К прозрению

Aug 18, 2016 23:23

Об ободрении прозревающих

18.08.2016 | Сергей Худиев



Бартоломео Эстебан Мурильо. «Возвращение блудного сына». 1660-1680.

В социальных сетях (и отчасти СМИ) появляется все больше высказываний людей, некогда горячо поддержавших Майдан, но теперь разочаровавшихся в его плодах. Особенно после того, как пошел суд над батальоном «Торнадо», и на поверхность вышли подробности, настолько тошнотворные, что ни у какой кремлевской пропаганды не хватило бы на это фантазии. Это вызвало еще ряд свидетельств - с украинской стороны, в частности, от волонтеров, помогавших добровольческим батальонам - о мерзостях и беззакониях, творимых в зоне АТО.

Уже идет, на фоне экономических бедствий, процесс определенного расслоения - на упорных, которые и Торнадо берутся оправдывать, притихших, которые вообще избегают высказываться, и разочарованных, которые открыто свое разочарование выражают. Есть люди, которые прямо пишут, что что-то пошло не так, не этого мы хотели, не можем мы этого одобрить, и не за это мы выходили с зонтиками и хорошим настроением.

Увы, нередко это вызывает с противоположной стороны комментарии самые язвительные; ты все пела - это дело, так пойди же попляши. Многие насмехаются над “переобуванием в полете” и спешат со злорадством увеличить горечь неприятного прозрения. Надо сказать, что это неправильно - чрезвычайно неправильно и вредно. Хочется высказать людям свой гнев и возмущение, это понятно.

Но людей, которые только начинают отходить от заблуждения, не следует заталкивать обратно.


Заблуждение и преступление - разные вещи. Эмоционально может быть соблазнительно объединять в одну категорию преступников из добробатов и тех, кто на уровне слов и эмоций поддерживал действия киевских властей, собирал помощь для "героев" и изъявлял свой горячий патриотизм в сетях. Но это - разные категории людей. Даже между военнослужащими ВСУ, призванными через военкомат под страхом тюрьмы, и добробатовцами надо отметить существенную разницу. Эти разграничения важно проводить как из соображений справедливости, так из и соображений прагматики - чтобы действовать в реальном мире, среди людей, надо видеть между этими людьми разницу.

Заблуждающийся человек - не преступник. Его не нужно преследовать, как злодея. Ему нужно помочь освободиться - а единственный способ сделать это состоит в том, чтобы приветствовать его, даже половинчатые и неуверенные, шаги к выходу из того идеологического кокона, в который он был замотан.

Это вызывает у многих резкие возражения - люди, которые поддерживали творимое зло, должны быть наказаны. Так требует справедливость. Что же, рассмотрим проблему справедливости.

С Востока и с Запада конфликт выглядит по-разному. Я обозначу эти разные точки зрения как “восточную” и “западную”, поскольку они не обязательно связаны с русской или украинской этничностью; есть немало “восточных” по взглядам украинцев, как есть и “западные” русские.

Для официального западного нарратива первична территория, часть которой (Крым) Россия просто аннексировала, а другую (ДНР/ЛНР) фактически оккупировала своими силами, грубо поправ как международное право, так и подписанные ей договоры, к негодованию всего цивилизованного мира. Люди, живущие на этих территориях, либо не представляют интереса, либо с ненавистью воспринимаются как предатели - “их дети будут сидеть в подвалах”. Украина хочет свои международно признанные территории назад.

С Востока, напротив, видны, прежде всего, люди - люди, которые не захотели жить в навязанном им унитарном и националистическом проекте Украины, с Бандерой и Шухевичем в качестве главных героев и Москвой в качестве главного врага.

На западе вызывает крайнее негодование то, что Россия отторгла Крым и (фактически) Донбасс; на Востоке это негодование вызывает мало понимания, потому что Восток предпочитает говорить о людях, которые сбежали из Украины вместе с территориями, на которых они родились и выросли, как и многие поколения их предков, живших в городах, основанных отнюдь не Бандерой и Шухевичем.

На Востоке негодование вызывает другое - преступления против людей, которые совершаются в ходе так называемой АТО - как бесчинства добробатов, так и гибель гражданских лиц в результате обстрелов. Эмоционально, в центре западного негодования стоят территории, восточного - люди.

