«Новости бизнес-обучения!»

Aug 31, 2010 11:00


Спонсор заметки ― Виртуальный Университет «Провокация РОСТА»

«Образование должно не транслировать знание, а производить его»

Декан «Высшей школы менеджмента» ГУ-ВШЭ Сергей Филонович, выступление на конференции «Роль бизнес-образования в системе управления знаниями»:

"Как возникла проблема управления знаниями?

Мне проще понимать проблемы, если я знаю историю их возникновения. Как выглядели знания в индустриальную эпоху? Обладание знаниями было привилегией элиты. Еще в середине XX века высшее образование получала незначительная часть населения. Сейчас оно стало массовым.

Способность генерировать нового знания - это новая задача. Если мы принимаем это как принцип, то нам надо пересмотреть цели образования. Сейчас трансляция знания как задача образования отступает на второй план. Знания устаревают так быстро, что если мы сконцентрируемся на трансляции, то наши ученики ничего не получат, они получат устаревшие знания. Нам надо генерировать новые знания, но мы это умеем плохо, потому что раньше такая задача не ставилась.

По всему миру происходит изменение динамики занятости. Характеристика современного общества - это резкое увеличение креативного класса. Эта тенденция будет нарастать, и значительная часть креативного класса функционирует на основе управления знаниями.



Начиная с XVII века прогресс человечества был обусловлен успехом естественных наук. В середине XIX века возникла мысль, что надо подтягивать социальные науки. Многие считают, что менеджмент - проявление прогресса человечества. Социальный менеджмент - сложнее, чем физика, хотя физики умеют писать формулы, которые не все понимают. И генераторы такого знания должны получать специфическое вознаграждение.

Меняются отношения между организацией и работником. В индустриальную эпоху организация была важнее работника, человека легко можно было заменить. Сейчас один человек с его знаниями может быть источником конкурентоспособности организации. Он может сменить организацию и ничего не потеряет, а может, и выиграет. А вот для организации - это огромный риск. Это риск для университетов: уход одного профессора может ослабить позиции на рынке.

Нам надо делокализовать знания. Каждый сталкивался с ситуацией, когда люди не хотели делиться знаниями. Они понимали, что если знанием обладали только они, то у них есть сила, преимущество. Но как добиться того, чтобы люди делились знаниями? Надо создавать доверительные отношения. Если я доверяю, то я готов рискнуть, я понимаю, что доверие в компании есть.

Если есть социальная потребность в эффективном управлении знаниями, то возникает профессия - менеджер знаний. Спрос на таких специалистов реально существует. Менеджер знаний должен ориентироваться и в социологических методах, и в экономике, менеджменте, праве.

Мы будем открывать такое отделение в бизнес-школе и собираемся воспользоваться тем, что мы функционируем внутри университета. Идея в том, чтобы запустить программу с численностью 30 человек и набрать по 6 человек с бакалавриата разных факультетов, разделить их на группы и различными методами помочь им поделиться своими знаниями. Задача непростая, но исключительно азартная, ее еще никто не решал.

С моей точки зрения, технология управления знаниями, управления новыми процессами - это задача, не решив которую, мы не решим проблемы инновационного развития страны и многие другие проблемы общества".

Источник: slon.ru

обучение персонала, бизнес-обучение, e-learning

Previous post Next post
Up