Увидено
в Правмире:
“Злой дух бросает свой адский свет на всю грязь и мерзость, встречающиеся в жизни, и при виде этого нами овладевает отвращение ко всему миру; мы невольно спрашиваем у самих себя, а стоит ли, действительно, жить, и для чего? Неужели только для того, чтобы, вращаясь в этом омуте греха и соблазна, присоединить и свой плачевный голос к всеобщему воплю страждущего человечества?” Отрывок из книги “День за днем. Дневник православного священника” (1908 год)
Поиски "первоисточника" привели к публикации
на Азбуке, где она снабжена подзаголовком "Любимая книга императрицы". Аннотация такова:
Эту книгу, положенную в основу нашего календаря, читала и перечитывала в заключении в Тобольске императрица-мученица Александра Федоровна. В своем письме Анне Вырубовой (Танеевой) от 24 ноября 1917 года она пишет:
«Каждое утро я читаю книгу, которую ты мне подарила семь лет тому назад, «День за днем», и очень ее люблю, нахожу много слов утешения».
Сравнив духовное содержание этой книги с письмами последней Российской императрицы из заключения, мы увидим, сколь созвучны были глубоко верующей душе Александры Федоровны мысли пожелавшего остаться неизвестным православного священника, автора этой книги. Сей своеобразный дневник, как и письма государыни, пронизан глубокой верой, даже уверенностью в том, что Милосердый Господь везде и во всем. Только у Него надо искать помощи и утешения. Он любит нас так, как ни один человек на земле не может любить, и если посылает скорби, то, значит, они необходимы для нашего спасения. Наш крест Господь несет вместе с нами. Эта жизнь только подготовка к жизни настоящей, жизни вечной.
Виден Промысл Божий в том, что именно эта книга, изданная малым тиражом в начале века, попала в руки императрицы в тяжелые дни испытаний, перед мученической кончиной. В ней все вселяет надежду, постоянно напоминает о близости Бога к каждому страдающему сердцу. Учит искать светлые стороны в самом безотрадном положении: «Нет такой скорби, в которую Господь не вливает хотя бы малую долю утешения. Он не сразу отнимает боль нашего сердца - она нужна и полезна нам, но Он облегчает ее Своим присутствием. Будем только стараться ловить эти светлые лучи, проникающие к нам».
Во всех письмах императрицы и великих княжон вы найдете это стремление «ловить светлые лучи». Замерзая в «ледниковых» комнатах в Тобольске, лишенные порой самого необходимого, заключенные в тесном пространстве, они радуются тому, что много солнечных дней, детям можно кататься с горки, можно пилить и колоть дрова.
«Боже, какие у вас там переживания, а нам тут хорошо живется», - пишет императрица. Или: «Ничего, жизнь - суета, все готовимся в Царство Небесное. Тогда ничего страшного нет».
Они ни на что не жалуются, всех стараются утешить и ободрить. И часто эти слова утешения - пересказ прочитанного в книге «День за днем»: «С той минуты, когда вы отдадите все в Его руки, предоставляя Ему управлять вами помимо вас самих и принимая Его волю беспрекословно, в вашем сердце, поверьте, в душе вашей водворится мир невозмутимый, тот мир, который превыше всякого разумения».
Когда читаешь письма последней Царской Семьи из заточения, то с изумлением понимаешь, что в этих условиях крушения всего, за несколько месяцев перед почти неизбежной
смертью они имели в душе «тот мир, который превыше всякого разумения». Это ли не чудо?
Пусть эта книга, дорогой читатель, станет и твоим другом, особенно в минуты скорби.
Поиски неизвестного автора, если уж он пожелал остаться неизвестным, вряд ли стоит предпринимать (а мне тем более), если этого не делали и при первых публикациях в начале прошлого века. Разве что из чисто "научных" соображений можно было бы, воспользовавшись нынешними подходами и возможностями, установить авторство, занимаясь анализом текста "от автора" и сличая его с текстами известных священников, писавших в то время. Задача может быть интересной, но не всякий исследователь возьмётся за неё в наше время, - которое, как известно, есть деньги... Хотя, в свете новых веяний, возможен и такой поворот, - если будет профинансирован соответствующий "проект".
Лучше я процитирую ещё один отрывок, опубликованный
на Правмире:
Народы эти чтили Господа, но и истуканам своим служили. Да и дети их и дети детей их, как поступали отцы их, так и они поступают до сего дня
(4 Цар. 18, 41)
Потомство этих народов размножилось до легиона: на каждом шагу встречаем мы подобных им, “служащих Богу и маммоне”, (Мф. 6, 24), “хромающих на оба колена” (3 Цар. 18, 21), “ни холодных, ни горячих” (Откр. 3, 15), или, выражаясь обыкновенным слогом, готовых угодить и нашим и вашим.
Вот в чем заключается грех “народов этих”: не придерживаясь ни той, ни другой стороны, они служат одновременно Богу и маммоне, а в сущности, извлекают из того и другого лишь выгоду для самих себя.
Невозможно отдать себя наполовину Богу и наполовину вражьей силе, которая так искусно овладевает людьми; невозможно только изредка придерживаться слова Божия и лишь отчасти иметь в нем основу своей жизни, и, вместе с тем, ставить мерилом своих действий и решений - “дух мира сего”.
Господи, неужели я скажу Тебе, когда Ты зовешь меня: “Приди позднее, я не готов”?
Неужели я заглушу то, что Ты сейчас хочешь мне сказать, и обращусь к Тебе лишь тогда, когда я покончу с миром? Могу ли я безнаказанно делить надвое свою жизнь, свое сердце, свои стремления и отдавать Тебе лишь часть всего этого? Колеблясь между двумя путями, я живу той двойственною жизнью, которая так опасна, не сознавая, что Бог в сердце может занять только первое место или никакого.
А дети чему научатся от шатких родителей? К чему все наставления, старания, угрозы, когда в жизни родителей не видно того твердого начала, того Божественного авторитета, которому если бы подчинились родители, то покорились бы и дети. “Дети, храните себя от идолов. Аминь” (2 Ин. 5, 21).
Редактирование внутри ката минимальное: я позволил себе выделить шрифтом лишь одно предложение, показавшееся лично мне актуальным и для нашей жизни, в наше непростое время.