Николай Дмитриевич Успенский о Тайной Вечере

Apr 16, 2020 02:02

Литургист  Николай  Успенский -  видео, заключающее статью с биографией  Н.Д.Успенского.

image Click to view



Почему так мало известен Н.Д.Успенский как деятель Русской церкви?
У меня есть одно предположение, но оно может не понравиться тру-православным.  Поэтому каждый волен составить своё мнение на этот счёт, ознакомившись с деталями биографии  Н.Д.Успенского самостоятельно.  Или с откликами на его богословские работы (отклики довольно пространные и высокоучёные, потому что исходят от учёных людей).  На мой взгляд, ничего "не-православного" в его работе о Тайной Вечере не содержится.
   Вот, например, небольшой отрывок из заключительной части этой довольно большой статьи:

Мы ближе будем к истине, допустив, что апостолы и христиане ближайшего к ним поколения, совершая вечерю Господню, следовали примеру Самого Господа.
Преломляя хлеб, они произносили традиционный для этого барах, их благословение чаши представляло обычный зиммун.
К этому прилагалась лишь уверенность, выраженная у апостола Павла словами «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» (1Кор. 10:16).

Возникший в связи с появлением ересей вопрос действительности или недействительности совершаемой Евхаристии тогда еще не существовал. Не было понятия «пресуществления» Святых Даров, тем более не возникало вопроса о сущности и времени этого пресуществления, как не существовало понятия совершительной для таинства сакраментальной формулы.

Даже слова Господа, которым позднее западные богословы стали приписывать значение такой формулы, евангелистами переданы различно: у евангелиста Матфея - «приимите, ядйте: сие есть Тело Мое» (Мф.26:26), «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26:27-28); у св. Марка - «приимите, ядите; сие есть Тело Мое» (Мк.14:22), «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк.14:24); у св. Луки - «сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22:19), «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается» (Лк.22:20).
Апостол Павел, сообщение которого о Тайной вечере является самым ранним, приводит слова Господа так: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание» (1Кор. 11:24), «сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (1Кор.11:25).

Нетрудно заметить, что при различной передаче евангелистами одних и тех же слов Иисуса Христа, имеется некоторая близость в сообщениях евангелистов Матфея и Марка, равным образом между сообщениями евангелиста Луки и его наставника апостола Павла.
Это можно объяснить только тем, что подлинные слова Господа передавались разными лицами с различными богословскими нюансами. Это сохраняло их сущность и не превращало в формулу.
В этом случае личный духовный опыт участников вечери Господней и объективные явления благодати Божией в чудесах и знамениях были лучшими свидетельствами действительности вечери Христовой.

Если в последнее тысячелетие под влиянием коллизии схоластического богословия с наукой и философией, а также вследствие потери евхаристического общения между восточной и западной половинами Церкви возникли проблемы времени и образа пресуществления Святых Даров, то у христиан апостольского времени подобных проблем не было, потому что слова Христа Спасителя «сие творите в Мое воспоминание» они принимали как заповедь делать то, что сделал Он Сам.
В силу твердой веры сказанному Господом они, «преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. 2:46).
Единственной проблемой для них было, если это можно назвать проблемой, сохранение личной духовной чистоты, чтобы недостойным отношением к вечере Христовой не оказаться виновными «против Тела и Крови Господней» (1Кор. 11:27): «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1Кор.11:28-29).
Для тех же, кто соблюдал эту чистоту, не могло быть никаких сомнений, и вечеря Господня для них являлась светлым праздником. Ее вкушали с весельем, «хваля Бога» (Деян. 2:46-47).

В книге Деяний апостолов сообщается об одной из вечерей Господних, которую совершал апостол Павел в Троаде в ночь накануне дня Господа, т. е. под воскресенье. «В первый же день недели, - пишет участник этой вечери евангелист Лука, - когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Во время продолжительной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и, пошатнувшись, сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем. Взойдя же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел. Между тем отрока привели живого, и немало утешились» (Деян. 20:7-12).

Представим себе эту горницу, в которой, очевидно, по случаю совершения вечери Господней «было довольно светильников». Апостол Павел, собиравшийся на следующий день отправиться в Иерусалим, беседовал с собравшимися на вечерю Господню учениками. Что говорил им апостол, отправлявшийся в далекий путь «по влечению Духа» (Деян.20:22) и постоянно слышавший в себе голос Духа Святого, говоривший ему, что в этом пути его ждут «узы и скорби» (Деян.20:23)? Надо думать, что в этой беседе было и наставление хранить истины веры, и разъяснение спасительного значения дел, речей и страданий Иисуса Христа. Напоминалось и о Втором Его пришествии. Было сказано и о вечере Господней как о предвкушении вечного блаженства с Ним, т.е. то, что явилось содержанием будущих евхаристических молитв. Воскрешение апостолом Павлом смертельно разбившегося отрока Евтиха было подтверждением истинности слов этой беседы, и апостол, совершив преломление хлеба, сам вдохновленный и вдохновляющий других, «беседовал довольно, даже до рассвета» (Деян.20:11).

Краткая в описании апостола Луки и полная знамений и благодати ночь трапезы Господней в Троаде является иллюстрацией тех многих ночей, которые для участников вечери Господней были светозарнее светлых дней.

Здесь живо ощущалось присутствие «закланного Агнца Божия» (Откр. 5:6, 12), и духовному взору открывалось «новое небо и новая земля» (Откр.21:1), где «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет» (Откр.21:4). Это таинственное значение вечери Господней послужило основанием к обычаю совершать литургию в дни памяти мучеников, а позднее - и в праздники вообще и об усопших. (К сожалению, мы, современные христиане, прося священника отслужить литургию по усопшем, сами за этой литургией не причащаемся Святых Тайн и тем лишаем себя того утешения, которое могли бы получить в этот грустный для нас день).

Н.Д.Успенский здесь даже не касается вообще никаких ересей и разночтений, возникших "в последнее тысячеление"...
Но я хотел бы обратить внимание даже не на этот момент, а на само изложение событий Великого Четверга.
Что происходило ПОСЛЕ того, как Господь Иисус Христос преподал своим ученикам Тело и Кровь Его?  споры между ними считать неможно, они были ДО.

Один из Его учеников исполнил то, что задумал накануне.  Это Иуда из Кариота.
Поучаствовав в Трапезе Господней, он побежал исполнять задуманное, "поняв" предупреждение Иисуса как прямой приказ "делать скорее".  Потом привёл стражников, и подошёл к Иисусу со своим "поцелуем Иуды"...

Другой ученик -  сначала взялся за меч, и даже отсёк ухо одному из стражников, пришедших арестовать Иисуса, но впоследствии трижды отрёкся от знакомства с Иисусом (правда, не очень "публично", а скорее в частных разговорах)

В качестве свидетелей ни один из учеников не привлекался. Они, в общем-то, просто удалились от всего последовавшего, и пребывали в страхе за свои жизни.
Лишь один из учеников, Иоанн, был свидетелем крестных мук Спасителя...
Снимали Иисуса с Креста другие, тайные ученики Христа  -  Иосиф Аримафейский и Никодим.  Они же и погребли Его.

Можно ли сказать, что Тело и Кровь Господа Иисуса Христа, Которые они вкушали на Трапезе, -  были поставлены им в особое осуждение?
Ведь они, участвуя в Трапезе, были первыми причастившимися.

прощение, ревность не по разуму, Церковь, архив, суждение, Православие

Previous post Next post
Up