Какое истолкование более верное?

Jun 06, 2023 03:33

...раввинистическая традиция - это верное истолкование все еще действующих Божественных законов.
(Из статьи "ХРИСТИАНСТВО" на сайте Электронной еврейской энциклопедии: https://eleven.co.il/judaism/and-other-religions/14563/ )

Вот за что и нравится мне очень читать разных поучительных пояснений от многих мудрых людей, и не только на том указанном ресурсе ЭЕЭ, но и на ресурсе Толдот!  это там где всюду раввины выступают,  -  хотя и на русском языке! Да, у них бывают публикации некоторых без подписи материалов,  - но я всё же верю (а что же ещё остаётся-то?!), что и анонимные статьи составляются очень мудрыми раввинами, -  просто они из большой личной скромности не указывают своё авторство. 
К тому же надо помнить, что кроме правильных, т.е. достоверных источников твёрдого знания (Тора), имеющих письменную форму, есть ещё и Агада (устная Тора), а сама т.н. раввинистическая традиция подразумевает(или предполагает) известную свободу во мнениях различных мудрецов.  Они имеют право на самостоятельную точку зрения, а не так, чтобы имели все одинаково и по команде!
  Да и на самом ресурсе ЭЕЭ  все статьи ведь тоже "анонимны", и никого это не смущает, и все добрые люди черпают оттуда любые доступные мудрости по мере своих сил и потребностей!
  Ещё мне нравится большая научность всех разъяснений и поучений многих мудрых рабби на том прекрасном ресурсе Толдот.
И это потому, в частности, что они отнюдь не стесняются союза с наукой, а как раз  - или ровно, как говорится, наоборот,  -  они стремятся найти с наукой общий язык, и привлечь её к объяснению многих чудесных явлений, которые происходят по воле Вс-вышнего.
 Вот наглядный пример,  -  пояснение про точность еврейского календаря, здесь упоминается даже полёт на Луну (цитирую по источнику https://toldot.com/calendar.html ):

«Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить Рош Ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа [половина дня - это полсуток, а в сутках - двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” - в отличие от луны]. Поэтому я не принимаю свидетелей - облачко им показалось луной”.

В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, - в новомесячье не говорят траурных речей».

Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше. Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.

Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).

Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет) Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).

На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.
.....
Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом. Оно произошло в точно известное время: 28 мая 585 года до н. э. Пятнадцатое затмение произошло также в точно установленное время: 22 сентября 1968 года, т.е. спустя 932221,9 дня, или 31568 месяцев.
Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.

Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 - в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии», из которой исходили ученые, рассчитывая полет на Луну!

Листая эту книгу, можно поразиться: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!

У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.

Из современных календарей более или менее точен григорианский.

