К вопросу о роли или значении личности в истории

Jun 04, 2023 01:39

... в истории народов нет ничего случайного и произвольного ...   всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждет и требует «исполнения времен», которого нельзя ни приблизить, ни отдалить. ...
Вместе с тем, она* представляет ряд глубоких житейских опытов величайших характеров, которые своими добродетелями и не менее своими пороками широко раскрывают дверь в самую глубь духовной жизни человека и тем самым преподают глубочайшие уроки для всякого обладающего достаточно живым нравственным чувством для того, чтобы воспринимать подобные поразительные опыты.
31 декабря 1887 года.
А.Л.
  (Из предисловия А.П.Лопухина к первому изданию "Библейской истории Ветхаго Завета",  цитируется по  источнику  https://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblejskaja-istorija-vethogo-zaveta/ )
--------------------------------------------------------------
* Здесь под словом "она" следует понимать именно Библейскую историю.
По представлениям и убеждениям А.П.Лопухина,  "Всякая история есть воспитательница ума и сердца и учительница мудрости; но Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что предмет её - центральные пункты духовной жизни человечества, и в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития."
-----------------------------------------------------------------
Ergo,  из этой цитаты вывод можно было бы сделать вот какой:
-  никакого урока, и тем более глубочайшего, получиться никак не может , если отсутствует достаточно живое нравственное чувство.
  Как легко заметить, случай полного отсутствия нравственного чувства даже не рассматривался в те времена.  Как, впрочем, и случай наличия оного чувства,  но не-живого...

Но ведь всё это опрометчивое рассуждение про какие-то глубочайшие уроки было написано А.П.Лопухиным очень давно, 146 лет назад.
В ту пору никто даже и помыслить не мог о таком нашем сегодняшнем прогрессе,  когда возможны всяческие варианты со всеми этими нравственными чувствами.
 Вдобавок, нам на помощь спешит усердно совершенствующийся Искусственный Интеллект.  Ведь умные люди не зря же его изобретали.

Можно ли "смоделировать" (алгоритмизировать) какие-либо чувства,  не говоря уж о нравственных?
Можно ли, опираясь на подобные "алгоритмы" и "модели",  заранее рассчитывать последовательность своих действий,  -   с целью добиться желаемого воздействия на большие массы людей,    -  чтобы получить желательный (для исторической личности)  результат?
  Как мне кажется, особо одарённые личности осознающие свою великую важность в истории человечества уже вовсю, т.е.вплотную, занимаются всеми этими прикладными вопросами. И у них есть для этого и советники, и помощники, и всякие прочие ресурсы.

По моим впечатлениям, в сферу юридическую, например, ИИ уже вторгается, и весьма успешно.  Достаточно посмотреть, в каком виде вносятся "поправки в законодательство", -   это ведь шифр какой-то, в натуре!  Там нет места вообще для каких-либо "чувств".
А какие чувства могут быть у законодателей, при такой конвейерной системе их непосильного труда?  И что интересно, у них же нет никакой "прогрессивной системы оплаты труда", т.е. нет "сдельщины", а есть твёрдый оклад, не зависящий от выработки.
  Но возможно, я ошибаюсь.  А всё знает лишь Вассерман.

цитаты, диагноз, бесфанатизма, культура, гипотеза, закон, природа, писатели, прогноз, притчи, наука, личность, техника

Previous post Next post
Up