Главная цель поездки.
Карты маршрута до Узгена--
http://goo.gl/maps/7XZwT Узген-Аральск--
http://goo.gl/maps/3iAiy Аральск-Глухов--
http://goo.gl/maps/gmvdd Перед второй частью немного остановлюсь на Узбекистане, по которому проехали около 2000км с крайнего северо-запада до крайнего юга напрямую столкнувшись с проблемами и бытом местного населения.
Иногда слышу, если хочешь посмотреть как выглядел бывший СССР--езжай в Белоруссию.Утверждение в корне не верное, хотя бы потому, что каждый год бываю в Белоруси, из увиденного могу сказать, что белорусы пожалуй ближе всех к Евросоюзу по инфраструктуре общественной жизни, экономике в сравнении с другими странами СНГ.
А вот Узбекистан действительно копия Советского Союза в его самом плохом варианте.Казалось бы в современном Мире не должно быть дефицита, при наличии денег все и везде можно купить.Но только не в Узбекистане.
Как кошмарный сон смотрятся очереди на заправках, во всей северо-западной части страны бензин отпускают по вторникам и пятницам с 15.00 до 17.00. Мы сначала не могли понять зачем на выезде АЗС стоят шлагбаумы, пока случайно в предместье Бухары не попали в 16.00 на заправку, где свободно продавали бензин, это было как раз во вторник.Заехали заправились, потом специальный трудяга пошел закрыл шлагбаум--все бензин закончился, хотя те кто успел заехать, а это еще 4-5 авто спокойно получили свою долю "дефицита".
Старые заправки подают признаки жизни два раза в неделю--нам перед Бухарой повезло! Остальные пять дней в неделю бензина нет!
В Каракалпакии казалось время вовсе остановилось в середине 70-х. Практически не одного нового дома или другого строения, выцветшие заборы и дома, которые действительно красили наверное 40 лет назад, крыши еще покрыты узким шифером, который выпускался до конца 70-х прошлого столетия.На дорогах старые "москвичи" и "жигули", кое-где попадаются десятилетние "Деу", редкие грузовики "ЗИЛ" и "ГАЗ" выпуска тех же 80-х годов.
Какими порядками и законами можно довести свой народ до тотальной нищеты?
С другой стороны очень добродушные, приветливые люди (кроме таможни, но там служащих просто поставили в жесткие рамки дурацких законов).
Абсолютное ноу-хау в гостиничном бизнесе-- местные ЧАЙ-ХАНА.
Замечательный сон на свежем отдыхе,после вкусного ужина--что еще надо в пути!Здесь прямо на коврах у стола заснул,укрывшись спальником.Единственный минус--отсутствие душа,как вариант можно принять "малый душ" с пластиковой двухлитровой бутылки,лучше так,чем никак.
Такого дешевого ночлега больше не встречал нигде в Мире, включая недорогую Индию!
Вот где раздолье для бюджетного туриста:заказал вкусную недорогую еду и здесь же можешь остаться на ночлег, улегшись на мягких коврах, прямо на свежем воздухе или в отдельной комнате, благо на дворе май месяц!
До Ташкента и Самарканда мы не добрались, поэтому трудно судить какие условия жизни там.Но уже в Бухаре, при желании можно найти бензин на коммерческих заправках, с ценой в два раза дороже чем на госАЗС.
Немного веселее обстановка на юге страны в сторону Термеза. Именно здесь увидели первый джип с местными номерами проехав почти 1500км по дорогам Узбекистана.Появляются, то что мы называем "еврозаправкой"--есть бензин, автомойка,СТО--классическая в нашем понимании заправка.Встретились новые, еще не заселенные коттеджные поселки под черепицей, домики небольшие,скромные, не то,какие хоромы потом встретили в Казахстане.
Такие вот противоречивые впечатления остались после проезда через весь Узбекистан.