----------------------------------------------
  И мне сразу же захотелось найти ту книгу  -  "История календаря и хронологии".
Невзирая на то, что в тексте так и не упомянуто имя её автора, в наше время книга легко находится в Интернете:
  https://www.booksite.ru/fulltext/672978/text.pdf
 Правда, всегда можно возразить, что "это не та книга"...  Тем более, что в той, что я нашёл, автор пишет вот какие научные слова про точность вычисления продолжительности лунного месяца по описанному методу (стр.94-95):
-  За первое примем одно из древнейших солнечных затмений, о наблюдении которого до нас дошли сведения. Такое затмение произошло 28 мая 585 г. до н. э. и впервые было предсказано знаменитым греческим ученым Фалесом. Оно произошло в 14 час. 30 мин. по гринвичскому* времени. За второе - затмение, которое произошло 22 сентября 1968 г.** Нетрудно установить, что между этими двумя солнечными затмениями прошло 932 221,9 дня и за это же время миновало 31 568 лунных месяцев. Тогда для средней продолжительности синодического месяца получаем 29,53059 дня, или 29 дней 12 часов 44 минуты 3,0 секунды.
-  Это значение синодического месяца отличается от величины 29,53058812, принятой в современной астрономии, всего на 0,2 секунды. Для построения лунного календаря такой точности не требуется и достаточно ограничиться пятью десятичными знаками: 29,53059 средних солнечных суток.
---------------------------------------------------
* В те времена Гринвичской обсерватории ещё не было...
**  А здесь почему-то гринвичское время не указано...  В общем, находке моей  -  шах и мат!
-------------------------------------------
А ещё автор этой замечательной книги пишет -  но уже в другом месте,  -   и такие слова про еврейский календарь (стр.115 - 117):
-  Еврейская календарная система - одна из наиболее сложных. Первоначально она представляла собой обыкновенный лунный календарь, в котором год состоял из 12 лунных месяцев по 29 или 30 дней в каждом. Первый месяц содержал 30 дней и назывался авив, т. е. месяцем колосьев, месяцем начала весны.
Остальные месяцы названий не имели и обозначались порядковым числом: 2-й, 3-й и т. д. Таким образом, год состоял из 354 дней, т. е. был короче солнечного более чем на 11 суток. Впоследствии, под влиянием Вавилонии, месяцы получили названия явно вавилонского происхождения.
За начало месяца принималось новолуние, вернее, момент первого наблюдения на западном небосклоне узкого серпа Луны. Такая Луна называлась «молед» и означала рождение нового месяца. Наблюдение моледа должно было быть засвидетельствовано не менее чем двумя лицами. Только после этого в столицу еврейского государства Иерусалим посылались гонцы с сообщением о наблюдении новолуния. Вслед за этим сразу утверждалось начало месяца. С этого момента по всей стране зажигались костры и раздавались звуки труб. Так оповещалось население страны о том, что наступил новый месяц. Наступление нового месяца называлось «рош-ходеш». Если месяц состоял из 29 дней, то рош-ходешом называлось только первое число следующего месяца; если месяц уже содержал 30 дней, то рош-ходешом являлось и 30-е число текущего месяца.
Лунно-солнечный календарь. В дальнейшие века истории еврейского народа, примерно в IV в. до н. э., лунный календарь начал постепенно вытесняться более сложным, лунно-солнечным календарем. Его разработка продолжалась много столетий, и ее полное завершение обычно относят к 499 г. н. э. Интересна история этой реформы. Согласно библейским сказаниям, освобождение евреев из египетского плена произошло в 15-й день месяца нисан. В ознаменование этого события празднуется еврейская пасха, а сам нисан стал первым месяцем года. Чтобы этот месяц всегда оставался весенним, и был разработан календарь, сочетающий период изменения лунных фаз с годичным движением Солнца. Так еврейский календарь стал лунно-солнечным.
--------------------------------------
  Предлагаю сослаться на то, что книга сия была написана и издана при Советах, в 1970 году...  Это может объяснить почти всё!
Ну, если вдруг окажется, что имелась в виду именно та научная книга, на которую ссылался добрый равви в своей статье...

А в другой научной книге (или таки научно-популярной?) её автор позволяет себе написать вот какие дерзкие слова (ведь книга была издана тоже при безбожных Советах!  http://spirovo-lebedev.ortox.ru/files/2022/10/I._A._Klimishin_Avt._Kalendar_i_hronologiyaBookSee.org_.pdf)
  - стр.245 и далее:
III. КАЛЕНДАРИ НАШИХ ДНЕЙ

ЕСЛИ ГОД... В ШЕСТИ ВАРИАНТАХ
Описывая все сложности еврейского календаря, выдающийся хорезмийский ученый Бируни (973-1048)* воскликнул: «Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить простых людей и подчинить их себе. Они добились того, что люди ничего не предпринимали несогласно с их мнением и пускались на какое-нибудь дело только по ихпредначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители мира. Но Аллах с ними рассчитается...».
Немного истории
О первоначальном еврейском календаре известно немногое. В Библии упоминаются четыре месяца:
первый - авив - месяц колосьев (Исход, XIII, 4), второй - зиф - месяц цветения (III Царств, VI, 1), седьмой - афаним - месяц бурных ветров (III Царств, VIII, 2), и восьмой - бул - месяц произрастания Царств, VI, 38).
Как видно, названия этих месяцев связаны с земледельческими периодами.
Можно думать, что это месяцы древнего лунно-солнечного календаря, хотя о каких-либо правилах вставки (или вообще о вставке) 13-го месяца в Библии не говорится. С другой стороны, в ней как бы ведется порядковый счет дням по декадам («асор»), и поэтому не исключено, что древние евреи пользовались заимствованным из Египта солнечным календарем, в котором месяцы имели по 30 дней. Так, в Библии находим упоминание месяцев Пахон и Епиф древнеегипетского календаря (3-я кн. Маккав., VI, 35), впрочем, также и двух месяцев македонского календаря - Диоскоринфий и Ксанфик (2-я кн. Маккав., XI, 21, 30, 33, 38).

