В помощь православному сионисту

Feb 06, 2024 03:14

Сия запись может послужить неким пособием для всех страждущих, которые тоскуют об отсутствии в России того что они называют "Православный Сионизм".  На мой взгляд, сильно тосковать о том ннемного преждевременно, поскольку  пока что самими этими страждущими не артикулировано, что именно они понимают под этим термином  -  Православный Сионизм.  Вполне возможно, что они обладают неким тайным знанием, и при этом не желают им делиться.Но тогда и тоска их, об отсутствии в России желаемого ими явления,  -  она несколько непонятна:  откуда же оно возьмётся, если никто в России не знает, что это такое,  а те, кто знает, ничего народу не объясняют хотя бы дистанционно (или как им удобно и доступно).
  На мой например взгляд,  православным сионистом вполне можно назвать такого человека, который принимает вот этот стих царя Давида, и неважно, на каком языке эти слова звучат:
(20) Сделай добро Цийону по благоволению Твоему, отстрой стены Йерушалаима.  - https://toldot.com/limud/library/ktuvim/tehilim/
Ст. 20-21 Ублажи, Господи, благоволением твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския - https://azbyka.ru/biblia/in/?Ps.50:20&r
А слова эти повторяются на нашей земле давно,  -  пожалуй, с тех пор, как на Руси стала известна Псалтирь.
Но конечно же, в таком моём избыточно прямом понимании может заключаться  масса недостатков и несовершенств.
Вот как раз чтобы прояснить некоторые моменты в этом Псалме* царя Давида,  скопирую некоторые материалы и ссылки.
Хотя бы для себя хочу прояснить,  -  пока не подоспели на помощь более знающие и компетентные специалисты.
-----------------------------
* Теиллим  и Вульгата -  Псалом 51,  в русском синодальном переводе  -   Псалом 50. 
-----------------------------
  Понятия не имею,  какая судьба уготована тем ссылкам, что я здесь оставляю, но пусть пока будут.  Если я что-то нарушаю, то никому не заказано мне объяснить, что именно я нарушаю.  Никакой коммерции я не веду,  прибыли не получаю,  эксплуатирую сам себя.  Спойлер открывать никого не принуждаю.
[совсем не принуждаю же!]
https://toldot.com/limud/library/ktuvim/tehilim/
https://azbyka.ru/biblia/in/?Ps.50:20&r
https://pravoslavie.ru/47042.html
https://pravoslavie.ru/97351.html#_ednref1
https://jesus-portal.ru/life/blogs/bibliya-o-kotoroy-vy-ne-znali/kak-david-poseschal-khram-bozhiy/

https://www.live-and-learn.ru/catalog/article/psaltir-davida-v-iudaizme-i-khristianstve-kak-panatseya-v-nekotorom-rode/
http://jearc.info/wiki/Псалом_51 и  https://toldot.com/cycles/cycles_108.html = >  https://toldot.com/audio/lessons/lessons_218.html
https://imrey.org/tehilim/псалм-давида-51/
https://esxatos.com/yuriy-vestel-psalom-5150-v-istolkovanii-rava-girsha
https://esxatos.com/cypin-istoriya-evropy-dohristianskoy-i-hristianskoy-6-tomov


[как начинался Сион]
ת-הַמִּקְדָּשׁ הָרִאשׁוֹן - Первый Храм
Приготовления к постройке храма**
Хотя иерусалимский первый храм был построен Соломоном, но приготовления к его постройке были начаты еще в предшествующее царствование. Они состояли в приобретении царем Давидом места для храма, в обширных заготовлениях строительного материала и денежных средств, в составлении плана храма.

