках и национальном чемпионате. И телевизионные трансляции Евролиги на Россию сразу свернулись, да и из газет о баскетбольных еврокубках пишут только «Советский спорт», «Спорт-экспресс» и «Российская газета».


Между тем, когда ЦСКА был серьезным проектом, и мы всерьез относились к Евролиге, то справедливо указывали на коммерческий характер этого турнира, музыку в котором заказывают сами ведущие европейские клубы, которые чуть ли не вопреки воле международных организаций объединились для регулярных игр между собой и зарабатывания на этом немалых денег. Кто-то хвалил такой подход, видя в нем модель спорта будущего и призывая ведущие футбольные клубы образовать аналогичную лигу. Кто-то, наоборот, возмущался засилием и всесилием денег в спорте, сетовали по поводу утраты позиций сборными командами и на замену национального принципа организации спорта национально-клубным, а затем уже и почти исключительно клубным. Но и те, и другие, признавали, что Евролига - образование коммерческое, и главное в этом турнире - накачка интереса к нему в самых многочисленных странах Европы, и продажа всего, что связано с самой Евролигой и трансляциями матчей Евролиги. При этом радовались, что поскольку российский рынок очень большой, а потенциально еще больше, то уж одно-то место в Евролиге нам гарантировано, и все, включая менеджмент Лиги и клубов, и даже - страшно сказать! - судей, которые в баскетболе особенно часто свистят в напряженных концовках, заинтересованы в попадании российского клуба в оба групповых раунда, в плей-офф и в «Финал четырех». Как сказал в решающий момент плей-офф одного из первых сезонов Евролиги один удивленный комментатор, впервые кто-то свистнул в нашу пользу.

Больше не свистнут, будьте уверены. Потому что мы Евролигу не показываем и не продвигаем. Новости этого сезона, который бьет все рекорды, потому что выдался особенно напряженным и интересным (достаточно напомнить, что после первых двух игр плей-офф во всех четырех парах счет был 1:1, что гранд «Реал» с новичком «Валенсией» доигрались до 2:2, и вся Испания с примерно четвертью Европы ждут, чем же закончится это противостояние, что «Барселона» вылетела в плей-офф), россияне узнают или с сайта Евролиги, или из зарубежных СМИ. Причем для этого даже не обязательно запускать программу-переводчик. Потому что среди зарубежных СМИ есть, к примеру, русскоязычные украинские, а Украина не отказалась от возможности зарабатывать на Евролиге.



Наш человек в плей-офф Евролиги ULEB Дэвид Блатт - заслуженный тренер России,
действующий главный тренер сборной России по баскетболу. Фото: «Советский спорт»

Тем удивительнее, что мы отказались. Дело в том, что даже без участия ЦСКА трансляции Евролиги остаются одним из самых рентабельных телевизионных спортивных продуктов, а промоушн у Евролиги настолько мощный, что, похоже, по итогам сезона кампания по продвижению Евролиги может оказаться самой дорогостоящей промо-кампанией в Европе. Внимание: не среди спортивных промо-кампаний, а среди европейских промо-кампаний сезона «Осень 2010 - Весна 2011» вообще. И уж точно она окажется в ТОР-листе промо-кампаний европейских брендов. Так что подписывай договор - и транслируй готовый продукт, состригая купоны. Но вот не транслируем, и даже в новостях спорта не очень-то показываем. И это особенно обидно, поскольку матчи и серии получаются напряженные, игра идет красивая и качественная, а среди главных действующих лиц плей-офф не чужой нам Дэвид Блатт - заслуженный тренер России, действующий главный тренер сборной России по баскетболу. Да и Теодорас Папалукас на экране мелькает, как, впрочем, и другие европейские звезды, потоптавшиеся на российском паркете. В общем, нам есть, на кого посмотреть, а наши детям, с кого брать пример. Вот только смотреть приходится с комментарием на итальянском или испанском языке. Комментаторы, конечно, эмоциональные, да и Год Испании вместе с Годом Италии на дворе, но наш Роман Скворцов на русском языке как-то привычнее ;)



Главная страница официального сайта Баскетбольной Евролиги с размещенным на ней
очень удобным плеером All Games Live хорошо знакома российским болельщикам.

