Как повысить уровень образования приходских священников?

Mar 02, 2009 22:37


Прошедшие 17 Рождественские Чтения обнажили ту проблему, которая стояла перед Церковью в течение 1990-тых - 2000-ных годов. Проблему необразованности, граничащей с невежеством у части православного духовенства. Когда говорят, что священники не способны передать крещаемым основы Православной веры, то естественным образом возникает вопрос: «а как они могут служить у Престола Божия?» Ведь даже в молитвах пресвитерской хиротонии архиерей просит Господа для ставленника силы «вествовати Евангелие Царствия, священнодействовати слово Истины». Уже не приходиться говорить, что сам подход тех, кто утверждает, что лучше ничего не делать, противоречит 7 правилу 3 Вселенского Собора, запрещающему преподавать новоприсоединяемым иную веру, кроме веры Никейской. Наша практика крестить и преподавать иные Таинства всем подряд и антиканонична, и приводит с тем страшным проявлениям религиозного невежества, которые являются причиной большинства проблем Русской Православной Церкви.

Но как можно решить эту проблему? Да, сейчас действует запрет Архиерейского Собора рукополагать в священный сан тех, кто не имеет духовного образования. Но это далеко не решает проблемы. Во-первых, остается масса священства, получившего хиротонию в 1990 годах, которые не только не получили надлежащего духовного образования, но зачастую и не желают ничему учиться. Во-вторых, те священники, которые имеют образование, зачастую забыли и то, чему были научены, да и не способны адекватно реагировать на вызовы современности. Но, самое страшное, что часто такие пастыри не только сами не делают, но и желающим мешают нечто сделать. Тем более что многие из них занимают высокие должности в епархиальном управлении. Ведь не секрет, что в отличие от дореволюционной России назначение на тот или иной приход часто зависит не от знаний, или духовных способностей, а от других совершенно нецерковных факторов. Так что получается, что часто в крупных городах настоятелями являются вовсе невежественными пастырями, а тех, кто получил образование и может послужить Церкви, оказывается в глухой деревне.

Думаю, что выход может подсказать опыт светской системы образования. Ведь никто не говорит, что преподавать могут только гении, или, что каждый преподаватель (врач, офицер и т.п.) должен сам отслеживать последние достижения в своем ремесле. Для того, чтобы учащимся не преподавали устарелую информацию, существует система повышения квалификации для тех, кто желает повысить свой разряд, и система подтверждения квалификации для тех, кто хочет просто сохранить свою работу. Аналогичную систему можно ввести и в Русской Православной Церкви.

Итак, наиболее удачной формой образования могут стать курсы повышения квалификации, проводимые каждые 5 (или 10) лет Синодальными Отделами под руководством Правящих архиереев. Их должны пройти все священнослужители Русской Православной Церкви и сотрудники епархиальных отделов, а также штатные миссионеры и катехизаторы.

В том случае, если человек желает получить повышение по службе, он должен пройти переаттестацию, и в зависимости от полученного разряда сможет претендовать на то, или иное место. Священники, на мой взгляд,  должны знать догматику в объеме Катехизиса митр. Филарета, основные документы по управлению Руссской Церковью (Устав РПЦ, Основы социальной концепции, об отношении к инославию, Миссионерская концепция), основы канонического права, они должны также быть научены принципам организациии катехизации и миссионерства на приходах. Курсы также должны помогать в решении пастырских проблем.
Думаю, что таким образом можно решить хотя бы часть проблем в Церкви в наше время. 
Previous post Next post
Up