Иерусалим того времени был гораздо меньше нынешнего. Из нынешних четырех его холмов только один, именно гора Сион, был заселен, и, по занятии города Давидом, окружен стеною (2Сам.5:7, 9; 1Пар.11:4-8).
  К горе Сиону, с восточной его стороны, примыкала уединенная и довольно высокая гора, названная 2Пар.3:1 Мориа, занятая полем одного из местных жителей, иевусея Орны. Среди поля, на верхнем хребте горы, было устроено гумно, т. е. выровненная горизонтальная поверхность скалы, на которой, ногами волов, молотили ячмень и пшеницу.
  Давид купил эту гору у Орны за 50 сиклей серебра, как говорит 2Сам.24:24; по другому же свидетельству, 1Пар.21:25, за 600 сиклей золотом (10,500 руб.).    Как видно из этой разности определения стоимости места, гора Мориа была куплена Давидом не вся одновременно; первоначально была куплена незначительная часть горы за 50 сиклей серебра, а потом и другие прилегающие к ней участки, всего на сумму 600 сиклей золота.
  По приобретении места, Давид немедленно освятил его созданием жертвенника и, следовательно, изъял из прежнего употребления.
По всей вероятности непосредственно за тем, гора была занята под склад строительного материала, и потому уже не могла служить полем как прежде.
А затем приобретенное Давидом место стало исключительным местом ветхозаветного храма, который и оставался на ней во все время своего десятивекового существования от Соломона до Тита.
  По преданию, это было то самое место, на котором Авраам принес в жертву своего сына.

О заготовленном Давидом материале для предстоявшего построения храма говорится, что он состоял в золоте, серебре60 драгоценных камнях, меди, железе, кедровых балках и в массах свезенного мрамора и камня (1Пар.22:2-5, 14-16; 29:4-9). Некоторые исследователи (Винер) сомневаются в достоверности перечисляемого в библейском тексте количества этих материалов, особенно же в достоверности цифр 100,000 талантов золота и 1,000,000 талантов серебра. Считая талант золота равным 30,000 металл. рублей, а талант серебра - 2,500 металл. рублей, в ста тысячах талантов золота будем иметь три миллиарда металл. рублей, а в миллионе талантов серебра - два с половиною миллиарда рублей. Возможно ли, говорят, и необходимо ли было собирать такую массу золота и серебра для постройки одного храма? На первый вопрос библейский текст отвечает указанием самых источников, из которых была взята указанная сумма золота, серебра и проч. Прежде всего сам Давид от себя лично пожертвовал на постройку храма, кроме купленного им места, еще 3,000 талантов золота и 7,000 талантов серебра (1Пар.29:4). Затем разные начальники народа внесли 5,000 талантов золота, 10,000 талантов серебра, 18,000 меди и 100,000 железа (1Пар.29:6-7). Главным же образом указанная сумма образовалась из дани, собранной Давидом с покоренных им народов и посвященной Иегове (2Сам.8). Что эта дань состояла из большого количества золота и серебра, видно не только из указанного библейского места, но и из свидетельств Геродота (3, 95,106,116; 9:80) о необыкновенном скоплении благородных металлов у древних восточных народов. К этому нужно прибавить, что указанная общая сумма золота и серебра не есть точный итог собранных богатств, а только приблизительная круглая величина, так как, по свидетельству 1Пар.22:16, собранного золота и серебра нельзя было точно сосчитать по его множеству и так как большею частию то и другое состояло не в ходячих монетных слитках, а в разных сосудах и вещах между другими металлами и деревом. Тем не менее нет основания считать указанные в источниках цифры преувеличенными; с одинаковым правом можно сказать, что в них не только не преувеличено, а напротив преуменьшено действительное количество золота и серебра. Что же касается вопроса: могли ли быть издержаны такие суммы на постройку одного, и притом по своим размерам сравнительно небольшого храма, то ответом на него будет служить все дальнейшее наше исследование. Здесь заметим только, что храм иерусалимский был единственным для всего израильского царства и, следовательно, требовал всевозможного великолепия.