Что-то похожее складывается и с другими турнирами. Из футбольных еврокубков, мы по общедоступным каналам показываем только матчи с участием российских клубов. А поскольку наше представительство теперь ограничивается «Спартаком», то будет нам по одному матчу из каждого раунда. А про остальных в новостях спорта скажем: «Из других матчей выделим», ну и выделим что-то по непонятно какому принципу. Так интерес к турниру не нагнетается и даже не поддерживается.

А вот европейские СМИ еврокубки раскручивают. Постоянно требуют от российских партнеров информации о «Спартаке», а раньше требовали и о ЦСКА, и о «Зените», и о «Рубине». Понятно, что португальцы хотят все знать, потому что у них в Лиге Европы играет аж три клуба. Но ведь португальские газеты и информационные агентства просили информировать их о делах «Зенита» и в том памятном сезоне, когда питерский клуб под управлением Адвоката рвался к Кубку UEFA, вынося по пути лучшие немецкие клубы, а Португалия той весной вообще уже потеряла представительство во втором еврокубке. И тем не менее, португальцы запрашивали информацию о российском клубе, постоянно теребя спортивное PR-агентство, ведущее информационное обслуживание португальских и бразильских футболистов, играющих в России. Они так поступают каждый сезон, и потому «Порто» были рады видеть в финале, и сегодня против португальских клубов тоже никто особо не свистит.

Ну а нам пора понять, что современный спорт - это индустрия по производству спортивной информации и формированию высочайшего спроса на такого рода информацию. И европейские клубные Лиги - образцовый инструмент спортивно-информационного бизнеса. Это инструмент современный (Лиги в их нынешнем виде образованы недавно и по последнему слову менеджмента), откровенно коммерческий (то есть ориентированный на зарабатывание денег) и картельный (то есть созданный самими ведущими клубами, которые на тех, кто не продвигает общий бизнес на национальном рынке обижаются ничуть не меньше, чем бабушки на соседей, которые не выходят на субботник, объявленный ТСЖ). Поэтому, чтобы выступать в Европе, надо играть по правилам европейского спортивно-информационного бизнеса. Причем по правилам, отнюдь не неформальным, а четко зафиксированным в учредительных документах и договорах об участии. И это именно правила совместного ведения бизнеса, и они настолько жесткие, что уже стали предметом изучения европейских антимонопольных органов.

Жаль, что теперь, если ЦСКА или какой-то другой российский клуб решит всерьез поиграть в Евролиге, то придется начинать с самого начала, потому что огромные инвестиции, которые были сделаны в течение первых армейских евросезонов, безвозвратно пропали. Репутация подорвана, имидж испорчен, и теперь надо даже не просто работать с нуля, а еще и убеждать партнеров, что история «соскока» не повторится. Впрочем, пока такая перспектива остается теоретической, поскольку деньги из российского баскетбола ушли, да и менеджмент, с которым связаны победы ЦСКА в Евролиге, тоже потянулся в биатлон. А в баскетболе у нас осталась талантливая молодежь и классный черлидинг, причем сюжеты о девушках из группы поддержки ЦСКА в этом сезоне по нашим главным каналам показывали чаще, чем репортажи с матчей Евролиги :)

Казань, Телевизионные трансляции, Роман Скворцов, Евролига, Баскетбол, Плей-офф, Дэвид Блатт, ЦСКА, Россия, Продвижение турнира, Клубы-миллионеры, Финал четырех, Телевизионные репортажи, Клубные турниры, Продвижение вида спорта, УНИКС

Previous post Next post
Up