https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/4909/print/ <=
https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/4909/ Как сложили сказку
статья
17 декабря 2017
«Ирония судьбы, или С легким паром!»
Сценарий Э. Брагинского и Э. Рязанова. Постановка Э. Рязанова. Оператор В. Нахабцев. Художник А. Борисов. Композитор М. Таривердиев. Звукооператор Ю. Рабинович. «Мосфильм», 1975.
Подробнее на Кино-Театр.РУ
https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/4909/print/ .....
Еще в 1970 году, в пору, когда пьеса Э. Брагинского и Э. Рязанова «Однажды в новогоднюю ночь, или С легким паром» неудержимо шествовала по театральным сценам, печать уделила ей пристальное внимание.
Вот что писала, например, «Калининская правда»: «Однажды в новогоднюю ночь» - не бездумная развлекательная комедия. В ней есть идея, над которой сейчас серьезно задумываются советские люди. Речь идет о настойчивой тенденции к нивелировке. Это и унылое однообразие архитектурного лица новых жилых микрорайонов городов, даже столичных; это и ненужная стандартизация внутреннего интерьера малогабаритных квартир, и унылая общность названий наших улиц и площадей...»
Еще дальше идет рецензент «Комсомольского пламени» из Оренбурга: в героях пьесы, испуганно пишет он, «мы узнаем самих себя и свои собственные слабости и беды. И болезнь нашего века - рациональность. Если ум в человеке всегда заглушает голос сердца, происходит то, о чем спектакль предупреждает как об опасности - в типовых домах с типовыми квартирами и типовой мебелью поселяются и типовые чувства».
Мрачная картина, не правда ли?
Хорошо, что хоть определился злодей: стандартизация, нивелировка, типовые дома и типовые квартиры, интерьер и экстерьер, в общем - архитектура.
До «Иронии судьбы» я не знаю ни одной ленты, где крупноблочные наши ковчеги столь решительно участвовали бы в действии, где они столь же безапелляционно направляли бы ход событий. Авторы этой картины, по-моему, первыми решились сломать некую психологическую инерцию, когда архитектурная сутолока микрорайонов служила лишь источником критического негодования - они попытались эстетически освоить эту среду, этот мир панельных сооружений, занявший в нашей жизни столь значительное место.
Что происходит в фильме?
Подвыпившего москвича Женю Лукашина, человека тридцати шести лет от роду, врача районной поликлиники, его приятели - тоже в подпитии - заталкивают по ошибке, вместо другого человека, в самолет. Так, в сонном состоянии Женя прибывает в город Ленинград. Проснувшись в аэровокзале, Лукашин называет таксисту свой московский адрес, и таксист привозит пассажира на точно такую же 3-ю улицу Строителей, но только ленинградскую. Привозит в точно такой же, как в Москве, дом № 25, в точно такую же, как покинутая в столице, квартиру № 12. Москвич располагается в ней, как в собственной.
Показанный в фильме мир крупноблочных пирамид - нов. Он динамичен в том смысле, что еще не окреп, не затвердел, не окаменел в своих очертаниях. Мир крупноблочных зданий психологически нов не только для героев картины, но и для большинства ее зрителей.
Подробнее на Кино-Театр.РУ
https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/4909/print/.....
Жесткая, не допускающая никаких отступлений в сторону режиссура Рязанова приводит фильм к результатам в чем-то парадоксальным. Сюжет о том, как причудливое движение жизни разрушает правильность, выверенность, функциональность, сам оказывается до блеска правильным и выверенным. Далее. Говорят, что жизнь причудливее любого вымысла. В «Иронии судьбы», где есть только интрига, сюжет, вымысел, именно сюжет становится монопольным обладателем причудливости. То есть он претендует на то, чтобы стать в такой же степени полным и всеобъемлющим, как сама жизнь. Поэтому художник и оснащает повествование бытовыми подробностями, мелкими деталями. Он хочет, чтобы его вымысел был жизнеподобным.
Но сказка предполагает возвышение над бытом, над обыденностью. И тогда в фильм вводится поэзия, песни - возвышенное, обобщенное осмысление жизни. Действующие лица в песнях выражают свои чувства, настроения. Но песни постоянно стремятся оторваться от исполнителя, характеризовать действие, а не человека - одного-единственного. Песня на стихи Ахмадулиной, которую поет Надя, «вытекает» из квартиры, продолжает звучать за окнами. Песня Жени «Я спросил у ясеня...» сопровождает эпизод с бродящей по городу Надей, и только в самом конце, на последних строфах, «приплывает» к своему исполнителю. Что же касается финальной поэмы, то она оторвалась от персонажей, она - над ними, она ими управляет. Сказка полностью вступила в свои права.
Картина Э. Брагинского и Э. Рязанова о том, что не надо доверяться старым, давно заученным сказкам. Сказки нужны человеку, но каждый должен творить их сам.
Статья приведена в сокращении
Валентин Михалкович
Журнал «Искусство кино» № 6, 1976 год
История кино сайта Кино-Театр.РУ
Полная версия статьи: //www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/4909/
Подробнее на Кино-Театр.РУ
https://www.kino-teatr.ru/kino/art/kino/4909/print/А ещё в 1958 году вышла одна весёлая детская книжка... Она известна всем наверное:
НЕЗНАЙКА В СОЛНЕЧНОМ ГОРОДЕВ ней писатель Николай Носов описал забавные приключения коротышки Незнайки, а заодно и его друзей и случайных его знакомых - в некоем сказочном Солнечном городе. Среди персонажей есть пострадавший милиционер Свистулькин, ушибленный кирпичом и потому прочно застрявший сначала в чужой квартире, а потом и в лечебнице у доктора Компрессика, - и эта побочная история описывается Н.Носовым даже на протяжении двух отдельных глав:
22. Приключения милиционера Свистулькина и
25. Как отыскался Свистулькин И возникает некий спорный вопрос о том, повлияла ли история со Свистулькиным на воображение творцов пьесы "Однажды в новогоднюю ночь..." - когда они "для заработка" сооружали свою пьесу десять лет спустя, уже в 1968 году, - потому что идея о заблудившемся в общем-то довольно нехитрая, а творцы пьесы даже утверждают где-то мимоходом, что им рассказал о сходном происшествии со сходными заблуждениями некий знакомый Н. И писатель
Н.Н.Носов тоже может скрываться за этой таинственной буквой... Или его детская книжка.
И они в общем-то ничего такого особенного не придумывают, просто несколько небрежно "забывают", кто же именно из их знакомых мог рассказать похожую историю. А и правда, знакомых же у них таки много было, разве всех упомнишь, и кто именно эту историю рассказывал.. Может, вот этот рассказал, а может быть, и другой. А может, и читали где-то, когда-то, - что-то похожее, но не совсем. Память человеческая, она такая несовершенная.
А ещё раньше, в 1960-ом, вышел фильм интересный, но иностранный весь из себя, под названием "
Квартира" Но там было другое, чуждое нам заблуждение. Вот разве что немножко изменить всю обстановку... Но этот вопрос уже называется Политическая История Искусств.