Наконец царю Давиду принадлежит самая идея храма или план храма в общем и частях, переданный им Соломону в торжественном завещании и с настоятельным требованием выполнить его. Некоторые (между ними Пэн) полагали, что под планом, переданным Соломону Давидом, нужно разуметь только тот план, который указан для святилища в книге Исход. Это справедливо в том смысле, что скиния Моисея должна была послужить основною моделью и иерусалимского храма. Тем не менее в плане Давида упоминается так много новых подробностей, несуществовавших в скинии (1Пар.28:11-19), что его безошибочно можно назвать новым, вторым планом ветхозаветного святилища. Многие другие исследователи (между ними Перро) полагали, что план иерусалимского храма не был ни Давидов, ни Соломонов, ни вообще израильский, но финикийский или египетский, так как из Финикии, а по преданию и из Египта, были вызваны художники и строители храма. Но не говоря уже о том, что иноземным людям, кто бы они ни были, ни Давид, ни Соломон не могли предоставить составление плана для святилища Богу Израилеву, и что план иерусалимского храма имел непосредственную связь с планом святилища Моисея, библейский текст прямо говорит, что, при составлении своего плана, Давид руководствовался только тем, что было у него самого на душе и что внушил ему Иегова (1Пар.28:12:19). Иноземные художники при построении иерусалимского храма имели такое же второстепенное значение исполнителей готового плана, какое имели Веселиил и Аголиав при построении скинии Моисея (Исх.37:30 и дал.). Имя одного из них Хирама (по книгам Царств) или Хурам Авии (по чтению Паралипоменон) упоминается в тексте, но уже после того как храм был построен; как хорошо знакомый с литейным искусством, он был призван для изготовления одних только медных сосудов и колонн (3Цар.7:14). Имя же главного архитектора, строившего иерусалимский храм, в библейских источниках не показано. Везде дается знать, что своим величием и красотою храм был обязан всесторонней мудрости царя Соломона, руководствовавшегося планом Давида.

Не смотря на множество заготовленного Давидом материала для храма, его оказалось недостаточно для начала работ, особенно мало было свезенного Давидом дерева и строевых камней61. Поэтому Соломон приступая к постройке, вошел в сношение с тирским царем Хирамом и заключил с ним контракт, по которому Хирам обязывался: а) снабжать Соломона кедровым и кипарисовым деревом и тесаными готовыми камнями с Ливана; б) вырубку строевого леса и обделку камней предоставить людям, присланным от Соломона, но для руководства их поставить над ними еще своих финикийских работников, как более опытных в деле; в) деревянные брусья доставлять с Ливана (вероятно с местности Триполи, славившейся лучшими кедрами), морем, на плотах до Иоппии (Яффы), ближайшей к Иерусалиму пристани. С своей стороны Соломон обязывался доставлять в Тир пшеницу, вино и масло (3Цар.5; 2Пар.2; Josephus Flavius, «Antiquitates Iudaicæ». III, V, 2:6). По свидетельству Парал. и Иосифа Флавия этот контракт был заключен формально на бумаге, и его копии, ἀντίγραφα, хранились как в Иерусалиме, так и в Тире. Есть еще одно свидетельство Евполема (Евсевий, «Praeparatio Evangelica». X, 30-34), по которому подобный договор Соломон заключил и с египетским царем Οὐάφρηι (Ваафри). - Количество рабочих, упоминаемых в договоре, библейский текст кн. Царств определяет так. Из ханаанитян, живших между евреями, было назначено 70,000 носильщиков, 80,000 каменотесов и 3,600 надзирателей (по Пар. 3:300); из израильтян назначено 30,000 работников, ходивших на Ливан переменными чредами в числе 10,000 ежемесячно. О числе финикийских рабочих библейский текст не говорит, но Евполем (у Евсевия) полагает их 80,000; столько же и египетских. Если таким образом одни работы по отделке дерева и камня производились далеко от Иерусалима на Ливане, то другие работы литейные были исполняемы в иорданской долине, на месте между Сокгофом и Цортаном, т. е. в ближайшем к Иерусалиму месте, на котором можно было найти необходимую для литейных работ кирпичную землю и песок (2Пар.4:17). Таким образом на месте строения храма, по библейскому выражению, не было слышно ни молота, ни топора, ни другого железного орудия.

