День Подводника

Mar 19, 2017 20:47

В воскресенье 19 марта российские подводники отмечают праздник .
111 лет назад Николай II включил в классификацию новые боевые корабли. Первыми в состав флота вошли субмарины "Форель", "Сом" и "Осётр".
Ни кто по этому поводу ни чего не сказал в ЖЖ. Хочу восполнить пробел.
Привожу хорошую статью - Подводная армада России.
Подводная армада России
История создания подводной лодки уходит в глубину веков: в разных странах в разные времена пытались создать надёжный подводный корабль. В России первое «потаённое судно» стали строить под эгидой Петра Великого. Однако лишь в 1903 году в боевой состав флота была принята первая русская боевая подводная лодка «Дельфин». Это произошло в 1903 году. Тремя годами позже подводные лодки в русском флоте были выделены в самостоятельный класс боевых кораблей.

Пройдя горнило двух мировых войн, они стали грозной ударной силой военно-морских флотов, наиболее совершенными носителями ядерного оружия. «Политика канонерок» сменилась «дипломатией атомарин». Ещё в предвоенные годы нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов заявлял: «Мы должны иметь сильный морской флот, который должен служить нам опорой мира, опорой нашей мирной политики…».

К середине 1980-х годов отечественный подводный флот оказался на вершине своего могущества, став океанским, ракетным, атомным… Ценой огромных усилий был практически достигнут военно-стратегический паритет в противостоянии СССР и США в глубинах Мирового океана.

За последние сто лет в подводных силах России находилось 1150 подводных лодок, в том числе 269 - атомных. По отечественным проектам были построены 1083 подводных корабля (1044 для нашего флота и 39 для иностранных флотов), а 67 подводных лодок были либо закуплены за границей, либо построены по иностранным проектам, либо получены по репарациям или в качестве трофеев.

В 1954-1988 годы временно или на постоянной основе были переданы другим государствам 76 подводных лодок, в том числе одна атомная - Индии.

Боевые потери составили 130 подводных лодок: 29 - в Первую мировую и Гражданскую войны (1914-1920 гг.); 101 - во Вторую мировую войну (1939-1945 гг.)

В результате аварий и катастроф в 1909-2000 годы были потеряны 33 подводные лодки.

***

К началу Второй мировой войны СССР обладал крупнейшим в мире подводным флотом, насчитывавшим 267 субмарин. Из них типа «Д» - 5 единиц, «Л» - 19 , «П» - 3, «Щ» - 73, «С» - 16, «М» - 78, «К» - 6, «Б» (быв. «Пантера») - 1, «А» (быв. АГ) - 5, «L» (быв. английская) - 1, «Ронис» (быв. латвийские) - 2, «Калев» (быв. эстонские) - 2, остальные 56 находились в разной степени технической готовности и в консервации. Все типы лодок постоянно модернизировались. Были созданы опытные образцы субмарин с единым двигателем - С-92 (ХII серия) и М-401. По ряду боевых качеств они превосходили подводные лодки нацистской Германии.

В 1936 году судостроительные заводы дали самое большое количество средних и больших подводных лодок. Флаги поднимали не отдельные корабли, а сразу целые бригады новых подводных лодок.

В боевых действиях против Германии принимали участие 170 подлодок ВМФ СССР из 267 находившихся в разной степени боевой и технической готовности. Погибла 81 подводная лодка (из них 39 подорвались на вражеских минах). 8 подлодок были взорваны самими экипажами в начале войны, ещё 8 выведены из боевого состава по технической устарелости.

В мирные - послевоенные - годы подводников и подводных лодок в России погибло больше, чем в Русско-японскую, Первую мировую, Гражданскую, советско-финляндскую войны, вместе взятые. Что же это за годы? Есть у них более жёсткое и точное название - Холодная война в Мировом океане. Именно так - с прописной буквы и без кавычек - стали писать эти слова американцы после так называемого «кубинского ракетного кризиса», разразившегося в октябре 1962 года. Тогда советский подводный флот впервые заявил о себе как о геополитической силе, способной воздействовать на мировую политику.

Для подводников Северного и Тихоокеанского флотов, четверть века уходивших на боевое патрулирование с ядерным боезапасом на борту в Атлантику и Средиземное море, в Индийский и Великий океаны, Холодная война и в самом деле было войной - с таранами, взрывами, пожарами, с затонувшими кораблями и братскими могилами погибших экипажей. В ходе этой необъявленной войны мы потеряли пять атомных и шесть дизельных подводных лодок.

