Андрей Месечко, менеджер по связям с общественностью рекрутинговой компании
HR Factory:
Как показывает анализ открытых источников, количество вакансий для PR-менеджеров сократилось. Однако хочется отметить, что на общем фоне подбор PR-специалистов не прекращается. Правда, справедливости ради нужно сказать, что, в первую очередь, речь идет о компаниях, которые сохранили на рынке относительную стабильность. Это зарубежные компании, производители медицинского оборудования, представители сектора продаж.
При этом работодатели желают видеть в своем штате универсального специалиста, который владеет инструментами PR, рекламы и маркетинговых исследований, имеет опыт организации крупных мероприятий, обязательно свободно владеет английским языком и умеет работать с cms-системами (а идеально - разбирается в SEO). Ко всему этому должно прилагаться грамотное владение русским языком, умение сходу формулировать мысли, быстро писать тексты без потери их качества и приятная внешность.
Все эти безапелляционные требования значительно усложняют поиск специалистов. В ходе многочисленных собеседований приходится встречаться с большим количеством «освободившихся» PR-менеджеров, каждый их которых является обладателем интересного опыта и знаний. К сожалению, сложившийся образ «идеального кандидата» мало соотносится с реальными личными и профессиональными компетенциями кандидатов. Тем более что за время кризиса этот образ значительно усложнился. Теперь пиарщик в идеале, по мнению работодателей, должен:
- закончить ВУЗ по гуманитарной специальности или по специальности «связи с общественностью» (шансы на трудоустройство будут выше, если соискатель имеет дополнительно специальность по профилю работы компании);
- обладать журналистским талантом и творческим мышлением;
- иметь налаженные связи в СМИ, государственных органах и деловой среде;
- знать основы маркетинга, брендинга и рекламы;
- безупречно владеть русским языком;
- владеть компьютером: офисным пакетом и несколькими графическими программами;
- свободно владеть одним или несколькими иностранными языками;
- досконально знать специфику и нюансы деятельности компании;
- в совершенстве владеть современными информационными технологиями (в том числе разбираться в web-технологиях и интернет-инструментах продвижения компании);
- обладать опытом организации крупных мероприятий.
Также в должностные обязанности "идеального" PR-специалиста, скорее всего, будет входить организация внутренних коммуникаций. Правда нужно оговориться, что поиск подобных универсалов больше характерен для небольших и средних компаний, где PR-менеджер работает один, подчиняясь непосредственно генеральному директору и, по сути, выполняя обязанности PR-директора.
При всем этом за последние несколько месяцев заметно понизился уровень предлагаемых зарплат. Эту тенденцию можно связывать как с мировым финансовым кризисом, так и с избыточным предложением специалистов на рынке труда.
Тенденция такова, что сейчас как никогда раньше стал цениться опыт работы и умение действовать самостоятельно. Работодатели нацелены на получение результата от сотрудника в максимально короткие сроки и не готовы брать «учеников». Как говорят работодатели, амбиций, самоуверенности и профильного диплома еще недостаточно, чтобы получить работу. Поэтому для начинающих PR-специалистов без опыта работы, к сожалению, ничего утешительного сказать нельзя. Совет один - становиться специалистами как можно раньше. Ждать пока улучшится ситуация на рынке нет смысла, тем более что опыт работы во время кризиса, скорее всего, будет очень высоко цениться работодателями после него.
Лучше уже во время учебы в вузе получить профессиональный опыт, работая на временных проектах. Не так давно на собеседование пришел молодой человек, который, закончив учебную практику, остался работать в компании на позиции стажера, на конкретном проекте. Через какое-то время молодой пиарщик был зачислен в штат. В итоге сейчас, только получив диплом, он имеет уже более 3 лет опыта работы и реально владеет набором необходимых PR-инструментов.
Но даже у него сейчас могут возникнуть проблемы с поиском новой работы. Работодатели, по нашему опыту, с большей охотой нанимают «социально зрелых» PR-менеджеров, что ассоциируется с возрастной категорией 25-30 лет. Как сказал другой достаточно молодой соискатель на позицию PR-менеджера: «Рынок заняли тридцатилетние!»
Что касается потерявших работу специалистов, то можно порекомендовать внимательно изучить свой профессиональный опыт и понять, что из прошлой профессиональной биографии поможет трудоустроиться сейчас. Лучше всего сделать акцент как на общепрофессиональном опыте, так и на опыте работы на конкретном рынке, который и сделать основным полем поиска нового работодателя. Если же специалисту пришлось покинуть одну из «мертвых» сейчас сфер, то область поиска все же разумнее расширить.
Стоит постоянно следить за состоянием рынка, на который, несмотря на кризис, периодически выводятся новые проекты, требующие PR-сопровождение. Кроме того, ряд небольших компаний, которые не имели до кризиса PR-менеджера, стали рассматривать связи с общественностью как действенный инструмент развития фирмы в кризис, поэтому открывают соответствующие вакансии.
Возможно, одна их таких вакансий покажется интересной. Если подумать, то работа единственным PR-менеджером в небольшой компании имеет свои плюсы, ведь это реальный способ получить уникальный опыт самостоятельного развития проекта. В целом, рынок сегодня перенасыщен дилетантами, поэтому для тех, кто умеет и хочет работать, перспективы благоприятны.
