На России 1 вышел репортаж о том, что в Иркутской области пятеро школьников отравились курительной смесью, которую они употребили прямо перед уроками в школе. Одного ребенка уже отпустили домой, остальные остаются в больнице. Опять курительные смеси. Опять дети.
Количество репортажей на федеральных каналах о последствиях распространения в России курительных смесей в последнее время довольно удивительно. Вот на днях Виктор Иванов, главный в стране по борьбе с наркотиками, встречался с московскими студентами. Журналисты в сообщениях о показательной беседе не забыли упомянуть, что высокий начальник говорил и о "спайсах". Раз уж даже его отправили "в народ" говорить о заразе, значит готовится что-то довольно серьезное.
В уже таких далёких 2009-10 годах была общественная кампания АНТИдурь. Её целью было выявление точек продаж курительных смесей в российских регионах и принятие возможных мер по их закрытию. Тогда, три(!) года назад, стало ясно, что борьба с "куришками" простой быть не сможет. На тот момент по сути существовал только один запретительный документ - письмо Геннадия Онищенко, в котором под запрет попадали 3 растения, приводящие к губительным последствиям для организма. Но вот в "спайсах" в чистом виде были не только эти растения. Где-то в начале-середине двухтысячных в одной забугорной лаборатории был разработан препарат JH-018, который мог сделать смертоносным даже обычный укроп. Звучит дико. В растворенном виде им опрыскивали обычные травы, которые при высыхании и становились наркотиком. Но этот препарат запретить куда сложнее. Тем более, что уже несколько лет назад появлялись сообщения в СМИ о создании новых неучтенных аналогов смертоносного препарата. И дело здесь не только во влиятельности наркобаронов. Вина частично лежит и на отечественной нерасторопности бюрократической машины.
Не только в России, но и в других странах правоохранительным органам для задержания и отправления в тюрьму продавцов наркотиков необходимо доказать вину подозреваемых, собрать доказательства. А вот с ними возникают проблемы. Ведь найденное у преступников вещество необходимо отправить на экспертизу. Доказать пагубное влияние на организм вещества еще можно, а вот признать его таковым труднее. К примеру, в России существует список наркотиков, наркотических средств и их прекурсоров. Это такой большой перечень, разделенный на три части в зависимости от степени и опасности для человека всего того, что может принести вред организму, вплоть до летального исхода. Этот список существует вовсе не сам по себе. Он создан на основе международного, разработка которого проходила еще в ХХ веке. Страшно представить сколько за несколько десятилетий появилось разработок наркохимиков, которые до сих пор не учтены в официальных документах государств. Получается, что разработанная новая дурь, не входя в списки, по закону и не является дурью. Чтобы дурь стала дурью на бумаге, Минздрав должен внести представление в Правительство РФ, которое сможет расширить вышеописанный Список. В реальности эта схема вызывает некоторое удивление. О появлении новой заразы одними из первых узнают наркополицейские, которые к Минздраву имеют не такое уж прямое отношение. Ближе к Министерству здравоохранения врачи-наркологи и отделения реанимации, в которые попадают клиенты продавцов курительных смесей. Только не в каждой же больнице могут быть в штате химики, которые выявят в анализах пациентов ту отраву, которую необходимо запретить на уровне государства. Еще во время пребывания Владимира Путина в статусе премьер-министра в январе 2010 года вышло Постановление Правительства о расширении списка наркотических средств. Этому предшествовало множество публикаций в СМИ, репортажей, расследований, даже митингов и пикетов. Общественная кампания с низов на верхах закончилась Постановлением, давшим возможность заразу признать заразой.
За несколько прошедших лет ситуация опять начала развиваться по кругу. В интернете появляются ролики о том, что молодые парни "на живца" ловят курьеров, развозящих курительные смеси, телеканалы всё чаще показывают репортажи о попавших в больницы потребителях "куришек". Очень хочется верить, что кампания в СМИ скоро закончится новыми законодательными поправками и запретами. Причем еще и на международном уровне. Если запретить выращивать растение на территории одной страны, это еще не значит, что ветер не принесет его семена из пограничной зоны. Да и наркохимия, к сожалению, до сих пор занятие слишком прибыльное.
А еще хочется видеть на федеральных каналах в прайм-тайм сюжеты о показательных судах над продавцами наркотиков. Считаю, что их деяния в уголовной системе необходимо приравнивать к преступлениям против государства, к терроризму в конце-концов. Про организаторов терактов в СМИ говорят "ликвидирован", а наркобарон чем менее виновен? Отравляющие действия наркотических веществ в зависимости от состояния организма потребляющего могут проявляться не только при мгновенной смерти, но и в течении последующих лет. Чем не химическое оружие массового поражения? И почему же это не действия против государства и его граждан? Реакция руководства страны должна быть жесткой и своевременной.