Находясь в вавилонском плену (586-539 гг. до н. э.), древние евреи заимствовали у вавилонян их лунно-солнечный календарь. В этом можно убедиться, сопоставив названия еврейских и вавилонских месяцев (см. раздел «Календари народов Двуречья» и табл. 33) и знакомясь с текстом Библии. Там упоминаются месяцы Нисан (Неемия, II, 1), Сиван (Есфирь, VIII, 9), Элул (Неемия, VI, 15), Кислев (Неемия, I, 1) или Хаслев (Захария, VII, 1), Тевет (Есфирь, II, 16), Шеват (Захария, I, 7) или Сават (1-я кн. Маккав., XVI, 14), Адар (1-я Ездры, VI, 15),
Это - первые по тексту упоминания, так как некоторые месяцы упоминаются по нескольку раз. Но часто даются и просто порядковые номера месяцев: «...в первый месяц, в четырнадцатый [день] месяца вечером Пасха Господня; и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу... в седьмой месяц, в первый [день] месяца да будет у вас покой...» (Левит, XXIII, 5, 6, 24). В то время в Вавилоне уже были разработаны правила вставки 13-го месяца по системе октаэтериды. Однако древние евреи использовать ее вряд ли могли: ведь Библия предписывала в полнолуние 1-го весеннего месяца («в четырнадцатый день месяца вечером») отмечать праздник пасхи, который был приурочен к началу жатвы, причем первый сноп посвящался Богу (Левит, XXIII, 10). Вставку 13-го месяца производили, сообразуясь исключительно с состоянием хлебов. Вот что писал, например, ставший в 75 г. н. э. председателем синедриона (патриархом) Гамалиель II евреям, находящимся в Вавилоне и Мидии: «Поскольку голуби еще малы и агнцы еще очень молоды и к тому же время авива еще не настало, то... мы признали за необходимое прибавить в этом году еще тридцать дней».
За начало месяца в еврейском календаре принималась неомения - момент первого появления Луны на вечернем небе. Даже в I в. н. э. при иерусалимском синедрионе была специальная комиссия из трех человек, которая 29-го числа каждого месяца высылала свидетелей за город, чтобы они следили за появлением серпа новой Луны. Таких свидетелей появления Луны в неомении должно было быть не меньше двух. Каждый еврей - очевидец первого захода Луны - был обязан при всех условиях и даже в праздничный день - субботу - отправляться в Иерусалим для показания. Заслушав очевидцев, коллегия принимала решение считать наступающий 30-й день текущего месяца 1-м днем нового месяца (в противном случае, а также при облачной погоде таковым объявлялся лишь следующий день). Новолуние (в смысле - неомения!) провозглашалось словами «Оно освящено», которые все присутствующие повторяли хором. Об этом событии население окрестностей Иерусалима оповещалось с помощью огней, зажигавшихся на холмах, а позже - посылкой гонцов.
В 70 г. н. э. Иерусалим был полностью разрушен войсками римского императора Веспасиана, а евреи рассеялись по многим странам Европы и Азии. А, как уже отмечалось, условия видимости новой Луны, существенно зависят как от географических координат, так и от времени года. Неудивительно поэтому, что в счислении времени у евреев во II-IV вв. и. э. существовал разброд. В частности, «такой праздник, как день Иом-Кипур, в одних местах из-за неполучаемых своевременно сведений не знают, когда праздновать, в других на свой страх и риск празднуют в разные дни... Некоторые города празднуют два дня Иом-Кипур» (Еврейская энц. - Спб., т. 9, с. 147). Поэтому
необходимо было создать календарь, который не зависел бы от условий видимости новой Луны в том или другом месте, а основывался исключительно на расчетах. Разработка такого календаря продолжалась многие годы и была завершена, по-видимому, около 500 г. н. э. При этом начало нового месяца было уже перенесено на астрономическое новолуние.
Отголоском понятной неуверенности - «был ли виден сегодня на вечернем небе серп „новой Луны" или нет» - и явилось то, что в еврейском календарном году из 12 месяцев насчитывается... 18 дней, имеющих название «Рош-Ходеш» («новый месяц»). Дело в том, что последний день 30-дневного месяца евреи также назвали «Рош-Ходеш», т. е. они начало каждого второго месяца отмечали на протяжении двух дней...
----------------------------------------------------------
* Проверка точности семантики цитирования произведена по источнику https://www.vostlit.info/Texts/rus17/Biruni_2/text8.phtml?id=15766 :
...у [евреев] есть еще циклы, называемые «текуфат». Текуфа означает у них начало каждой четверти года, так что текуфа Нисана - это весеннее равноденствие, текуфа Таммуза - зимнее солнцестояние, текуфа Тишри - осеннее равноденствие и текуфа Тебета - летнее солнцестояние.

