Как известно, вечером 24 мая адмирал Лютьенс отпустил «Принца Ойгена» на «вольные хлеба»: предполагалось, что крейсер дозаправится от северной группы танкеров («Бёльхен» и «Лотринген») и после этого приступит к операциям на маршрутах конвоев. Попутно, судя по приказам отданных «Ойгену», Флоттеншеф хотел «пересадить обезьянку» в виде британских кораблей на плечо капитана-цур-зее Бринкманна, а самому оторвавшись от преследования спокойно идти в Сен-Назер.
Однако из-за собственных действий «Бисмарку» не удалось ни отправить «Принц Ойген» на дозаправку по плану, ни стряхнуть британцев с хвоста: своим маневрированием немецкий флагман перекрыл тяжёлому крейсеру возможность отвернуть на запад, а затем на север, также, вступив в перестрелку с «Суффолком» и «Принцем Уэльским», явно обозначил своё место… «Ойгену» по этим причинам пришлось идти к южной группе танкеров (в район Азорских о-вов), что, по большому счёту, и спасло крейсер.
Многие историки-любители (впрочем, я сам из этой когорты) - профессионалы подобными идеями едва ли интересуются (история и без всякой альтернативы вещь очень интересная) - задаются вопросом «А мог ли уцелеть «Бисмарк», останься с ним «Ойген»?
Я же задался немного другим вопросом: а мог ли уцелеть «Ойген», останься он с «Бисмарком»?
К тому же к данному вопросу можно подойти с несколько необычного ракурса.
Поскольку недавно НАРА среди прочего любезно выложил большой объём информации по операции "Рейнюбунг", я решил стряхуть пыль со этой старой истории...
Хочу поблагодарить Мирослава Эдуардовича Морозова за то, что помог разобраться с поиском необходимых документов в "дебрях" НАРА.
Собственно, эта альтернатива в некотором роде, является альтернативой только наполовину. Дело в том, что британцы как минимум до 06:16 утра 25 мая считали, что немецкие корабли следуют вместе, и даже после обнаружения «Бисмарка» днём 26 мая британцы были уверены «Принц Ойген» где-то рядом и следует во французские порты отдельно от "Бисмарка". Эта уверенность, основываясь на данных авиаразведки и подводников (они что-то видели, порой даже в кромешной темноте), сохранялась до 28 мая, затем Адмиралтейство начало переориентировать свои силы на прикрытие конвоев в Северной и Центральной Атлантике, была даже завиральная идея, что «Ойген», воспользовавшись тем, что все силы стянуты на перехват «Бисмарка» прорвётся через Гибралтар в Средиземное море на помощь итальянцам.
Неопределённость для британцев завершилась после полудня 4 июня, когда авиаразведка обнаружила «Принца Ойгена» в одном из доков Гран-Бассен дю Нор в Бресте.
Для наглядности взята немецкая карта из официального отчёта “Die Atlantikunternehmung der Kampfgruppe Bismarck-Prinz Eugen, Mai 1941”. В виду того, что немцы, не мудрствуя лукаво, проложили курс «Бисмарка» «между радиосообщениями», то есть между точками, из которых немецкий линкор выходил в эфир, курсы несколько отличаются от наблюдавшихся британцам, также у них неверно передан участок маршрута между 23:38 24 мая (торпедная атака с «Викториеса») и 07:00 25 мая.
В качестве завязки примем следующее:
- после первой попытки оторваться от преследования в 15:40 24 мая Лютьенс принимает решение вернуться к первоначальному плану, т.е. совершить попытку оторваться от преследования под прикрытием темноты;
- также адмирал решает оставить «Ойген» при себе до особых распоряжений, рассудив, что ещё два радара будут нелишними.
- сигнал «Худ» в 18:14 не отдаётся;
- дальнейшие события повторяют реальную историю за исключением того, что «Ойген» как и ранее следует примерно в 10 кабельтовых впереди «Бисмарка».
В подробности хода событий вдаваться не буду (интересующиеся смогут их прочесть хоть в книге С.Патянина и А.Малова о «Бисмарке» и «Тирпице», хоть в мемуарах небезызвестного барона Мюлленхайм-Рехберга).
Отсчёт альтернативы начат в 17:00 24 мая в виду того, что на этот момент известен остаток топлива на «Ойгене»: на 17:00 запас топлива на крейсере составлял 1350 тонн. Однако есть один нюанс: эта цифра указана с учётом «мёртвого» запаса, который составлял порядка 230…250 тонн. Примем среднее значение объёма недоступного к выкачке топлива - 240 тонн, в этом случае запас доступного топлива составит 1110 тонн.
По этапам:
1. 17:00 - 18:15 - немецкие корабли следуют на 24 узлах на юг (расход топлива - 0,82 м3/милю), остаток на конец отрезка - 1085 м3;
2. 18:15 - 20:00 - попытка отрыва, ход 28 узлов (расход топлива - 1,07 м3/милю), остаток - 1033 м3
3. 20:00 - 22:00 - продолжение движения на юг, ход 22 узла (по РДО «Норфолка»), расход топлива - 0,76 м3/милю, остаток - 1000 м3
4. 22:00 - 24:00 - продолжение движения на юг, ход 24 узла (данные «Викториеса»), расход топлива - 0,82 м3/милю, остаток - 960 м3
5. 24:00 (24.05) - 01:00 (25.05) - атака авиагруппы «Викториеса» (квадрат АК1938, по немецким данным атака продолжалась около часа), ход 28 узлов, расход топлива - 1,07 м3/милю, остаток - 930 м3
6. 01:00 - 03:00 - продолжение движения на юг, ход 21 узел, расход топлива - 0,735 м3/милю, остаток - 899 м3
7. 03:00 - 07:00 (от точки с координатами ~56°23´С/36°05´З до кв. АК5572) - разрыв контакта с британцами, ход 27 узлов, расход топлива - 1,0 м3/милю, остаток - 791 м3
8. 07:00 (25.05) - 16:20 (26.07) - маршрут по дуге большого круга между квадратами АК5572 и ВЕ5283 (~ 720 миль, в направлении м. Финистерре), ход 21,5 узла, расход топлива - 0,74 м3/милю, остаток - 259 м3
Остаток топлива на 08:00:
25 мая - 776 т;
26 мая - 394 т.
9. 16:20 - 20:53 - маршрут между квадратами ВЕ5283 и ВЕ6172 (~ 120 миль), ход 24 узла (ЖБД «Бисмарка»), расход топлива - 0,82 м3/милю, остаток - 160 м3
10. 20:53 - 21:25 - торпедная атака с «Арк Ройала», ход 27 узлов, расход топлива - 1,0 м3/милю, остаток - 146 м3.
Из квадрата ВЕ6172 до Бреста 454 мили (21 ходовой час при скорости 21,5 узла) или 336 м3 мазута.
Попутно вынужден признать, что я ошибался: лет 15 назад я доказывал, что "Ойген" остановится около полудня 26 мая, а оказалось вон как... легче правда от такого альтернативному Бринкманну не станет.
Замечания и табуретки приветствуются, поскольку истиной в последней инстанции я себя не считаю... :)