Читаю я доктора Фрейда, не всегда с ним согласен, далеко не всегда, но, вместе с тем, охотно признаю его заслуги в области изучения человеческой психики, например, доказательство значимости сновидений, или отстаивание очевидного факта детской сексуальности, столь неугодного морализирующему обществу. И все же...
В статье Фрейда "Леонардо да Винчи. Воспоминание детства" содержится следующее рассуждение о fellatio, в книге именно латинский термин, иначе говоря, о минете: "Влечение брать в рот мужской орган и сосать его, которое причисляется гражданским обществом к отвратительнейшим извращениям, встречается все же часто у женщин нашего времени и, - как доказывают старинные картины, - также у женщин старого времени, и, видимо, в состоянии влюбленности притупляется его отталкивающий характер. Видимо, женщинам доступно создавать непроизвольно такие желания-фантазии. Потому что, проверяя, мы видим также, что эти, так тяжко преследуемые обычаями, действия допускают самое безобидное объяснение. Они не что иное, как переработка другой ситуации, в которой мы все чувствовали себя отлично, когда в грудном возрасте брали в рот сосок матери или кормилицы. Органическое впечатление этого нашего первого жизненного наслаждения, конечно, осталось прочно запечатлевшимся; когда дитя знакомится позже с выменем коровы, которое по своей функции схоже с грудным соском, а по форме и положению на брюхе - с пенисом, оно (дитя) уже достигло первой ступени для позднейшего образования этой отвратительной сексуальной фантазии".
Во-первых, складывается впечатление, будто без оценок вроде "отвратительнейший" эта статья не была бы напечатана, хотя в других местах Фрейд упорно твердит о том, что нельзя проводить границы между нормой и патологией. Значит, он отступает в словах, а порой и на деле, тому самому обществу сексуальных невротиков, против которого часто выступает, божась и клянясь, будто он этого отступления никогда не допускает. Лицемерие?
Во-вторых, и в-третьих, пассаж не выдерживает ни малейшей критики с точки зрения фактов: грудь сосут младенцы обоего пола, почему же фантазии о минете посещают только женщин (и пассивных (!) гомосексуалов, как подчеркивает Фрейд чуть ниже)? Ведь дети, как мальчики, так и девочки, вообще, любят тащить все в рот, сосать пальцы, потом, в школе, грызть карандаши, а еще позже дети начинают курить, но это абсолютно игнорируется в данном отрывке (и в статье); и почему у гипотетического ребенка Фрейда ассоциации с пенисом рождает вымя коровы (только по причине его "выдающести"), а, например, не говорится о любых других млекопитающих, у которых соски тоже на брюхе, или, что ребенок может, вообще, не предполагать, будто вымя можно сосать, ведь корову доят руками, отнюдь, не ртом? С другой стороны, по мнению доктора Фрейда, получается, исключительно девочкам и мальчикам - пассивным гомосексуалам представляется на месте вымени пенис, а прочие мальчики отличаются в данном вопросе полной индифферентностью.
Я в связи с этим вспомнил один немецкий мультик, где всем главным героям-быкам было пририсовано вымя. Вероятно, здесь кроется некий общегерманский комплекс.