Олег Брагинский: «Сверхусилия ведут к сверхрезультатам»

Nov 22, 2016 17:02



Траблшутеры - люди, читающие мысли. Когда пришёл на запись интервью в Школу траблшутеров, меня спросили, не хочу ли почистить ботинки в автомате. А я ещё даже сам этого не осознал. Или во время интервью, только вспоминая про известную статью о правых и левых кроссовках, Олег сразу понял, о чём пойдёт речь. А я сказал одно слово - «помню...» В общем, какая-то магия. И вот экспресс-интервью, во время которого Олег отжался на кулаках, сфотографировался и успел рассказать массу интересных вещей. И всё за 15 минут. Олегом восхищаются знаменитые девушки - Таисия Кудашкина, Надежда Копытина. Такой шанс сейчас предоставляется и вам.

Из интервью вы узнаете:

- Как сказалась блокировка LinkedIn на статусе самого популярного человека этой соцсети,

- Офигенный кейс про захват рынка автострахования,

- Тайну статьи «кроссовки» и историю происхождения статьи «про 10 уток»,

- Отношение Олега Брагинского к пиару.

Поехали.

Представьтесь, пожалуйста.

Олег Брагинский, кандидат наук, автор двух учебников, восьми видеокурсов, и более шестисот статей, основатель «Школы Траблшутеров» и директор «Бюро Брагинского».

Что такое траблшутинг?

Решение нерешаемых задач.

Чем траблшутинг отличается от ТРИЗ?

ТРИЗ в Школе траблшутеров - один из двухсот навыков. Среди других: эффективность, скоронавыки, стратегия, этикет, стиль, риторика, влияние, логика, алгоритмы, Big Data, процессы, проекты, риски. Для нас ТРИЗ - один из инструментов в «аптечке».

Кто из великих занимался такими вещами, но, может быть, называл это как-то иначе?

Многих называют траблшутерами. В англоязычных странах это обычная профессия. С ходу вспомнить великих не могу.

Может, какие-то крупные предприниматели? Форд? Или политики?

Политики прибегают к траблшутингу, но, чтобы постоянно заниматься… Может, Илон Маск.

На Западе траблшутинг находится в реестре профессий?

Не совсем так, но есть индустрии, где траблшутинг - обычное дело. Траблшутинг популярен в инженерии, оборонной промышленности, важен для инфраструктурных предприятий.

А у нас?

Слово-то английское! У нас близкими вещами занимаются, наверное, консультанты, кризис-менеджеры, переговорщики, адвокаты, рекламщики, процессные и проектные менеджеры.

Можете вспомнить какой-то громкий российский кейс? Или свой привести? Как, например, с кроссовками.

Эта статья многократно перепечатывается. Когда работал во Франкфурте, в 1993 году и занимался похожими вещами, услышал этот кейс, якобы про консультантов МакКинзи. Это компилят, из которого бессовестный журналист сделал «жареную утку».

Жареная утка - тоже трюк, его истоки следующие. Один журналист писал, что взял 10 уток, одну из них пожарил, нарезал, скормил оставшимся девяти. Потом взял ещё одну, пожарил и скормил тем же уткам. Таким образом скармливал уток друг другу, пока они не съели сами себя. Так появился термин «жареная утка». Так и эта статья не имеет ничего общего с действительностью.

Если говорить о реальных кейсах, то в последнее время делаем много интересных вещей с компанией Sela. Работали с сетью АЗС «Трасса», ресторанами «Две палочки». Недавно начали работать со швейцарско-американской школой в сфере гостеприимства.

Из интересных кейсов расскажу об одной страховой компании. Специалисты без труда догадаются, о каком имени идёт речь. Ко мне обратились с просьбой автоматизировать труд оценщиков. Для страхования оценивались «бэушные» машины, что занимало от 40 минут до часа. Нужно было сфотографировать машину со всех сторон, открытый мотор и спидометр. Потом специалисты садились за толстый справочник автотовароведа, находили там сколько-то похожих вариантов и выводили оценку.

Мы с небольшой командой нашли следующее решение. Полистно разорвали бумажные справочники и параметры всех объявлений о продаже ввели в excel. Был большой скандал, потому что справочники редкие, дорогие, и компания, которая их выпускала, узурпировала право на «бумагу». Но мы перевели их в электронный вид.

Затем для каждой модели каждого производителя построили по два уравнения: цена сверху и цена снизу. После чего сделали СМС-шлюз и повесили на короткий номер 3344 следующий сервис: вы присылаете производителя, марку, год выпуска двигателя и пробег, и он тут же отвечает СМС-кой с ценой машины. Сообщили об этом сотрудникам, которые стали благодарно использовать новую возможность. Затем дали утечку «барыгам» на рынке, те тоже «подсели». Через время сервисом начали пользоваться и конкуренты, и обычные люди.