Прежде чем приступить к постройке самого храма, требовалось еще приготовить для него сообразное с планом место. В настоящее время гора Мориа представляет ровную, защищенную стенами, четырехугольную площадь около 1,500 англ. футов длины и 1,000 фут. ширины, обращенную к четырем странам света почти в правильном направлении магнитной стрелки на восток и запад своими продольными сторонами и на север и юг поперечными. Но такой вид дан горе Мориа строителями храма. В первоначальном же своем виде хребет Мориа, как и другие окрестные горы, был очень обрывист. По свидетельству Иосифа Флавия, на нем едва могли найти место для корпуса храма и для жертвенника всесожжений; для дворов же, которые должны были со всех сторон окружать храм, места вовсе не было. Кроме того, по своему направлению хребет горы храма первоначально шел по диагонали нынешней площади этой горы, т. е. не прямо с севера на юг, а с северо-запада на юго-восток. Между тем храм и его дворы должны были ориентироваться, подобно скинии, в правильном отношении к четырем главным странам света. Таким образом при отделке горы Мориа требовалось: а) расширить ее верхнюю площадь до размеров необходимых по плану храма, б) изменить или выровнять направление кряжа так, чтобы приготовленная для храма площадь была по возможности правильно обращена к четырем странам света. По свидетельству Иосифа Флавия («Bellum Judaicum». V, 5:1) то и другое было достигнуто разом мудрым проектом Соломона - построить на восточной стороне горы, начиная от ее подошвы, среди проходящей здесь Кедрской долины, большую и твердую каменную стену не в направлении горного кряжа, а в том направлении, какое должна была иметь восточная стена двора храма, т. е. в прямом направлении с севера на юг, и промежуток между стеною и склоном горы (больший в северной части и меньший в южной) засыпать землею. По исполнении этого плана, гора Мориа не только была расширена в направлении на восток, не только получила с этой стороны прочную защиту, в виде высокой стены, необходимую здесь потому, что своею восточною стороною гора храма выходила в пустыню, но и получала исходную линию для правильной ориентации своей площади. Без всякого сомнения, вместе с восточною главнейшею стеною, площадь храма должна была получить соответственное ограждение в виде каменной стены и со всех других сторон62.

Следить шаг за шагом порядок постройки Соломонова храма ни священное Писание, ни предание не дают данных. Поэтому археология храма должна исходить из той его картины, какую он, по описанию источников; представлял в своем законченном и цельном виде. Затем, так как в библейском описании храма встречается много экзегетических и археологических трудностей, то мы должны будем подвергнуть их всестороннему рассмотрению. Главным образом эти трудности происходят от неясности для нас библейских архитектонических терминов, а также от того, что описание храма библия представляет, подобно описанию скинии, в двух параллельных рассказах книг Царств и Паралипоменон. Но тогда как два параллельные рассказа о скинии принадлежат одному и тому же автору и передаются в буквальном согласии, один как закон о скинии, другой как исполнение этого закона, между известиями о храме Соломоновом книг Царств и Паралипоменон есть некоторые разности, происходящие от различных намерений различных авторов и от неодинаковой подробности описания отдельных частей храма в том и другом рассказе. Мы говорили уже, что некоторые археологи присоединяли сюда еще третье библейское описание храма пророка Иезекииля, как составленное якобы по воспоминанию о храме Соломоновом. Хотя такое привлечение пророческого видения к числу источников археологии храма нельзя назвать основательным, тем не менее некоторые подробности описания Иезекииля, видимо накладывающиеся на исторические описания, могут быть принимаемы в общую картину храма, для восполнения пробелов исторических книг. После библейских источников археология храма, как мы уже знаем, должна пользоваться описанием Иосифа Флавия, но и оно разбито на несколько параллельных рассказов, не совсем сходных между собою («Antiquitates Iudaicæ». VIII, 3, 9; XV, 2, 3; «Bellum Judaicum». V, 5:1). То же нужно сказать и о талмудических преданиях о храме Соломоновом. Вследствие всего этого не все пункты в образе Соломонова храма могут быть представлены с одинаковою желательною ясностию.
---------------------------------------------
** Источник: Ветхозаветный храм в Иерусалиме : Исслед. проф. Киев. духов. акад. А.А. Олесницкого. - Санкт-Петербург : Православ. Палест. о-во, 1889. - [10], XXVI, 939 с., 75 л. ил. (Православный Палестинский сборник; Т. 5. Вып. 1)

Цитируется по https://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnickij/vethozavetnyj-hram-v-ierusalime/2

пастыри, стих, цитаты, мимоходом, бесфанатизма, культура, природа, притчи, медный чайник, переводы, архив

Previous post Next post
Up