Историкам, психологам, аналитикам ещё предстоит объяснить, почему в двадцатом веке российский флот устремился в подводное пространство и там, в виде великой подводной армады, обрел своё главное морское могущество - небывалое за триста лет отечественного военного мореплавания. Ни одна морская держава не имела такого подводного флота, какой был у СССР в годы Холодной войны, - ни по количеству кораблей, ни по скорости хода, ни по глубине погружения, ни по выносливости экипажей. Можно сколько угодно осуждать советский флот за его «агрессивность», но не надо забывать, что у каждого времени есть своя военная логика. И в логике противостояния с мировыми морскими державами сильный океанский ракетно-ядерный флот был для СССР исторически необходим. Именно с его помощью был достигнут стратегический паритет между противостоявшими военно-политическими блоками. Он и теперь после многолетнего варварского «реформирования» остаётся вторым флотом мира по своей ударной ракетно-ядерной мощи.

***

В юбилейные дни принято подводить итоги…

Наибольшее число подводных лодок - 74 боевые единицы - было сдано в 1955 году (2 - проекта 611, 67- проекта 613, 5- проекта А-615).

Наибольшее число атомных подводных лодок - 12 единиц - было сдано в 1971 году (6 - проекта 667А, 3 - проекта 670, 2 - проекта 671, 1 подлодка - проекта 705).

Наибольшее число подводных лодок, построенных одним заводом в течение года, - 37 единиц (проекта 613) - установили судостроители «Красного Сормова» в 1955 году.

Наибольшее число атомных подводных лодок, сданных флоту одним заводом в течение года, - 6 единиц. Это достижение принадлежит корабелам ФГУП «ПО Севмашпредприятие» (в 1969 году - 5 подлодок проекта 667А и 1 лодка проекта 661; в 1970 году - 6 подлодок проекта 667А).

Наибольшее количество подводных лодок, построенных по одному проекту, сданы заводом «Красное Сормово» - 113 единиц проекта 613 в 1951-1956 годах.

Самая большая в истории подводных сил России серия - 215 единиц - средних дизельных подводных лодок проекта 613 (ЦКБ МТ «Рубин»).

Самая многочисленная серия больших дизельных подводных лодок - 75 единиц - проекта 641 (ЦКБ МТ «Рубин»).

Самая большая серия атомных подводных лодок - 34 единицы - проекта 667А (атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения) (ЦКБ МТ «Рубин»).

Самая большая серия атомных подводных лодок, вооружённых крылатыми ракетами, - 29 единиц - проекта 675 (ЦКБ МТ «Рубин»).

Самая большая серия многоцелевых (торпедных) атомных подводных лодок - 26 единиц - проекта 671РТМ (СПМБМ «Малахит»).

Три отечественные подводные лодки вошли в Книгу рекордов Гиннесса:

- самая большая в мире атомная подводная лодка нормальным водоизмещением 23 200 м3 ТК-208 проекта 941 сдана в 1981 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор - С. Н. Ковалёв (ЦКБ МТ «Рубин»);

- самая глубоководная в мире атомная подводная лодка с глубиной погружения 1000 м К-278 проекта 685 сдана в 1983 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор - Ю. Н. Кормилицын (ЦКБ МТ «Рубин»);

- самая быстроходная в мире атомная подводная лодка с подводной скоростью 44,7 узла К-162 проекта 661 сдана в 1969 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор - Н. Н. Исанин (СПМБМ «Малахит»).

Ни один из этих рекордов до сих пор не превзойдён. Советскому подводному флоту принадлежит немало других рекордов, не внесённых в Книгу рекордов Гиннесса. Так, первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки был осуществлён 16 сентября 1955 года с борта Б-67 (командир капитан 1 ранга Фёдор Козлов). Позднее, в 1960 году, в Белом море с той же Б-67 (командир капитан 1 ранга Вадим Коробов) был выполнен первый в мире подводный старт баллистической ракеты.

Первый выход в Атлантику (после 1917 года) совершила в 1957 году подводная лодка Б-77 под командованием капитана 3 ранга Аркадия Михайловского. Это был поход на полную автономность.

Подводная лодка капитана 3 ранга Рудольфа Голосова совершила в 1958 году небывалый поход - с Камчатки до 40-й параллели южной широты, проведя в океане четыре месяца.

В 1958 году дизельная подводная лодка Б-82 под командованием капитана 2 ранга Геннадия Швецова (второй командир Иван Гуляев) впервые в мире прошла из Арктики в Антарктиду.

В сентябре 1978 года К-212 и К-325 под командованием контр-адмирала Рудольфа Голосова совершили первый в истории подводного плавания групповой трансарктический переход подо льдом на Тихий океан.

На атомных подводных лодках с крылатыми ракетами 675 проекта (ЦКБ МТ «Рубин») впервые в мире была проведена залповая стрельба с избирательным поражением кораблей противника, идущих в охранении авианосца.