И тут мы включили режим номер три. В тексте СМСки, люди стали получать информацию о том, за сколько их машину застрахует именно эта страховая компания. У страховой компании официально появлялся телефонный номер, машина уже была оценена, в компании не было страховиков, которые создавали обычные расходы. Получилась самая дешёвая страховая компания. Не из-за демпинга, а потому что мы построили такой процесс и полностью искоренили проблему.

Является ли такой подход тризовским? Думаю, что это набор тризовских и айтишных подходов, big data и всего остального. Могли бы это сделать тризовцы? Могли бы! Но сделали бы иначе. Ничего не имею против них. Просто тризовцы считают, что мы «неправильные верующие» в религию под названием ТРИЗ. Для нас ТРИЗ - маленький волосок на обширной шевелюре.

Сколько на данный момент существует школ траблшутинга и могут ли ваши ученики уже похвастаться какими-то громкими или эффективными кейсами?

Во-первых, в школу идёт лишь третий набор. В первом было 24 навыка, во втором - 35, в третьем - 50. Сейчас пишу программу четвёртого набора на 77 навыков, с середины следующего года их будет 99. Постепенно дойдём до двухсот, после чего, надеюсь отойти от преподавательской деятельности, преподавать будут уже ученики.

Парадокс: многие ученики успешны. На обучение приходят люди, которые УЖЕ крайне успешны. Это люди, у которых есть бизнес, они числятся в Forbes, выступают на большой сцене. Это люди, которым, может, даже и обучение никакое не нужно.

Во-вторых, они часто приходят с реальными задачами, и когда мы их решаем, приходят в школу, потому что хотят это делать регулярно для себя и других. «Школа Траблшутинга» не учит траблшутингу, а учит подходам. Не обязательно человек, прошедший обучение, становится траблшутером. Кому-то нужен этикет, кому-то умение выступать, и тогда мы шлифуем важный навык. Опять же, кому-то может быть нужен ТРИЗ, и, хотя ему можно выучиться и в другом месте, мы тоже его преподаём. Может не так обширно, но формируем нарезки связанных навыков, выстраивая из них систему и мировоззрение.

У нас много успешных кейсов. Но, в отличие от статьи, которая долгое время сольно циркулировала в рунете, мы описываем каждый наш кейс. Например, в журнале «Retail and Loyalty» приводим описания, формулы, таблицы, но не пишем явно названия компаний. Когда пишу статьи, так описываю клиента, что если его поискать в Гугле, то сразу станет понятно, что это за компания.

Сколько длится процесс получения этих навыков? И, получается, чем больше навыков, тем дольше этот процесс?

Тут есть две хитрости. Во-первых, нет необходимости проходить всю Школу целиком. Модель обучения построена как карта метро. Ветки - базовый навык - допустим, коммуникации. На ветках сейчас по 10 станций. На ветке «Аналитика» есть Big Data, алгоритмы, знания, CRM и другие. Многие приходят и говорят: «Я-такой-то специалист, хочу углубить знания». Мы делаем несложное тестирование, и говорим, что из «ветки метро» человеку нужны лишь два навыка. Кто-то может сказать, что он аналитик, но хочет подтянуть речь. И тогда мы учим выступлению, актёрскому мастерству, риторике, презентации, языку тела, сторителингу, коммуникации и так далее.

Во-вторых, купив навык в Школе, в течение года можете приходить на этот же навык бесплатно. Покупается время обучения, а не сам навык. Некоторые ходят по два-три раза. Уровень понимания и освоения при этом растёт, ведь мы повышаем уровень сложности.

Ваш девиз по жизни?

Сверхусилия ведут к сверхрезультатам.

Получается, чтобы больше получать, нужно больше работать? Или нужно работать головой? Что такое сверхусилия?

Лучше вложиться в задачу, быстро выполнить, потом расслабиться и делать то, что приятно. Например, на переменках мы подтягиваемся. Приходят люди, которые не могут подтянуться ни раза. Постепенно начинают подтягиваться 10 раз. Или не умеют отжиматься, а мы ставим задачу в 1’000 отжиманий в день. И всё это показываем личным примером: «Хотите, прямо сейчас сделаем звонок и покажем, что такое пранкинг или троллинг?» Мы однажды взяли и решили реальный кейс на занятии.

Наши ученики учатся все выходные с 10 утра до 9 вечера. Это сверхусилия. Пока другие отдыхают, они совершенствуются.

Три книги, которые вы рекомендуете прочитать тем, кто хочет овладеть навыками траблшутинга?

Вы меня поставили в тупик. Пока таких книг нет.

Сейчас читаю по книге в день. Причём, все эти книги или с подписью автора, как наша с вами, или ещё не изданы. В этом фишка. В моей библиотеке только книги с подписью автора. Другие книги не принимаю, а читаю те, которые ещё не вышли.

Читал книгу Альтшуллера про ТРИЗ. Неплохая, но странная. Он в ней сильно оправдывается, говорит, мол, навык хороший. Меня много раз просили написать книгу. Пока не созрел. Не готов писать так, как это делают другие авторы, где идея на две строчки, но растягивается на много листов. Для достойной книги материал ещё не собран.