Такие привычные для нас заправки в Украине,России,Казахстане--для Узбекистана скорее исключение,чем правило.
Часть II --"БАЙК" на Ак Байтале.
5 мая.Искандаркуль--Куляб. 380 км .
Жаль было покидать прекрасную природу озера Искандаркуль, солнечное воскресное утро, завораживающие виды местных гор.Но впереди главная цель всей поездки--дорога по Памирскому тракту, 1350км пути из Душанбе в киргизский Ош через семь перевалов свыше 4000м Памирских гор и еще несколько перевалов высотой до 3500м горной гряды Тянь-Шаня.
Нас ждет "Великая Дорога",вроде как пафосно, но по другому не скажешь.
В Украине и России сегодня один из самых главных праздников года--Пасха.
Разговелись и мы, вкусно позавтракав мясными блюдами местного повара.Зашли в небольшой местный музей, где познакомились с туристическим гидом-проводником, больше 30 лет проработавшем на местной турбазе.Выяснили, что хозяин базы, уважаемый в Таджикистане человек,ученый, написал несколько книг, одну из которых, о природе Искандаркуля, мы купили.Попутно выяснили, что владелец турбазы прекрасный семьянин, имеет четырех жен и 11 детей!!
Затем собрали вещи и в путь.Дорога от турбазы узкая каменистая, с крутыми поворотами, небольшим серпантином.> На одном из таких поворотов усеянных мелким и крупным щебнем медленно "приложился".Причем этот неприятный инцидент случился в том же месте, где по дороге на базу упал Никита.
Т.е. уже знал о стремном месте, но все равно не удержал байк.Причем это мелкое происшествие оказало на меня очень большое далекоидущие впечатления.
Почему? Да просто потому, что самостоятельно не смог поднять "ГС800".Получилось надо ждать Никиту или разгружать байк, который упал как бы колесами под бугор, как ни старался поднять,но ничего не вышло.Через 3-4 минуты подъехал Никита, предложил еще камеру установить для записи, мол все равно ничего страшного,успеем.
Так то оно так.Но невозможность самому справиться с рядовой ситуацией оказала на меня просто удручающее впечатление, причем байк не совсем тяжелый, вещей просто образцово мало, как для пути длинной в 10000 км.
А если бы катил сам, да какой-нибудь фос-мажор--не могу поднять байк?Лишний раз убедился в горы одному на мото лучше не соваться.Да теперь в планируемую в будущем поездку в Магадан, наверняка поеду на ДРЗ400, а то "утоплю" ГС800 где-то броде, хрен сам вытащу.Подумал как народ ездит на груженых под завязку "Африках", "Гусях-1200", ведь там общий вес больше трехсот кило?
С такими невеселыми мыслями поехал дальше.Снова "адский тоннель", который с обгонами прошел меньше чем за 10 минут.Проехали весь Душанбе, нам говорили за объездную дорогу, но нет никакой другой дороги, кроме как через весь город, мимо нашего отеля в направлении Куляба.На газпромовской заправке залили полный бак + канистру А-95, дальше "95-го" уже не будет до самой Киргизии.
Знакомые еще со школы названия:Нурекская ГЭС, до самого города Нурек очень интенсивное движение с массой легковых и грузовых авто, плюс серпантин с постоянными участками ремонта.Пыль столбом, местные едут нагло, постоянные обгоны по встречке.Дважды именно на этом участке чуть не попал в ДТП, больше таких моментов не было на все 10500 км.В первом случае меня просто согнал на обочину местный таджик при обгоне на серпантине, там особо сворачивать некуда--обрыв с пропастью.
Во-втором случае на повороте в 180% сам чуть не въехал в КАМАЗ, после этого поехал медленнее, глотая встречную пыль.Пусть лучше в пыли, но на своих двоих колесах.
После Нурека большая стоянка с палатками еды, сувениров.Остановились, час приходили в себя после такого интенсивного трафика.
