Вспомнилось: "
Тургенев испугался, и в ту же ночь уехал в Баден-Баден"
Но случаи с Михаил Ивановичем были, конечно, раньше...
Оригинал взят у
ortheos в
В России музыку писать нельзя.Из записок сестры композитора Михаила Ивановича Глинки.
"Брат никогда не мог писать по заказу. Он писал только тогда , когда что-нибудь сильно приятно действовало на него, будь то женщина, природа, климат, превосходное произведение искусства . Тогда он вдохновлялся. Но что в России ему было труднее писать чем где-нибудь, это очень понятно. Климатом и природой он восхищаться, конечно, здесь не мог, а полное пренебрежение к его таланту со стороны русского общества парализовало в нем всякое вдохновение"
"этастрана" имеет почтенную давность , причем совершенно в выражениях современных великосветских блоггер-дам.
Интересны подробности последних двух лет жизни композитора.
В 1855 году его посетил святитель Игнатий Брянчанинов (тогда архимандрит Сергиевской Пустыни) и беседовал с ним , после чего Михаил Иванович очень увлекся написанием церковной музыки и написал ектенью и одно трио и все просил их исполнить и собирался писать для всенощного бдения и Литургии. .Но это было ненадолго. Потом ему вдруг пришло на ум написать оперу "Двоемужница" , церковная музыка была забыта, и он все силы стал отдавать ей. В результате ничего не получилось, и Глинка пришел в "сильное нервное раздражение" (по выражению сестры). В результате было решено , что ему мешает работать быт и что ему надо переехать в Варшаву или Берлин. Сказано -сделано. Уезжая из Царского Села Глинка плюнул на землю и сказал горячо: "Когда бы мне более никогда этой гадкой страны не видать!". (Русская старина, т.2.1870 г. , с.622)
Затем он переехал в Берлин. Где действительно занялся церковной музыкой под руководством некоего Дена. Но уже не православной, а католической и протестантской - стал писать кантаты и фуги.
Дальнейшая история о том, как он бежал по ледяной берлинской улице без пальто радостный о том, что в Берлинской опере исполнили "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") и высокая публика хлопала, как он от этого простудился и скоропостижно преставился - всем известна.
Как он и хотел, оплеванной этой гадкой страны , которая дала ему жизнь, он больше не увидел.
Слава человеческая его убила в хорошей Европе.
Прямо хоть в хрестоматию.
P.S. Интересно, что свою первую оперу "Жизнь за царя", по которой Михаил Глинка в основном и известен, он сам почти ни во что не ставил и называл "старухой". И говорил , что из "Руслана и Людмилы" он может сделать таких десять опер, как "Жизнь за Царя" И все "понимающие" поставят "Руслана" выше. Он дословно говорил сестре "Поймут твоего Мишу когда его не будет, а "Руслана" через сто лет".
Это высказывание интересно тем, что "Руслан и Людмила" даже у Пушкина если не оккультная прямо, то достаточно странная. А текст Пушкина был в опере Глинки очень сильно изменен и дополнен.