Jul 01, 2011 06:43
ПУБЛИКУЕТСЯ БЕЗ КУПЮР:
У этой книжки была оранжевая обложка, это я помню отчетливо. Называлась она для тысяча девятьсот девяносто первого года достаточно мудрено: «Что такое «Паблик Рилейшенз». Автор - Сэм Блэк.
Большой взрывной силы оказался этот продукт. Тогда уже было понятно, что наступает звериный оскал капитализма. А прочтение этой книжки давало надежду на то, что в новой стране тебе не придется за похлебку мешки ворочать. Мечты о будущем еще не были конкретны - мало кто тогда мог представить, как выглядят хотя бы десять тысяч долларов.
Но в воздухе уже витал запах сигар, чудился солнечный свет на роскошном балконе, где среди утонченного «хай-тека» непременно должны были быть разные контракты, миллионеры, ручки с золотыми перьями, бокалы с коктейлями и не очень понятные чьи-то ассистентки в черном и голубом.
Вот именно эти ассистентки и были ключевым фактором - позднее мне признавались в этом очень серьезные в российском PR-сообществе люди. Пусть детали и разнились, но так или иначе эти загадочные барышни присутствовали в мечтах каждого второго «будущего специалиста по связям с общественностью». А с учетом огромного количества гуманитарных дармоедов, воодушевленно прочитавших ту книжку, каждый второй - это было действительно много.
Мне было легче - применять на практике вычитанные в книжке с оранжевой обложкой знания можно было прямо на рабочем месте. Чем я, с молчаливого одобрения коллег и начальства, и занялся. Страна стремительно менялась, окончательно это стало ясно после того, как появилась «Академия депутатского корпуса». По замыслу ее создателей, который охотно озвучивал задорный Кирилл Игнатьев, вооруженные современными избирательными технологиями демократические депутаты должны были победить на всех выборах и взять власть. Казалось, что цена слова была высока, как никогда.
Всю эту дурь из меня вышибли замечательным теплым вечером. Сделал это иеромонах одного очень известного монастыря, во время обычной беседы на прогулке, даже не повышая голоса и не меняя интонации. И пусть по послушанию он управлял монастырской иконной лавкой, от него было сложно ожидать каких-либо откровений на тему оранжевой обложки и ее содержимого. А разложил он всю историю с новомодным тогда «паблик рилейшенз» буквально по кирпичикам. Рассказ этот приведу по памяти, хотя стоило записать ее тогда на диктофон.
То, что вы сейчас называете «Паблик Рилейшенз», появилось на свет почти две тысячи лет назад. Именно тогда у небольшой группы людей, изменившей мир, появилась необходимость объясниться с окружающим их миром эллинов и иудеев. Послания апостолов - это не только часть Священного Писания и великий литературный документ. Это еще и недосягаемый образец, вершина особого ремесла, призванного достучаться до человеческого сознания и рассказать ему нечто важное.
Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона,- не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,- чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.
Первое послание к Коринфянам св. Апостола Павла
Во время разговора иеромонах демонстрировал отличное владение предметом: «написать пресс-релиз несложно. Не так трудно и заинтересовать журналиста новостями своего клиента со всеми вытекающими из этого интереса публикациями. А ты попробуй так написать письмо, чтобы хотя бы один человек изменил всю жизнь, не говоря уже о целых народах…»
Вот ты думаешь, в чем смысл этого занятия? По большому счету, ты тот же толмач, переводчик. Не метафизический бутлегер, торгующий смыслами, а очень точно передающий во внешнюю среду суть того, что хочет сказать клиент. Не сделать его более привлекательным, не повысить его популярность - а только помочь ему точно объясниться. Остальное - обман, либо шарлатанство.
Итог разговора был неутешителен. Конечно, ничего зазорного в этом ремесле нет и его можно делать честно. Но еще в том далеком тысяча девятьсот девяносто первом году мой собеседник предрекал совсем не апостольские реалии, низводящие его до банального «купил-продал-обманул». Избирательным технологиям досталось от него не меньше: «вот ты говоришь - Америка. Да в той же самой Америке выборы выигрываются обычной манипуляцией - читай, обманом. И какой-нибудь Джон Кеннеди звонит со словами сочувствия жене арестованного Мартина Лютера Кинга только для того, чтобы его пресс-секретарь об этом немедленно проболтался. И это еще в лучшем случае…»
С тех пор прошло много лет. СССР распался, иеромонах стал архимандритом, PR и избирательные технологии развивались строго по предсказанному им пути. И та книжка Сэма Блэка с оранжевой обложкой до сих пор остается одним из лучших учебников по «Паблик Рилейшенз». А запах сигар, контракты и загадочные ассистентки как раз случились в жизни очень многих, занявшихся этим ремеслом. На поверку оказавшиеся полным фуфлом, как любит приватно выражаться в узком кругу генеральный директор первого канала Константин Львович Эрнст.
Автор поста:
Писано рабом Божиим Е**** 14 июня 2011 года по новому стилю и отправлено г-ну Маслениикову по электрической почте с уведомлением.
гостевой пост,
литература по PR,
мысли,
pr