Панорама водохранилища Нурека.
Дальше транспорта уменьшилось на порядок, дорога уже сделанная с хорошим асфальтом.К восьми вечера комфортно прикатили в Куляб.Снова на въезде заправка Газпрома, залили только А92, другого здесь не бывает.Местный парень любезно проводил до отеля в центре города, еще помог устроиться --что говорить, таджики радушно встречают гостей, нам уж точно в этом плане повезло.
6 мая.Куляб--поселок Барзуд(70 км до Хорога)=340 км.
Красивая холмистая зеленая местность в районе Куляба, асфальтированная дорога--получали от езды полное наслаждение.Но не долго.Снова пошел серпантин вверх, пост КПП--граница Горного Бадахшана.Проверили наши разрешения,паспорта.Первый классический вопрос, который потом задавали на всех постах Таджикистана:
--Хелло!
--По русски говорите?
--Конечно!
--Так вы с России!
Тогда мы подробно объясняли, кто с России, кто с Украины.Снова стандартное куда? Зачем?
--Просто путешествуем, опять удивление в глазах.Они еще понимают когда путешествуют туристы с Европы или Америки.Но пока к путешествующим братьям-славянам как-то не привыкли.
На очередном посту снова традиционное
--хеллоу.
В ответ:
--привет!
В селениях таджикская ребятня машут руками с тем же криком--хеллоу!
Еще один подъем после Куляба по серпантину на высоту до 2000м, дорога строится, много глиняного,каменного грейдера.Навстречу едут одинокие джипы, другого транспорта, кроме строительной техники почти нет.Джип используется как такси на пути из Хорога в Душанбе, иногда попадаются полноприводные микроавтобусы КИА или ХУНДАЙ,авто с одним приводом здесь попросту не проедут.
Спускаемся в долину реки Пяндж, виден другой афганский берег.Строится большой мост, именно в этом месте самое слабое звено Памирского тракта, когда дожди или весенний паводок делает этот путь проходимый только для грузовой техники.Думаю через год доделают мост, тогда поездка на Памир не будет зависеть от капризов погоды.Нам повезло, паводок уже сошел, ледники еще не тают, в реках минимум воды.Пару неглубоких бродов проходим без проблем.
Дальше дорога вдоль Пянджа уходит в горы.Впереди больше трехсот километров дороги по правому берегу реки, в некоторых местах она будет сужаться до 2,5-3-х метрового карниза над пропастью реки.В такие минуты меньше всего хотелось думать о камерной резине байка, которая в случае пробивания делает мотоцикл неуправляемым,а рядом пропасть...
Километров сорок отличного нового асфальта, сделали турки, часть дороги делают иранцы, часть китайцы.Но участков с каменным грейдером еще очень много, намного больше чем хорошего асфальта.
В поселке Умарак,на середине пути до Хорога с Никитой разминулись.Он остановился для ремонта ветрового щитка, разболтался от тряски по местным дорогам.Я заехал на местную частную заправку, рядом СТО--залил бензин под завязку, рассчитывал на 10 л, но влезло только семь--полный бак, тем более заливали с мерного ведра через лейку.Заметил что в горных районах расход значительно уменьшился.Проехал километров десять, местное кафе, несколько дальнебойных машин.Спросил, говорят на мото никто не проезжал.Остановился стал ждать Никиту, хотел отогнать БМВ в сторону--никаких признаков работы зажигания.Сразу самая крайняя мысль, если каюк аккумулятору, то буду сидеть здесь не один день.Хотя перед поездкой поставил новую батарею.
Достал ключи, открутил крышку фальшбака--нашлось зажигание,клемма от тряски ослабла, потерялся контакт.Подтянул--все Ок!
Потом еще с полчаса ждал Никиту, попутной машиной передал весть, что жду впереди.Его в пути остановили, передали мое "послание".Поехали дальше по непростой дороге, в обед припекло солнце, в экипе стало жарко и снять боязно, вдруг приложишься на каменном грейдере, подерешься до кости.