В 1960-е годы впервые в мире была создана разведывательно-ударная система (РУС): в неё входили подлодки 675 проекта и самолеты Ту-16РЦ и Ту-95РЦ, которые выдавали целеуказание лодочному ракетному комплексу. Один из таких ракетоносцев - К-116 - совершил в 1966 году знаменитый переход с Севера на Камчатку через пролив Дрейка.

Подводная лодка 705 проекта была первой в мире атомной «малюткой». Это был истребитель-перехватчик вражеских атомарин и надводных лодок. Высокая скорость (до 40 узлов) позволяла уклоняться даже от торпед. Идея малогабаритной высокоавтоматизированной скоростной атомарины обоснована конструктором СКБ-142 А. Б. Петровым в 1959 году. Работу по 705 проекту вёл главный конструктор М. Г. Русанов (в 1977 году его сменил В. А. Ромин, создавший проект 705К). Лодка-«автомат», намного обогнавшая своё время, впервые в мире была оснащена всплывающей камерой, в которой мог спастись весь экипаж, состоявший из 32 офицеров и мичманов. За всю историю этого проекта не погиб ни один моряк.

В 1985 году Военно-морской флот страны впервые возглавил моряк-подводник - Герой Советского Союза адмирал флота Владимир Чернавин.

К июлю 1997 года из боевого состава ВМФ России были выведены в отстой 156 ПЛА, в том числе 20 атомных подводных крейсеров стратегического назначения. В целом за «пятилетку обвальных реформ» с 1992 по 1997 год корабельный состав ВМФ России сократился на половину, а самолётный парк - на 78 процентов.

После 1990 года темпы и объёмы строительства подводных лодок резко снизились. Если за 1981-1990 годы была построена 91 подводная лодка, то за следующее десятилетие (1991-2000 годы) всего 26. За первые четыре года третьего тысячелетия сдана всего одна подводная лодка: атомный многоцелевой подводный крейсер «Гепард» в 2001 году (проектант СПМБМ «Малахит», г. Санкт-Петербург, завод «Севмашпредприятие», г. Северодвинск). В марте 2004 года принято решение о ликвидации всех тяжёлых подводных крейсеров типа «Акула».

Но даже в самые тяжёлые времена флот исполнял свой долг. Пусть редко, но подводные лодки всё же уходили в моря, погружались под лёд и там устанавливали новые мировые рекорды.

В 1991 году РПКСН К-407 (командир капитан 1 ранга Сергей Егоров) впервые в истории ВМФ выполнил ракетную стрельбу полным боекомплектом. В 1994 году РПКСН К-18 (командир Юрий Юрченко) всплыл на Северном полюсе, и экипаж торжественно поднял Государственный и Андреевский флаги. А 7 июля 1998 года экипаж РПКСН «Новомосковск» (командир капитан 1 ранга Александр Моисеев) из подводного положения осуществил запуск искусственного спутника Земли «Тубсат-Н» ракетой РСМ-54С.

Экипаж атомной подводной лодки «Касатка» выполнил то, о чём мечтал на заре минувшего века мученик Арктики Георгий Седов: поднял на Северном полюсе Андреевский флаг.

Несмотря на скудное финансирование, на Адмиралтейских верфях 26 декабря 1997 года была заложена головная подводная лодка IV поколения типа «Лада» - «Санкт-Петербург». Эта самая совершенная из неатомных подводных лодок спущена на воду в октябре 2004 года. Её отличают полная акустическая скрытность, мощное ракето-торпедное вооружение и максимальная эффективность гидроакустического комплекса. Такими кораблями российский подводный флот будет оснащён в ХХI веке.

Завершается строительство многоцелевой атомной подводной лодки четвёртого поколения «Северодвинск».

Особое внимание руководителей страны, и прежде всего её Президента Владимира Путина - он впервые за сто лет первым из глав государств отважился на выходы в море в отсеках атомных подводных лодок, - внушило подводному флоту Россию веру в своё будущее. «Флот - показатель здоровья государственного организма, показатель государственного ума правителей и мерило великодержавности». Эти слова русского военного публициста Антона Керсновского, сказанные им в первой половине прошлого века, весьма актуальны и ныне.

Столетний юбилей подводного флота России - это вовсе не ведомственный праздник, это событие, достойное национальной гордости России, а также многих республик СНГ. Это совокупный подвиг моряков, учёных, кораблестроителей, всех, кто причастен к созданию великой подводной армады Отечества, не имевшей равной себе по ударной мощи в мировой истории.

Источник: www.istrodina.com, №3/2004, автор: Николай Черкашин

Подводный флот

Next post
Up