Астрономия в школах

Nov 08, 2010 02:15

В последнее время пошла очередная волна протестов-требований на тему отмены преподавания астрономии в школе. Аргументы всевозможные - от антирелигиозно-философских до инновационных ("космонавтика - наше все"). Казалось бы, мне по роду деятельности надо быть всеми конечностями "за", поэтому я очень удивляю собеседников, когда говорю, что отношусь к ( Read more... )

преподавание, астрономия

Leave a comment

buddha239 November 8 2010, 00:30:13 UTC
Неужто большинство учителей физики не могут усвоить третий закон Кеплера?:)

Reply

koshka_s_lojkoy November 8 2010, 05:10:09 UTC
Не могут.
И закон Ома и его применение на практике то же вызывает очень серьезные проблемы.

Reply

buddha239 November 8 2010, 10:35:14 UTC
ИМХО, тут уже слабоумием попахивает.:)

Reply

mari_marian November 8 2010, 07:30:45 UTC
Может это современные выпускники? Я заканчивала МПГУ в 93, и у нас астрономия шла отдельным курсом два семестра с лабораторными. Хотя в дипломе у меня физика и информатика, а не физика и астрономия. Преподавали, впрочем, неважно. Даже в вузе.

Reply

shtauktsh November 10 2010, 00:43:07 UTC
К сожалению, не только современные и не только преподаватели астрономии. Недавно совсем на проверке городских олимпиад по физике одна из проверяющих - уважаемая дама, преподаватель физики со стажем - спросила, как составлял задачи на школьный тур физики. Собственно, ее это волновало, как как там была нерешаемая задача. А именно: "Из начального пункта с интервалом 30 мин выехали два поезда со скоростью 60 км/ч. Определить скорость электрички, шедшей им навстречу, если интервал между ее встречами с поездами - 15 мин."
И такого много, часто и густо.

Reply

mari_marian November 10 2010, 05:43:28 UTC
Ну так из моего выпуска никто в школе и не работает. Я давно задаюсь вопросом, кто же так все-таки там работает? В этом году младший пошел в 1 класс, думала устроиться в школу, так места не нашла :)

Reply

pphantom November 8 2010, 10:30:04 UTC
Не все, но, увы, очень многие. Причем основная проблема была в том, что они его уже знали. :)

Дело в том, что его можно сформулировать не только для Солнечной системы, но, вообще говоря, и для произвольных двух тел. Разница - в выражении для константы в правой части. Именно это и было камнем преткновения - большая часть народу "вот не понимала и все!", как это так может быть. В голове прочно зашито, что законы Кеплера - для Солнечной системы, и любой другой вариант вызывает отторжение, похоже, уже на подсознательном уровне.

С остальным, собственно, проблемы примерно те же. Бывают, конечно, и клинические случаи, когда учителя действительно ничего не знают и не могут, но в большинстве случаев все более-менее сносно. Но как только надо понять хоть что-то новое - пусть даже совершенно тривиальное - возникает непробиваемый барьер.

Reply

buddha239 November 8 2010, 10:35:08 UTC
Интересно, в каком возрасте такой барьер образуется.

А если назвать закон как-то по другому?:) В конце концов, Кеплер ведь свои законы именно для Солнечной системы формулировал.

Reply

pphantom November 8 2010, 11:33:14 UTC
Не знаю. Подозреваю, что в среднем где-то через 5-6 лет после прихода на работу в школу.

Он, к сожалению, уже три века общеизвестен под названием "(обобщенный) III закон Кеплера", а адаптировать материал такого уровня сложности специально для учителей несколько нелепо.

Reply

buddha239 November 8 2010, 11:56:03 UTC
А если 20 раз повторить, что закон - обобщенный?:)

Reply

buddha239 November 8 2010, 10:38:25 UTC
Кстати, может быть, проще формулировать для системы из "тяжелого" центра и нескольких "легких" спутников? Случай двух тел все равно не сильно актуален для Солнечной системы - а как там константу искать, мне совсем не очевидно.:)

Reply

pphantom November 8 2010, 11:47:21 UTC
А это не помогло (попытка делалась). Хотя вариант с двумя телами произвольной массы тоже используется.

А константу в случае одного притягивающего центра получить достаточно просто - если известно, что она от формы орбиты не зависит, то можно рассмотреть легкий спутник, летающий вокруг центра по круговой орбите, после чего все это превращается в стандартную задачу по физике для 10 класса. Впрочем, и честный вывод для орбиты с произвольным эксцентриситетом - это материал первого семестра первого курса матмеха, т.е., по идее, он должен быть доступен человеку с высшим физико-математическим образованием.

Reply

buddha239 November 8 2010, 11:55:22 UTC
Кстати, да: нам перед экзаменом по матану сказали прочитать самостоятельно.:) Я честно прочитал - но, вроде, в билеты этот вопрос не вошел.:)

Reply


Leave a comment

Up