Нашли способ освежиться, выбрали пустынный участок дороги, но чтобы с афганской стороны были только скалы.Поставили байки пошли купаться в Пяндж, немного освежились возле самого берега, течение быстрое, если унесет, то крышка.Зато усталость горная холодная вода, как рукой сняла.
Вы купались на нейтральной полосе? У нас Никитой получилось.Афганистан на том берегу Пянджа.
К вечеру стали искать место для ночлега, до Хорога всего осталось 70 км, но ехать по ночи не хотелось--не та местность.В поселке Барзуд(еще в Душанбе купили топографическую карту Таджикистана на местном языке) заехали на частную АЗС,спросили за отель.Местные сказали, что организуют ночлег, отель рядом, но он закрыт.В течении получаса все образовалось, нашли хозяина, он привез ключи.Мотоциклы заехали во внутренний дворик.Организовали нам простой ужин за небольшие деньги, приняли душ, дали чистые простыни- посидели,выпили по 100 грамм «Хортицы» под ужин, поговорили о жизни у них,у нас.
Афганская сторона,раньше такие пейзажи видел только на фотографиях--от зеленой долины реки,до каменно-снежных вершин--все перед тобой,как на ладони!
7 мая.Поселок Барзуд-Мургаб =400км .
Выспались отлично, залили на заправке бензина, рассчитались с хозяином за ночлег = 15 $ за двоих с ужином! Поблагодарив за оказанные услуги уехали в Хорог.Дорога улучшилась, прошла через несколько сел, река немного отошла в сторону, исчезла боязнь сорваться в пропасть.Хорог фактически проехали "сквозняком", заехали на рынок, хотел купить сувенирную тарелку--нет, только китайский тряпочный ширпотреб.Дальше в центре городка нашли сувенирную лавку, но все тоже, что в Душанбе, только дороже.
По первому взгляду,город расположенный на высоте 2000м чем-то напомнил мне тибетский Лех--такие же горные хребты по периметру,сам город расположен как бы в котловине,как и столица индийского Тибета,правда там высота другая--3500м над уровнем моря.На выезде снова пост КПП с регистрацией.Дальше по Памирскому тракту в сторону Мургаба пошла неплохая дорога с постоянным плавным подъемом.
Через 130 км заехали в местный санаторий «Сарез» на высоте 3500м, приняли радоновые ванны, перекусили в столовой-вкусно,недорого.На туристическом стенде-рекламе просмотрели,что можно с Хорога посетить Афганистан,местное красивое озеро в 20-ти км от границы.Хотите побывать в самой опасной стране Мира,приезжайте на неделю в Хорог,здесь сделают визу и на пару дней в безопасный тур по Афгану. Есть над чем подумать любителям острых ощущений! Но моему юному «Бедуину» надо 13 мая быть на работе иначе может лишиться «хлебного места».Так что Афган пусть ждет следующего раза.
Инфа по Афганистану с рекламного плаката в санатории.
После санатория тракт плавно стал забираться все выше и выше.Проехав еще километров 40 по неплохому асфальту,попадаем на небольшой каменный серпантин,вот он первый перевал выше 4000м.Альтметр на часах показал 4300м-впереди бескрайнее безжизненное плато.В Тибете на таких высотах постоянно встречались пастухи и строители дороги,здесь никого- пусто!
