Jan 03, 2009 23:23
Могут ли еретики присутствовать при православных богослужениях? На эту тему говорят два канона 6 правило Лаодикийского Собора и 9 правило Тимофея Александрийского. Первое запрещает "еретикам, коснеющим в ереси" входить в дом Божий, а второе запрещает еретикам присутствовать при Литургии. Тут возникает вопрос о том, кого должно подразумевать под "коснеющим в ереси". Если речь идет просто о любом неправославном, который не высказывает ясного желания принять Православия, то непонятно, в чем тогда суть Литургии оглашенных (напомню, что и каноны, и литургиеческое предание различают оглашенных от готовящихся ко Крещению. Под первыми подразумеваются только "интересующиеся Православием")? Я уже не буду приводить известнейшие примеры присутствия арианина Валента на Литургии совершаемой святителем Василием Великим или послов князя Владимира на Литургии в св. Софии. Но разве можно в оценки деятельности любого человека исходить из "презумции виновности"? Да, если человек крещен в латинстве или баптизме, он заведомо не может быть допущен к Чаше, но есть ли у нас точное знание, что он принципиально отрицает возможность присоединеия к Церкви? Для того, чтобы выяснить факт "коснения" необходимо строго следовать Евангельской процедуре: обличить наедине, с участием двух или трех свидетелей, а уже затем перед компетентным церковным Собором (или в случае с мирянином перед судом епископа). А уж если он не подчиниться и законному церковному суду, то действительно, вход в храм для него закрыт. Именно об этом говорят все описания последствия анафемы - как в Духовном Регламенте, так и во всех других случаях. Так что если в храм захочет войти Михаил Денисенко или Глеб Якунин, то его необходимо изгнать вон, а если кардинал Каспер, то должно предложить ему осудить известные ереси, а уже затем предлагать или сослужить (после Чина Присоединения) или подвергнуть надлежащему церковному суду