А фильмы? Можете назвать три фильма?

Недавно друг сообщил, что снял фильм про меня. Я его пока ещё не просмотрел. Фильм российский. Мы с человеком летели в самолёте, он видел, как я работал и пообещал снять об этом фильм. Известный российский актёр.

А если говорить про классику, то что вас вдохновляет?

Фильмы почти не смотрю. Но если говорить про жанр, то нравятся фильмы из серии «Изгой» или «Робинзон Крузо». Когда человек из палочки и верёвочки создаёт нормальную жизнь. Люблю людей, которые могут жить вне зоны покрытия, кушая червяков и выживая без соплей и геройства.

Кто из вашего окружения оказал наибольшее влияние на то, чем вы занимаетесь сейчас?

Два человека: мама и дедушка. Мама хотела, чтобы играл в «Что? Где? Когда?». В детстве у меня была игра-викторина с карточками. Даёшь правильный ответ на вопрос, загорается лампочка. Мама сама придумывала вопросы, используя справочники юного математика, физика, химика, биолога. Позже дошло до абсурда: побеждал во всех школьных олимпиадах.

Дедушка много изобретал. Научил меня работать с металлом, деревом, и часто мы с ним мастерили всякие вещи. Сами делали снайперскую винтовку, азбуку Морзе, учили код и передавали сообщения. Делали функционирующие самолёты и подводные лодки. Это были не конструкторы и не покупные детали. Всё делалась из чего-то дешёвого или бросового. Одно из условий было - не покупать ничего в магазине.

Таким образом, мама тренировала мозги, а дедушка - руки.

Как вы относитесь к пиару? Как вы его понимаете и каким вы его считаете в общей концепции, допустим, продвижения товара, услуги, человека?

У пиара вижу две функции. Первая - когда с тобой начинают сравнивать, вторая - когда перестают. Когда сравнивают, это хорошо, это нулевой джедайский уровень. Есть Вася и Петя. Если один из них что-то собой представляет, то второму это, наверное, хорошо. Вот другие иногда говорят: «Мы не Брагинский, мы дешевле». Вот это и есть функция пиара.

Есть два способа продаж. Первый: «Купите! Купите! Купите!» Второй: создать входящий поток, сесть пауком в паутине и ловить входящих мух. Использую пиар, чтобы не гоняться за клиентами. Есть продажа, а есть информирование. Для меня пиар - способ превратить самонавязывание в продажи.

Нигде не даю платной рекламы, отказываю многим экспертам. Регулярно появляются негодяи, заявляющие, что для меня делали нечто. Никто для меня в пиаре никогда ничего не делал и делать не будет. Это принципиальная позиция.

Говорят, что делали для вас пиар?

Погуглите, найдёте: «…работал с Олегом Брагинским…» Штук тридцать откровений уже есть. Многие у меня якобы учились, лечились, а я их не знаю и в списках Школы не значатся.

Для меня пиар - это только качественный материал. На днях написал статью «Инвестировать методом пиццы». Было достаточно хвалебных перепостов. Причём затирают имя, умалчивают источник. Статьи воруют и пытаются выдать за свои. Как только музыка и слова становятся народными, это комплимент автору. Для меня это хороший пиар.

А где читать первоисточники?

В отличие от вымышленных легенд траблшутеров, пишу по статье в день. Они доступны в Фейсбук, LinkedIn, Google+, ВКонтакте и Одноклассниках.

То есть вы сначала публикуете их у себя на страничках, и только потом они начинают расходиться?

Публикую их в изданиях, у себя оставляю ссылки. Если размещу оригинал, в этом не будет ценности. На заборе может каждый написать. А попробуйте пройти главного редактора, соответствовать популяции и добиться того, чтобы почти каждый материал попадал в ТОП. Это круто. А когда пишете в ЖЖ и говорите «у меня лучший блог», это лишь ваше мнение. Попробуйте добиться этого во внешнем источнике, а ещё лучше в их совокупности.

Вы слышали про linked-in, что его собираются закрывать? Как вы относитесь к этому, как самый популярный пользователь этого сервиса?

Вчера занимал 18 уже позицию. Мои посты стали смотреть меньше. Оказывается, у меня был большой русский трафик. Но, опять же. многие не понимают или не верят, почему я лидировал в linked-in. Первый секрет в том, что описал 300 проектов и 300 статей. Второй: использовался 11 языков. Не читают русские, будут читать китайцы, немцы, французы, арабы. В-третьих, полностью исчерпал размер профиля. Я первый и единственный на планете кто уже не может вставить в профиль ни одного символа. Я не просто первый, а уже давно не обновляю профиль и ещё долго буду в лидерах, даже если умру.

Спасибо!

Записал Роман Масленников

интервью с Известными, интервью

Previous post Next post
Up