По дороге еще пару перевалов за 4000м, ниже дорога не опускается.Заметно похолодало,дает о себе знать высота,да день идет на исход.Температура бортового компьютера скачет от +3 до -2 градусов.Пост ГАИ,регистрация,вдалеке виднеется Мургаб,еще 10 км,ехать уже надоело.Первые признаки «горнячки»--апатия,утрата интереса к окружающей природе.В сумерках приехали в самый высокогорный город бывшего Союза.Узнали,что есть три отеля:один совсем новый,в нем холодно.Сказали дадут электрообогреватель,но света в поселке нет.Везде слышен шум работающих генераторов.Такой генератор камин не потянет,значит будем мерзнуть.Поехали в другой отель.Там время намаза-народ молится,им не до клиентов-надо ждать.Местный парень,наверное не такой правоверный мусульманин,согласился показать где третий отель.Приехали к частному дому,это и есть отель.Показали комнату с двумя кроватями + печка буржуйка,на полу ковры.Печь при нас растопили,сказали что натопят баню т.е. душ.За все 10$ с человека,еще 5 $ вкусный суп-лагман. Частный отель с 19 века,зато тепло,уютно у горящей печи.Принесли вкусный лагман,Никита только чай и спать.У меня хорошее настроение,вкусная еда,тепло у печи.
Днем в Хороге было +25,сейчас ночью уже мороз.
8 мая,Мургаб-Узген(Киргизия) = 450км
Вечерний лагман с лепешкой,потом еще чай наверное меня эта еда сгубила.Проснулся в 5 утра от тошноты и головной боли.Вышел на улицу-все покрыто снегом,вот так сюрприз.Снова в кровать,находишь какое-то положение при котором не болит голова,так лежишь неподвижно-тогда легче.Поворот-снова адская головная боль-«горнячка».Никита ходит как «огурчик»,ему намного легче.Только к 8-00 меня немножко попустило,принял несколько таблеток.После 9-00 собрались в путь,до перевала АК Байтал всего 70 км.Появилось солнце,растаял снег,приступ «горнячки» немного отпустил-жизнь наладилась!
Мургаб--электричество в поселке бывает через день.Живут же люди в таких условиях,на высоте 3700 м
над уровнем моря.Скорее это похоже на борьбу за выживание.А где-то море,тепло,ночные клубы,"сладкая жизнь"!
Поехали в сторону перевала,здесь произошел самый
главный прикол всей поездки(во всяком случае для меня,даже с небольшим перепугом)
Выехали утром с Мургаба в сторону перевала Ак Байтал.Договорились ехать только прямо не куда не сворачивая.Я немного отстал,фотографировал поселок.Потом вперед догонять Никиту.Километров 20 гнал на повышенных скоростях,но не догнал.Пропустил пару ям,после чего поехал медленнее. Скорость все равно приличная 70-100км/час на высоте 4000-4200м.
До перевала доехал за час не встретив ни одной машины не в попутном направлении,не на встречу--"мертвое" горное плато,ни души! Даже пастухов не видел,только колючая проволока вдоль границы с Китаем.
На перевале встретил двух мужиков,местные рабочие по обслуживанию дороги.Небольшой домик невдалеке. Спросил не видели ли они парня на мото.
--Нет,никого не было.Ты первый путник за сегодняшний день.
"Весело",куда же делся Никита?
Минут пять фотографировал перевал, думал что делать?
Он поехал вперед,но до перевала не доехал.Мысли разные в голове,граница рядом--места глухие
Решил на разворот,ехать искать.Включил видеокамеру,в путь назад в сторону Мургаба. Спустился на 2-3 км с перевала- едет на встречу Никита! Целый, невредимый у меня на сердце полегчало!
Click to view
Он оказывается забыл о договоренности ехать только прямо,в последний момент решил заехать на заправку,чуть в сторону от трассы.Я же погнался его догонять по прямой дороге.Так приехал первым на перевал,где Никиты не было.
После этого договорились на каждом перекрестке ждать друг друга.
Своеобразность АК Байтала состояла в том,что указатели перевала были расположены с двух сторон от высшей точки на расстоянии около двух км.На самой вершине дороги- никаких знаков.Небольшая фотосессия,в том числе с мото журналом «Байк».
