Воскресение Христово и Сошествие Христа во ад - это два догмата Церкви.
-
В христианском искусстве изображение самого непостижимого и главного момента евангельской истории - Воскресения Христова - обычно отсутствует. Это чудо недоступно человеческому пониманию - его не описывают святые евангелисты, о нем не говорят церковные песнопения. Обычно иконами «Воскресения Христова» называли те, где изображалось сошествие во ад или явления Христа по Воскресении, а так же явление ангела мироносицам у Гроба Господня. С учётом этого обстоятельства и нужно, на мой взгляд, относиться к новому храму Воскресения Христова, - который почему-то принято чаще называть Главным храмом Вооружённых сил РФ. Видимо, считается, что такое пышное название более благозвучно для людей неверующих, светских.
Служение в таком храме требует особого напряжения духовных сил его настоятеля, т.е. самого Патриарха Русской церкви.
Можно по-разному относиться к изыскам, предпринятым попечителями, строителями и оформителями храма сего.
Однако лучше молиться за его Настоятеля, и пытаться увидеть за внешней стороной дела - иную, более высокую символику, хотя, конечно, это требует некоторого напряжения духовных сил.
Из тех фактов, которые могли бы помочь постичь эту символику, мне кажется уместным напомнить, что наша страна была действительно "погружена в ад" очень трудной войны с очень опасным противником. Не по своей инициативе. И одержала в ней победу, - которую мы до сих пор помним, обретаясь уже совсем в другом государстве.
И в этой войне участвовали граждане того государства, которого уже нет, и которое сейчас принято называть, к месту и не к месту, - "богоборческим режимом". Однако
известно, что по переписи 1937 года, в условиях этого богоборческого режима, больше половины населения нашей страны называли себя верующими. Не боясь преследований со стороны режима!
И было бы ложью утверждать, что среди защитников нашей Родины были одни атеисты, т.е. меньшая часть нашего народа (в то время). Верующие люди защищали нашу Родину вместе с "богоборцами", и жертв среди них тоже было очень много. И они не ссылались на богоборческий режим, и не винили его в той войне. И они награждались за свои труды и подвиги тем же самым "богоборческим государством", которого уже нет (к великой радости правильно верующих).
Надо ли воевать с призраками? если нет уже того государства! но страна-то та же самая нам осталась во владение, правда, чуточку меньше она стала.... Не лучше ли подготовить себя к угрозам настоящим или наступающим?
Из дополнительных, своего рода "художественных" доводов к постижению высокой символики, можно было бы упомянуть некое произведение одного поэта-символиста начала ХХ века. Но поскольку его самого нельзя назвать воцерковлённым православным человеком, то весь его символизм можно скорее отнести к неким "озарениям", к которым, конечно же, надо относиться с осторожностью. Но он был всё-таки верующим...
И его Христос, "в белом венчике из роз", - это вовсе не "предводитель бандитов с ружьями"... Он просто не всем виден: поэт вот увидел, и по глупости своей поэтической, решил об этом отчитаться. Бес его попутал, наверно...
И если всё-таки помнить, на чьей стороне Господь, то можно надеяться, что и новый храм Воскресения Христова не будет Господом поставлен нам в осуждение, - только лишь за то, что попечители и благотворители проявили свой "вкус" при его возведении и отделке.
Будет ли лёгким служение в таком храме? мне кажется, оно потребует очень большой отдачи от служащих и молящихся. Особенно если учесть, что пока что храм вызывает лишь внешний, "туристический интерес", и к нему "совершают паломничества" скорее как в музей, а принудительное "воцерковление" военнослужащих уже было в истории нашей Родины, и этот урок тоже нужно было бы вовремя вспомнить.
Но это всё - лишь моё частное мнение.