Интуиция Спинозы

Aug 29, 2009 18:01




Я давно слышал, что по Спинозе интуиция - это сверхразум. Мне было интересно, каким образом он объясняет подобное определение. Во второй части "Этики" - "О природе и происхождении души" я нашел такие рассуждения, попробую кратко суммировать:
Все, что мы воспринимаем либо адекватно, либо неадекватно. Адекватны, согласно Спинозе, идеи о чем-либо, рассмотренные сами по себе, без самого объекта рассмотрения, то есть сущность чего-либо, без внешних признаков, которые только мешают объективному познанию. Теорема 35 гласит: любые погрешности состоят в недостатке познания, что включает в себя неадекватные, неясные, искаженные представления о чем-либо. И далее, в примечании к теореме 40: Мы воспринимаем многое, и образуем, так называемые, общие понятия. Во-первых, от отдельных вещей, которые наши органы чувств представляют разуму искаженно, неясно и беспорядочно; Спиноза называет такие восприятия "познание от недостоверного опыта". Во-вторых, от знаков, например, читая, мы вспоминаем соответствующие вещи и образуем с их помощью известные идеи, подобные тем, через которые мы представляем что-либо. Эта два способа Спиноза определяет как "познание первого рода", иначе говоря - "мнение" или "воображение". Третье, мы образуем общее понятие о вещи, имея, в свою очередь, общие понятия и адекватные идеи о свойствах этой вещи. Этот способ восприятия Спиноза именует "разумом", или "познанием второго рода". Кроме этих двух родов познания есть еще третий, называемый "интуитивное знание". И этот род познания ведет начало от адекватной идеи формальной сущности какого-либо атрибута Бога (атрибут по Спинозе - это одна из сущностей субстанции) к адекватному познанию сущности рассматриваемого предмета. Иначе говоря, интуиция смотрит в суть, минуя внешние признаки. Спиноза показывает различие между интуитивным мышлением и рациональным мышлением, или разумом, с помощью примера: даны три числа, надо найти четвертое, которое относилось бы к третьему, как второе к первому. Один рациональный ум стал бы умножать второе на третье, и полученный результат делить на первое, припомнив общие свойства чисел в пропорции. Но при простых числах, это вовсе не необходимые вычисления. К примеру, числа 1, 2, 3, всякий видит, что четвертое число в пропорции - 6. Так, в общих чертах, отличается третий, самый совершенный, род познания от второго, мы бы назвали его, научным, рода познания. Ученый рассуждает, используя наличные знания, а интуитивный сразу видит истину.
И больше всего мне нравится теорема 43: кто обладает истинной идеей и одновременно знает об этом, не может сомневаться в истинности предмета рассмотрения, ибо, объясняет Спиноза, истинные идеи в нас те, что адекватны в Боге. При данных условиях сомнение - грех.

философия, интуиция, религия

Previous post Next post
Up