История такова:зимой много свободного времени,была возможность упорядочнить свои путевые заметки.Дневник путешествия на Русский Север в июле 2012г отослал по электронке в редакцию мотожурнала.В ответ- тишина,но в апрелевском номере выходит моя «северная статья» в очень урезанном виде,посвященная великому украинскому Атаману войска запорожского- Петру Калнышевскому,прожившему 112 лет!! Из них 25 лет в ссылке на Соловках по велению Екатерины II .Сейчас в Соловецком монастыре покоится прах Великого Воина,единственных во всем монастыре-- памятник-бюст Атаману.
Статья вышла под рубрикой письмо месяца с припиской,что за такой интересный материал мне положена футболка с символикой «Байка».Пока звонил в редакцию,пока шла по почте футболка- уехал на Памир(хотел на Ак Байтале фотосессию сделать в призовой футболке,но не сложилось),поэтому взял номер журнала,сделал фото на фоне указателя перевала.
Пока ходили по нешуточной высоте 4650м снова начала болеть голова,лучшее лекарство- спуск вниз.Покатили в сторону озера Карокул. Дорога испортилась до невозможности,километров десять жуткий «шифер» со щебенкой,потом снова разной убитости асфальт.Озеро все под льдом,смотреть нечего.Даже в поселок не поехали,было большое желание за один день приехать в Ош.
После озера снова вверх к очередному перевалу- их здесь несколько высотой 4200- 4300 м ,само плато на высоте 4000м.Снова пару участков совсем убитого каменного грейдера,на встречу попалось два джипа,в попутном направлении нас обогнал всего один джип! Трасса как вымерла,потом на перевале Кызыл Арт в Киргизии мы поймем почему здесь практически нет трафика автотранспорта.
Китай совсем рядом.
Граница Таджикистана на высокогорном перевале в 4300м ! Дорога глиняный грейдер вперемешку с камнями грязью,правильнее будет сказать -направление.На посту пусто,пару затрапезных вагончиков,на улице достаточно свежо,градуса 3-4 тепла.Вышли два служащих по внешнему виду напомнили партизан с фильмов про войну:одеты в телогрейки,на ногах какие-то сапоги-валенки.Пригласили в вагончик в котором во всю кочегарила буржуйка с тех же фильмов про революцию,вкусно пахло варенным мясом со специями- варилось здесь на плите.Один оказался таможенником,взял документы быстро все оформил.Второй-- транспортный инспектор потребовал разрешение на проезд по дорогам Таджикистана!
Мы показываем ему разрешение на Горный Бадахшан-нет не такое,надо другой документ,его якобы дают при въезде с ценой в 25$ с транспортного средства.У нас такого нет,но его не надо! Никита просит показать образец,мол ты же его выписываешь.Инспектор начинает «буксовать»,завязывается словесная перепалка которая заканчивается словами:
--я у вас в Калуге работал,мне денег не заплатили?
Все ясно на лицо элементарный развод на бабки.Какое нахрен разрешение на личный мотоцикл,мы даже на платной автостраде шлагбаум объезжали-на мото не надо платить.
Говорю инспектору,что мы туристы проехали 5000км,чтобы посмотреть его страну,мы твои гости.Приедь ко мне в Украину в гости,будешь жить и есть в моем доме бесплатно! Только ты в гости приезжай,а не на работу.После этого инспектор вообще отказался говорить со мной,в спорах прошло уже минут двадцать.Позвал в вагончик одного Никиту,договорились за 10$ на двоих.
Что интересно, все это время таможенник,который был рядом постоянно бубнил,что он тоже должен взять с нас деньги,но не берет т.к. очень порядочный человек.Может так оно и было.
Таможенный пункт на высоте 4300м,немного не похож на ухоженные европейские КПП.
После «партизан» переехали к другому вагончику- пункт наркоконтроля.Этих мы боялись больше всего,начитавшись отчетов,что обычно ищут наркоту переворачивая все вещи.Вышли два парня в форме,один спросил прямо в лоб:--показывай пистолет!
