Доходный психоз

Oct 10, 2017 21:24

Что не так с благотворительной акцией от Ninja theory и где лжет Hellblade: Senua’s Sacrifice.

Сегодня, 10 октября, во всемирный день психического здоровья, все средства, полученные от покупок игры Hellblade: Senua’s Sacrifice будут пожертвованы в благотворительный центр Rethink в Великобритании. В преддверии этого также был выпущен «Hellblade: Senua’s Sacrifice - Official Accolades Trailer» (примерный перевод - трейлер официального одобрения), в котором Ninja theory совместили скриншоты из фото-режима игры и комментарии игроков, на которых произвела впечатление их игра: по словам некоторых, она открыла им глаза на существование подобных (психических) проблем и эмоционально затронула их. Что же в этом плохого?
С точки зрения стороннего наблюдателя - ничего, ведь это замечательная гуманистическая акция от независимого разработчика, затронувшего в своей игре социально значимые проблемы и направленная на улучшение жизней людей, страдающих от этих проблем. По крайней мере, такую точку зрения хочет создать Ninja theory и именно ее поддерживает большинство игровых изданий и журналистов. Голос несогласных практически не слышен, хоть какой-то резонанс получили лишь 2 статьи, в которых ставится под сомнение чистота намерений разработчиков, а также проблематизируется то послание, которое они вложили в свою игру (https://mic.com/articles/183611/hellblade-senuas-sacrifice-mental-illness-plot-device, https://www.polygon.com/2017/9/15/16316014/hellblade-senuas-sacrifice-mental-illness) с позиций личного опыта авторов. Так что же большинство игроков и игровых журналистов не замечают в Hellblade: Senua’s Sacrifice ?
Во-первых, то, что эта игра - пример успешного создания и эксплуатации медиа-образа, основанного на личных трагедиях людей, презентующая себя как представление, озвучивание и исследование этого опыта. В cultural studies есть специальный термин для описания такого явления - cultural appropriation, культурная аппроприация (присвоение). Иконическим примером такого действия является Диснейленд, парк развлечений, в котором самые противоречивые и страшные страницы истории предстают в виде удобных и приятных для усвоения зрелищ и аттракционов. А психические заболевания и отношение к людям, страдающим от них, без сомнения одна из страшных страниц истории. Да, по сравнению с преобладающим в видеоиграх образом безумца из больницы Бедлам, агрессивного, опасного, уже-не-человека (совершенно верно, это упрек в твою сторону, Outlast), психически нездоровый протагонист Senua’s Sacrifice это уже шаг вперед. Конечно, шаг вперед только для ААА-игроиндустрии, потому что в сегменте инди примеров подобных протагонистов хватает: Fran Bow, Cat Lady, Neverending Nightmares - список можно продолжать. Вот только психоз главной героини в Senua’s Sacrifice довольно быстро превращается просто в plot device, удобное оправдание для продвижения сюжета. Его изображение максимально неконкретно, художественно приукрашено и преувелично в удобных для геймплея моментах и игнорирует те его аспекты, которые и составляют львиную часть трудностей в жизни людей с подобными симптомами.
Во-вторых, тон уверенного в собственной правоте авторитета, подкрепленный заявлениями о том, что картина, которую они изображают, создана под присмотром сертифицированных профессионалов и с благословения настоящих жертв подобных заболеваний. Тон, с которым фактический хеппи-энд, показанный в игре, опровергает самое ее название: Sacrifice - жертвоприношение, что именно принесла в жертву Сенуа? Негативную картину себя? А после этого излечилась и под cheesy музыку ушла в закат? - и, будучи показанным с позиций авторитета, утверждает, что избавление от страданий и болезни возможно. Поэтому если у вас есть знакомый, страдающий от диссоциативного расстройства личности (которое, кстати, частенько приводит к похожим эффектам «голосов в голове»), просто скажите ему, что вы его понимаете. И что сертифицированный профессионал подтверждает, что ему не нужно бороться за себя, пить таблетки и надеяться не превратиться в овощ через несколько лет - хороший, качественный катарсис и принятие себя - и его проблемы перестанут быть проблемами. Аутисту, страдающему от навязчивых паттернов и образов (наподобие поиска рун там, где их нет), можно напомнить, что «это не проклятие, это дар… неужели ты хочешь просто взять и отказаться от этого прекрасного мира?» Кстати, это же можно сказать и шизофренику, если, конечно, он окажется в состоянии воспринять ваши слова в своем кристаллизованном бреду. К сожалению, такое утверждение, хоть и духоподъемно и дарит надежду, не соответствует действительности. В которой людям, страдающим психическими заболеваниями, нужна квалифицированная психиатрическая и психотерапевтическая помощь и поддержка, фармакологическое вмешательство - и даже при все этом, зачастую лучшее на что можно надеяться им и их близким - смягчение симптомов и относительная реабилитация, некоторое улучшение качества жизни. Жизни, в которой им предстоит бесконечная борьба со своей болезнью, в которой многие из них в конце концов уступят. Если месседж, который в итоге создает игра, не является обесцениванием такого опыта, то что же это тогда ..?
В-третьих, то, что сочетание такого образа и такой позиции используется разработчиками в медиа-компании по продвижению своего продукта. Именно в этом - их уникальное коммерческое предложение, ведь покупая Hellblade: Senua’s Sacrifice вы не просто покупаете игру, вы делаете полезное дело, увеличивая общественную осведомленность и даже помогая медицинскому учреждению! Вот только интересно, почему благородство намерений Ninja theory ограничивается одним днем и одной организацией в не самой неблагополучной стране на свете, при международной огласке их заявления и международной дистрибуции их игры. Возможно, если бы Tameem Antoniades пригласил пообщаться не только специалистов по психологии, его перспектива устройства мира была бы дополнена еще одним шокирующим откровением (не меньшим чем то, о котором он пишет в своей колонке https://medium.com/@ninjatam/psychosis-and-hellblade-my-journey-grappling-with-reality-f223cd126bd4 - оказывается, психически нездоровые люди д е й с т в и т е л ь н о видят мир по-другому, и это обусловлено устройством нашей психики) - что к тому же не всем странам удалось построить работающую систему социальной защиты и здравоохранения. Но все геймеры мира приглашаются помочь нуждающимся в Великобритании, а если вдруг из-за разницы часовых поясов или запоздалого знакомства с призывом их покупка произойдет позже - то их средства все равно не пропадут зря, Ninja theory вполне смогут их использовать в разработке еще одной игры, внимательно и деликатно доящей чувствительные для общества темы.
Тем не менее, все сказанное выше не означает того, что нельзя делать игры, затрагивающие чувствительные, травматичные и личные темы - напротив, нужно, и чем больше, тем лучше. Больше того, даже при всех проблемах, о которых было написано выше, Senua's Sacrifice скорее сделала больше хорошего, чем плохого, в деле изображения и контекстуализации психических расстройств, и как продукт имеет много достоинств, оправдывающих ее приобретение. Хотя бы то, что, возродившийся в последнее время тренд «ААА-инди» игр стоит всяческой поддержки. И, в конце концов, это в первую очередь проблема и недоработка игровых журналистов, свидетельство кризиса адекватности обзоров как института и фактического отсутствия именно видеоигровой критики - что такие игры и такие проблемы не получают должного освещения и обсуждения.
Previous post Next post
Up