[Евреи] считают, что от одной текуфы до следующей проходит ровно одна четверть количества дней солнечного года, то есть девяносто один день и семь с половиной часов. На этом они построили свои расчеты при вычислении текуф.

Дело в том, что [еврейские] жрецы запрещают простым людям принимать пищу в час текуфы и утверждают, будто это вредит телу. Но это только тенета и сети, которые жрецы расставили, чтобы уловить [простых людей] и подчинить их себе. [Они добились того], что люди ничего не предпринимали несогласно с их мнением и пускались на какое-нибудь дело только по их предначертаниям, не советуясь с кем-либо другим, словно эти жрецы, а не Аллах - властители [мира]. Но Аллах с ними рассчитается!
----------------------------------------------
И для соблюдения "тройственности" - ещё одна книга, 1981 года издания, и тоже при Советах!
АЛ. Пронштейн, В.Я. Кияшко, Хронология, Под редакцией чл.-корр. АН СССР В. Л. Янина, Допущено Министерством высшего и среднего специального образования СССР в качестве учебного пособия для студентов исторических специальностей вузов
И написали те давние учёные люди вот какой параграф (стр. 42-44):
§ 7 Еврейский календарь
В 568 г. до н. э. после захвата Иерусалима Навуходоносором в Иудее были введены вавилонские календарь и летосчисление. До этого у евреев была распространена сложная система лунного счета времени. Год состоял из 12 лунных месяцев с 29 или 30 днями в каждом. Начало месяца определялось непосредственным наблюдением неомении двумя лицами. Как только появлялся серп Луны, население страны оповещалось звуками труб и разжиганием костров о рождении нового месяца. Этот момент назывался «рош-ходеш», также именовались первое число у всех месяцев и тридцатое у длинных.
Первоначально месяцы обозначались числительными: второй, третий, четвертый и т. д. Только первый месяц, символизировавший начало весны, именовался авивом, что означает месяц колосьев.
В дальнейшем были заимствованы вавилонские названия месяцев и установлена не зависящая от лунных фаз семидневная неделя (табл. 3). Первым днем недели считалось воскресенье, а сутки начинались с 6 часов вечера.
Лунный год состоял из 354 суток, поэтому официальный счет лун расходился с религиозными церемониями, связанными одновременно и с новолунием и с созреванием ячменя. Администрация по мере необходимости добавляла к году дополнительный месяц.
Замена лунного календаря лунно-солнечным завершилась лишь в V в. н. э. Дополнительный месяц с 499 г. н. э. стали вставлять в определенные високосные годы 19-летнего цикла, знакомые нам по греческому календарю. Такой месяц из 29 дней повторял двенадцатый месяц года (адар) и потому назывался вторым адаром (веадаром). Годы из 12 месяцев принято называть простыми, а високосные, содержащие 13 месяцев,- эмболисмическими.
Религиозные предписания не позволяли совмещать начало еврейского года с воскресеньем, средой или пятницей. Если по счету дней новый год приходился на эти дни недели, то его отодвигали на сутки или даже на двое. По этой причине годы календаря как простые, так и эмболисмические бывают трех видов: краткие, или недостаточные, правильные, или нормальные, полные, или избыточные. В простых годах по 353, 354, 355 дней, в високосных соответственно 383, 384, 385.
Еврейское летосчисление ведется от мифической даты «сотворения мира», за которую принимается 7 октября 3761 г. до н. э. Эта так называемая «эра от Адама» официально принята в современном Израиле, хотя там и пользуются григорианским календарем.
До конца I I I в. до н. э. год древних евреев начинался весной, а затем новогодие было перенесено на осень (1 тишри).
Приблизительный перевод дат еврейского календаря на наше летосчисление достигается вычитанием из номера еврейского года чисел 3760-3761. Так как 1 тишри приходится на сентябрь - октябрь, а наше новогодие на 1 января, такой перевод всегда дает две возможные даты. Например: год «эры от Адама» 5741. Вычитая последовательно числа 3761 и 3760 получаем
1980 и 1981. Действительно, 5741 год «от Адама» начался 11 сентября 1980 г. и, следовательно, придется на конец 1980 и большую часть 1981 г.
-------------------------------------------------

календарь, цитаты, бесфанатизма, культура, наобум лазаря, птица не курица, наука, медный чайник, техника, ревность не по разуму

Previous post Next post
Up