--Нет пистолета,дома оставил.Есть только палатка,спальник,примус.
Поговорили улыбаясь,посмотрели для порядка вещи в кофре,только поверхносно. Распросили откуда,куда,зачем.Пожелали счастливого пути,показав куда ехать к пограничникам.У погранцов сразу потребовали разрешения,потом паспорта.Мирная беседа,рассказали что пост киргизов ниже перевала,через 15 км.
Вот уж действительно в семье не без урода.Один такой урод оказался среди таджиков в лице служащего транспортной инспекции к которой нам,мототуристам нет никакого дела.Не было жалко этих 10$,как напрягало утверждение,что вы нарушители,ездите не по закону.
Лишний раз убеждаешься нет плохих наций:немцев,поляков,евреев,таджиков-есть плохие люди,но с этим ничего не сделаешь.
После погранзаставы начался спуск вниз,здесь стало понятным почему мы не встретили грузовых машин или автобусов.Небольшой,но достаточно крутой серпантин с глиняным грейдером, вперемешку с талой водой с ледников.Сюда может подняться только полноприводная техника.Можно представить что творится на этой «дороге» в дождь или даже после обеда,когда вода с тающих ледников устремляется вниз.Нам повезло,ехали еще до обеда поэтому проскочили этот глей просто на ура.Спускаясь вниз наверное по самому экстримному участку всего нашего трипа с удовлетворением думал о резине «Сахара-3» сзади и К60 впереди,что говорить гудит она на асфальте, изнашивается быстро,но в самый нужный момент отработала на все 100%--ведь здесь запросто можно на дорожной резине юзом скатиться в пропасть!
На спуске увидел интересную картину:таджики на груженом ЗИЛ-130 пытаются заехать на перевал,машина едет один-два метра,становится буксует,сразу под заднее колесо подкладывают камни,чтобы не катилась назад.Возможно ночью по морозу эти ребята подымутся к перевалу,но сейчас это делать просто бесполезно.На стремном спуске забоялся останавливаться чтобы сделать фото всей этой трагикомичной ситуации,но в память врезалось все очень четко.
Дальше дорога немного улучшилась,но в двух местах пришлось переезжать глубокие дорожные неровности в местах сошедшей c гор сели.Сразу подумалось,что когда будут идти дожди то эти места могут превратиться в непреодолимые для байка участки бездорожья.Самая главная проблема в том,что с уходом из этих мест российского автобата ремонт Памирского тракта перестали делать вообще.Дорога с каждым годом на киргизском участке тракта становится все хуже и хуже.
Подъехали к пустынной таможне.Поговорили с таможенниками-пограничниками в одном лице.Забрали техпаспорта,личные паспорта,через 15 минут без досмотра уехали на Ош.Думаю что такое лояльное отношение со стороны погранслужб заключалось в том числе в минимальном количестве сумок,кофров,различной мотопоклажи увязанной на байки- по внешнему виду наших мотоциклов,казалось что ребята просто выехали на пикник за город,а не в путь на 10000 км…
Таможенники сказали что километров тридцать еще будет плохой асфальт,часть грейдера,но с Сарыташа начнется новая асфальтированная трасса.После более чем 1000км пути по полубездорожному Памирскому тракту в их слова как-то даже не верилось,что где-то в этих краях может быть хорошая дорога!
Даже не верилось,что еще утром мы были за теми хребтами Памира.
