О мехах

Sep 13, 2015 21:13

От такой темы защитники животных придут в негодование, однако, оправданием модникам средних веков может, пожалуй, служить то, что тогда не было искусственных материй и мехов.

В XI веке в Западной Европе укрепилась мода на дорогие меха, “запах которых,- по сетованию хрониста Адама Бременского, - внес в наш мир смертоносный яд кичливой гордости и тщеславия. Всеми средствами, правыми и неправыми, мы стремились заполучить дорогую одежду на куньем меху, как будто это высшее блаженство, тогда как северные племена шкуры эти ценят не дороже помета, и таким образом мы сами над собой чиним суд».
Рыцарское сословие более прочих пользовалось меховыми одеждами. Еще первые крестоносцы при Готфриде Бульонском в 1096 году своими ценными одеждами вызвали удивление греческого императора Алексия. Ценный меховой товар составлял главную часть добычи, доставшейся сельджукам в 1187 году при взятии ими лагеря крестоносцев. Филипп Французский и Ричард Львиное Сердце во время крестового похода 1190 года были вынуждены запретить сопровождающим их рыцарям ношение одежд на собольем, горностаевом и других ценных мехах. Мех в основном применялся для подбивки одежды в виде опушки, а одеяния, меховые с обеих сторон, были редким явлением. Ими пользовались для защиты от холода старики и больные. Отделка и подбор различных сортов мехового товара до конца XIII века изменились мало, поскольку за такое долгое время не замечается прибавления новых названий мехов к уже существующим.
Начиная с XII века меховой товар стали делить на «пестрый», вроде мягкого суркового меха, «серый», или беличий, и «пестро-серый», смесь обоих вышеназванных. Вошли в моду рыжие плащи, сделанные из лапок соболя. На белый горностаевый мех мастера набирали крапинки из черных кончиков хвоста. Беличий мех сшивали, чередуя шкурки так называемой «сибирской белки» с белым животиком и серо-голубой спинкой. Такой мех шел на воротники и подкладку парадных одежд.
Дороже всего ценился соболь, бобр и горностай. А по существовавшей иерархии употребления мехов соболь занимал самое высокое место. Одежды из него принадлежали только придворным сословиям. Известно, что Роберт Блуа (Robert Bloet), второй епископ линкольнский, подарил королю Генриху I (1100-1135) мантию на подкладке из черных соболей, стоившую 100 фунтов.
Мех местных животных: выдры, барсука, зайца, кролика, лисы, каменной куницы, барана ценился намного меньше, его обычно вшивали внутрь рукавов. Самым простым мехам, например, кролику, стремились придать нарядный вид, окрашивая его в «совершенный» красный цвет.
Самые роскошные меха: куницу, бобра, соболей, медведя, горностая и белку экспортировали из Сибири, Армении, Норвегии и Германии.
В «Описании благороднейшего города Лондона» из «Жития святого Фомы Бекета» Уильяма Фиц-Стефана (70-е гг. XII века) говорится о купцах «каждого народа, под небом живущего», которые «радуются, что могут вести морскую торговлю», среди них «норвеги и руссы», торгующие беличьими мехами и соболями. Здесь норвеги - норвежцы, скорее всего представители шведского подворья в Новгороде, еще не успевшие ассимилироваться со славянским населением. Руссы же - русские. Существование англо-русских торговых связей подтверждается и данными археологии. Так, монетный состав кладов Новгородской земли (с конца Х в.) позволяет считать Англию одним из главных поставщиков западноевропейского серебра. К XII-XIV вв. относятся найденные при раскопках английские сукна.
Упоминаемые в оригинале беличьи меха (varium, grysium) были названиями лучших сортов белки. По-французски они назывались "vair" и "gris". "Vair" - это русская (позднее - сибирская) белка с белым брюшком и голубовато-серой спинкой, ценившаяся так же высоко, как соболь и горностай. В Англии она известна также под названием "miniver". "Gris" - значит "серый", т.е. светлый мех белки, убитой зимой. Другое толкование "gris" - это спинка зимней белки, a "vair" - вся ее шкурка. Однако, профессор А.И. Малеин, российский филолог-классик, "varium et grysiam" переводил как "горностаев и белок".
Если беличьи меха ввозились в Англию как из Руси, так и из Норвегии, то соболя были исконно русскими. Даже самое название этого пушного зверя имеет в западноевропейских языках славянскую основу и встречается в англо-нормандских памятниках во множестве вариантов: sambeline, sanbeline, sembeline, sibiline, sebeline и т.д. Появившись в XII в., оно навсегда остается в языке.
История появления терминов, относящихся к меховой торговле и ремеслу средневековой Англии, заслуживает внимания, в ней можно найти следы очень тесных торговых контактов с Русью. Например, "clesmes" или "klesem" - это меха, поступавшие из района Клязьмы; "Russewerk", "ruswerk", "Ruthenicale opus" - русские меха (очевидно, из центральных районов); "Smolyng", "smoleynwerk", "smolenskischeswerk" - меха, привозимые из Смоленска. Эти названия относятся к XIII-XIV вв., и, надо думать, их появление в английском словаре того времени произошло не без участия ганзейских купцов.
По мнению английского исследователя XIX в. Д. Стратта, соболя были известны в Англии еще до нормандского завоевания, наряду с бобром, лисицей, овцой. Соболь привлекал окраской - различными оттенками от темно-коричневого до черного. Слово "sable" вошло в геральдику с обозначением черного цвета; синонимом прилагательного "черный" является оно и в английском поэтическом языке.

Статья взята из авторского сайта http://mustellanivalis.wix.com/franz-engel/

XII век, история

Previous post Next post
Up