Ирина Паровина, ведущий консультант департамента Маркетинг и Продажи Хедхантингового агентства
Penny Lane Personnel:
С наступлением кризиса спрос на PR-специалистов сильно упал, как, впрочем, и на всех специалистов в области маркетинга и рекламы. Это связано с первой реакцией рынка на кризисные условия - повальной тенденцией к сокращению рекламных бюджетов и заморозке коммуникационных проектов.
Компенсационный пакет PR-специалистов сегодня уменьшился в соответствии со среднерыночной ситуацией, примерно на 30%.
Можно сказать, что сейчас время молодых специалистов, еще не стремящихся к высокому заработку, а нацеленных работать «на имя» и свое будущее. Пока не привыкшие к новым условиям с точки зрения уровня дохода и компенсационного пакета опытные специалисты будут адаптироваться, молодежь имеет все шансы занять свободные ниши.
Для того чтобы найти хорошую работу в PR, надо больше быть на виду: писать (первое время можно и бесплатно), общаться и «обрастать» полезными связями (после каждого удачного проекта не забывать собирать отзывы и рекомендации) и, конечно, если сразу не удастся найти интересную и/или перспективную с профессиональной точки зрения работу, надо принимать участие во всех временных проектах. Важно всегда работать качественно и на результат, так как это со временем обеспечит специалисту положительную репутацию на рынке.
Самое важное - это не отчаиваться и продолжать поиски, несмотря на отказы со стороны работодателей и кадровых агентств. Надо понимать, что рынок сегодня переполнен кандидатами, работодатели повысили требования к нанимаемому персоналу (и всё это на фоне сокращения общего количества вакансий). Поэтому, следуя поговорке про каплю, которая точит камень, надо планомерно изо дня в день вести работу по поиску нового работодателя, не отказываясь при этом от участия в разовых проектах, которые помогут не «отвыкнуть» от профессии и продолжать «вращаться» в нужных кругах.
Если же соискатель находится в сложном финансовом положении, которое не позволяет ему вести длительный поиск нового места, то ему, конечно, стоит смотреть шире на то, чем бы он хотел заниматься. Думаю, что хорошие PR-специалисты (при условии необходимости сменить сферу деятельности) могут претендовать на административные позиции, на вакансии в сфере продаж/обслуживания клиентов (и так далее в зависимости от личностных качеств, образования и склонностей человека).
Сегодня можно задуматься и о фрилансе. Это достаточно распространенная и актуальная тенденция в условиях кризиса, которая позволяет оставшимся без работы специалистам зарабатывать, а компаниям - оптимизировать маркетинговый бюджет без потери качества запланированных работ.
Наталья Комарницкая, консультант компании
MORGAN HUNT SELECTION:
Затрагивая область маркетинг и PR, можно говорить о влиянии кризиса на эту область как на самую уязвимую при сокращении бюджетов и экономии на персонале. На первый взгляд, есть все основания считать PR-отделы компаний не жизненно необходимыми для ведения бизнеса и не приносящими напрямую прибыль компании. Однако можно увидеть четкую картину - некоторые компании окружены комментариями о благоприятной атмосфере и положительном HR-бренде, в тоже время блоги и дискуссии о других организациях наполнены информацией о смуте, некорректных действиях менеджмента, увольнениях и т. д.
Новостные издания регулярно сообщают о планах развития ряда компаний, выпускают комментарии сотрудников, освещают стратегии работы в столь непростое для бизнеса время. Безусловно, к таким работодателям обращено внимание потенциальных клиентов и кандидатов. В таких компаниях было принято стратегически правильное решение - в кризис заботиться о своей репутации и этим инвестировать в привлекательность компании для потенциальных кандидатов и клиентов после окончания кризиса.
Если говорить о сокращениях штата в области PR, то в таких организациях численность подразделения по связям с общественностью может быть оптимизирована за счет персонала, несущего обслуживающую функцию (администраторов, ассистентов и т. д.), но профильные специалисты обязательно останутся.
Если до кризиса вы трудились в области связей с общественностью и попали под сокращение, обратите внимание на сферу внутренних коммуникаций. Это может быть как часть PR-отдела компании, так и подразделение службы персонала. Сейчас специалисты в области внутренних коммуникаций востребованы не менее, если не сказать более, чем внешний PR. Одной из мер по удержанию персонала в кризис и сохранению благоприятной и спокойной обстановки в компании является как раз усиление функции внутреннего PR и внутренних коммуникаций.
Специалист в этой области является представителем руководства перед сотрудниками и формирует информационную составляющую стратегии развития компании в кризис. Основная деятельность сотрудника такого профиля - регулярное освещение тех или иных решений руководства, планов развития, анализ рынка, новостное наполнение внутреннего сайта, организация мероприятий, направленных на единение команды, предоставление обратной связи от сотрудников руководству.
В настоящее время такие позиции есть на рынке, в основном, в крупных холдингах. Что касается финансовой компенсации на позиции в области связей с общественностью, то для высококвалифицированных специалистов (на 100% отвечающим требованиям работодателя) она не изменилась. Изменилось отношение работодателя к соответствию потенциальных кандидатов требованиям компании. Так как на рынок вышло большое количество специалистов данного профиля, работодатели более придирчиво подходят сегодня к отбору будущих сотрудников.
По мере прохождения через трудное кризисное время все больше компаний осознают важность и необходимость PR-функции, поэтому, на мой взгляд, востребованность специалистов этого профиля не только сохранится, но и будет постепенно расти.
planetahr.ru