Для западного нарратива солидарность украинской диаспоры в Канаде со своими соплеменниками на Украине рассматривается как само собой разумеющееся и весьма достойное проявление национального чувства; в то же время солидарность русских по разные стороны постсоветских границ гневно осуждается. Это естественно - для националиста легитимен только его собственный национализм, и его нация - единственная, которой позволено иметь национальные чувства. (Правда, это иногда и ненадолго может быть позволено ситуативным союзникам, с которыми нет общих границ)

С восточной стороны, как и следовало ожидать, никто не собирается спрашивать разрешения у западных националистов. Люди склонны проявлять солидарность с носителями своего языка и культуры, и то, что в непосредственной близости от границы убивают их соплеменников, их огорчает и возмущает. Вы можете одобрять или порицать эти чувства, но такова уж природа вещей - людям обычно не нравится, когда убивают тех, кого они считают своими.

В рамках этих конфликтующих представлений “справедливость” выглядит по-разному. Для “запада” справедливость состояла бы в том, чтобы Крым и Юго-Восток были возвращены Украине, а Россия выплатила бы надлежащую компенсацию за причиненные неудобства. Для “востока” - в том, чтобы выбор жителей Крыма был признан, и такое же право выбора признали за жителями Юго-Востока, а лица, ответственные за АТО были бы наказаны за все то зло, которое они им причинили.

Справедливости в этом смысле добиться невозможно. Военное поражение России от НАТО, в результате которого все будет так, как хотят пламенные западники, предполагало бы столкновение между ядерными державами, после которого претендовать на Крым (а равно Донецк) было бы просто некому. Суд над организаторами АТО, который был бы торжеством справедливости для Востока, теоретически был бы возможен - при русских танках в Киеве, но этот сценарий предполагал бы гибель множества людей, подавляющее большинство из которых этого ничуть не заслужили. А добиваться справедливости, обрекая по дороге на смерть, страдания и разорение невинных людей - довольно противоречивая идея.

Поэтому бессмысленно добиваться выполнения справедливых требований; можно говорить о только реалистичных требованиях. И нам важно понять, чего мы хотим. А для этого важно понять, кто мы такие и из чего мы исходим. Какова наша цивилизационная идентичность.

Мы - наследники Восточной Христианской цивилизации, Православия, которое принес восточным славянам святой Владимир. Мы должны осознать свою роль как хранителей этого наследия, которые призваны жить им и передавать его дальше.

И это наследие говорит нам некоторые очень важные - и очень практичные вещи.

Откровение говорит нам, что, со времен грехопадения, люди грешны и безумны, и гонят себя и друг друга в вечную смерть; но Бог, в своей милости и долготерпении “не желает погубить душу и помышляет, как бы не отвергнуть от Себя и отверженного” (2Цар.14:14). Бог ищет спасти, а не уничтожить грешников; возвещение Апостолов есть возвещение о примирении, которое Христос приобрел на Кресте - примирении людей с Богом и друг с другом. Люди ценны в очах Бога, Он ищет всем спастись и прийти к познанию истины. Святая Церковь, как спасительный ковчег, собирает людей, утопающих среди зла и безумия этого мира, и приводит их к истинной вере.

Мы призваны подражать Богу и искать примирения, восстановления того, что было разрушено грехом, злом и безумием. Человекоубийца диавол ищет разрушить Божие творение, и, особенно, отношения людей с Богом. Но мы, православные люди, - созидатели, а не разрушители в этом мире. Такова миссия, возложенная на нас Богом.

Эта богооткровенная истина является также и глубоко практичной. Война и хаос, постоянно горящий адский огонь ненависти - не наши цели. Это может быть в чьих-то планах, но не в наших. Мы заинтересованы в прекращении вражды.

Победу одерживают те, кто привлекает умы и сердца людей; причем победу не столько на политическом или военном, но на гораздо более глубоком, цивилизационном уровне.

А для этого любые проявления, даже не перемены взглядов, но хотя бы снижения накала озлобленности, надо приветствовать. Заблуждающиеся люди - не злодеи, которым надо желать пострадать за их преступления. Им надо желать освободиться от их заблуждений.

Сергей Худиев, РАДОНЕЖ
Авторский  сайт  Олеся  Бузины

Православие

Previous post Next post
Up