По пути попались строения еще Союзной обсерватории,спустившись к Сарыташу даже не верилось что позади остались один из самых высокогорных горных массивов Мира-Памир,но стоящие вдалеке белой стеной высокие горы не давали повада для сомнений.Снова путь вверх по горному дорожному серпантину с отличным асфальтовым покрытием,бетонными отбойниками,новой разметкой.Можно подумать мы катим по Швейцарии или Италии-идеальная дорога на фоне красивых гор.С трудом верилось что наш путь идет по Киргизии,которую последние годы лихорадит разнообразными «цветными» революциями! Дорогу власти сделали отличную:от южного Сары-Таша до северного Тараса-через всю страну с несколькими перевалами выше 3000м .Это казалось похожим на сон,хотелось себя «ущепнуть и проснуться».Сколько разговоров в России-Украине о плохих дорогах,но лучше они от этого не становятся.А здесь на окраине бывшей Империи сделали отличную горную дорогу,причем не на равнине,как в Саратовской или Волынской областях,а в сложных высокогорных условиях.Привезти сюда Путина вместе с Януковичем,пусть посмотрят как киргизы умеют дороги делать...
На перевале 3700м встретили голландского мотопутешественника,на полуубитом Кавасаки КЛЕ500 еще восьмидесятых годов.Никита с ним разговорился по английски.Обычная для Запада история:надоело работать,решил взять на год отпуск,прокатить посмотреть Мир.Похожие истории от иностранцев уже приходилось слушать в Индии и Камбодже.Нам до такого уровня еще расти, расти- причем не одному поколению.У парня дома остался приличный «Дукати»--мотолюбитель.КЛЕ500 купил специально для путешествия,совсем не дорого.Очень даже поверили,модель еще без электростартера.Рассказал,что в Россию без визы не пустили.Проехал Европу,Украину,Турцию,Грузию-хотел в Россию,но вернули с таможни.Через Азербайджан паромом на Казахстан,очень задолбали его казахские бескрайние степи с проложенными через них автобанами- уставал от монотонной езды.Бесшабашно едет на Памирский тракт без разрешения,попробует проехать так?!
Пожелав друг,другу удачи в пути разъехались.На спуске с перевала пошли киргизские деревни.Крайне были удивлены реакцией местных мальчишек на наш проезд.Вместо криков «хелло!хелло!»,как в Узбекистане и Таджикистане-местные наклонялись к земле за камнем, делали имитацию попадания в байк,а может кто вслед и бросал? Так по всей Киргизии,почти 1000км .Что на уме в этих киргизов-трудно сказать,но реакция на увиденного на дороге мотопутешественника очень даже странная.Ни в одной стране Мира,такого больше не видел.Читал из мотоотчетов о чем-то похожем в одной из африканских стран.Как говорится-без комментариев.
Красивые горы,теперь уже Тянь-Шаня,прекрасная дорога--и просто дикая реакция юных аборигенов на проезжающих мотопутников!
Перед вечером приехали в Ош,заправились на газпромовской АЗС,Никита предложил ехать дальше-«до победы»,т.е. пока не начнем засыпать за рулем.Не тут-то было.Свет у нас «плохой»,только дальний,ближний по отбивали на Памирской тряске при постоянно включенном ближнем.Ксеноновых ламп в запас не взяли,купить на месте--не реально.Получается мы дальним ксеноном слепим встречных,они слепят нас.Такого количества «зайчиков» в глаза,как в этой поездке,не получал за всю предыдущую жизнь.При таком раскладе можно ослепленным куда-то не слабо въехать. Трасса Ош-Узген с очень сильным вечерним движением,кое-как дотянули до Узгена,перед которым стали свидетелями жуткой аварии при лобовом столкновении- несколько машин превратились в груду металла,что там с пассажирами,трудно сказать:несколько «скорых»,куча милиции.После увиденного начали искать ближайший отель.Нашли единственную в Узгене небольшую частную гостиницу,как потом выяснилось в ней перед нами ночевал встреченный на перевале голландец.
Номер телефона отеля в Узгене.Мотоциклы загнали на стоянку за этой решеткой--так будет спокойней,сказала хозяйка отеля.
Трудным оказался день 8 мая.Перед сном подытожили: домой еще больше 4000км пути,9 Мая-четверг,в понедельник надо быть на работе.Веселого мало,но выбирать неизчего,на том уснули.