Миннеаполис, день следующий.
Давно мне хотелось рассказать о некоторых особенных впечатлениях от американских музеев. Например то, как удивительным образом даже художественные коллекции зависят от региона. Но сейчас этот разговор уведет меня далеко от темы, так что и для тех рассказов, надеюсь найти время. Но одну особенность все же отмечу - сильная образовательная составляющая. Даже в музеи Coca Cola в Атланте, что было для меня удивительно.
Но вернемся в Миннеаполис. Накануне встречалась с любимой подругой. Она и посоветовала мне этот музей - Музей города мельниц. Пол столетия, начиная с 1880-х годов, Миннеаполис был знаменит как Мировая Мукомольная Столица. Самая передовая в мире техника обеспечивала возможность ежедневно молоть муки в количестве достаточном для 12 миллионов буханок хлеба. Это позволяло отправлять муку по всему миру, например, в Россию как союзнику во время Первой мировой войны.
Поразительность этого музея в том, что представляет, кажется, все аспекты жизни. История переплетается с разработкой основ законодательства новой страны, география оказывается неотделима от развития самых передовых технологий, от истории рекламы до очень частных семейных историй, научные исследования и большой образовательный блок, включающий моделирование гидродинамических процессов, хлебопекарские классы, урок по технике безопасности. И все это в таком естественном гармоничном переплетении, как в самой жизни.
Зал с действующими моделями гидротехнических сооружений, где можно построить свои платины, так распределить воду, чтобы работали разные турбины. В этом зале рассказывают и о лесопилках на реках и ручьях, о том как регулировалось право на использование воды и ее силы. А еще фотографии старых мостов. Я, по-моему, уже говорила, что очень люблю мосты.
Исторические мосты Миннеаполиса. Первое, что я делаю в любом музее, покупая билет, спрашиваю разрешение фотограировать. Обычно возражений не бывает. Но здесь мне разрешили снимать только округу с высоты 8 этажной мукомольной башни. Так что фотографий почти нет, нет их и на сайте музея, а жаль.
Музей находится в помещении самой большой мельницы, которая сделала Миннеаполис городом, отправлявшим муку по всему миру. Музей рассказывает о реке, мельнице, развитии сельского хозяйства и технической революции, быте, рекламе, хлебопечении, феминизме в действии и технике безопасности.
Кажется, это должно быть поверхностно - обо всем понемногу. Но эта поверхность получается целостной сферой, заключающей в себе возможность глубже понять мир. Так, например, рассказ о самой большой мельнице, выстроенной на водопадах в 1866 году. Это и рассказ о самой современной тогда сельскохозяйственной технике, моторы которой и впрямь были пламенными, работавшие от дровяной топки тут же прямо на тех же колесах. Ведь там, на самом севере страны, надо было компенсировать отсутствие рабов. Благодаря только что проложенной железной дороге осваивались плодородные земли прерий и огромное количество зерна можно было свезти к ни на что до того не похожей огромной мельнице, работающей от электричества. При ее строительстве очень много пришлось создавать впервые. Как и впервые пришлось разбираться в трагедии. Через 4 года после постройки мельница сгорела. Пожар был такой силы, что обрушилась 9 этажная башня, где мололась мука. Пришлось привлечь университетских ученых, чтобы разобраться в причинах пожара.
Вот на такой установке и по сей день учат, в том числе и посетителей музея.
Оказалось, что, хотя мука, насыпанная в банку, фактически не горит, распыленная в воздухе она становиться чрезвычайно пожароопасна. От искры, проскочившей от работающего на электричестве оборудования, моментально возгорается пламя и молниеносно передается от одной пылинки к другой. Так и произошел тогда взрыв огромной силы, рухнувшая башня погребла под обломками всю смену. С тех пор воздух всех помещений мельниц очищают.
Мельницу саму уже 1874 отстроили вновь. Она проработала до 1965 года. После закрытия пустовала и стала прибежищем бездомных, но в 1991 сгорела уже окончаьельно. Только стены остались.
К слову о Дне победы, мука, которую пересылали в помощь СССР по лендлизу, мололась именно в Миннеаполисе.
А вот иной сюжет. Борьба женщин за свои права привела к тому, мамы пошли на работу. Изменилась жизнь семьи. И мукомолы стали заниматься производством полуфабрикатов теста, хлопьев для завтраков и т.д. Несколько женщин обеспокоенные тем, что нарушился традиционный путь передачи навыков ведения домашнего хозяйства от матери дочери, стали создавать специальную систему обучения девушек, подготовки их к семейной жизни. Отдельная тема, представленная чрезвычайно интересно - развитие рекламы муки и полуфабрикатов теста. Когда реклама одного продукта, создаваемая многие годы, собрана вместе, то очень интересно наблюдать не только за тем, как менялись одежда и популярная музыка, но и ценности простого покупателя.
Для продолжения традиции обучения девочек, в центре зала выстроена кухня. Она и музейный зал, т.к. представлены образцы бытовой кухонной техники самых известных производителей от первых довольно простых до сложнейших современных. Там же каждую неделю проходят классы для девочек, где их обучают основам выпечки. Для справок выставлены и собрания интереснейших рецептов.
Уйти смогла только по достижении полного изнеможения зрения. И еще долго после этого бродила вдоль реки, по мостам.
Жизнь уносит вперед. Больше уже невозможно задерживаться там. Наверно, еще будет место для кусочков рассказов об этих приключениях. Но теперь -
Светает, пора собираться в аэропорт. Закончились мои, оказавшиеся неожиданно такими плодотворными каникулы. На стене, в изголовье постели, дававший мне отдых в эти несколько дней, из сумерек проступает картина. На ней море сливается с небом, низко над горизонтом то ли рассветное, то ли закатное солнце, в лучах которого краснеют паруса яхты. Я совсем недавно, практически случайно перечитала Грина и сейчас глядя на эти паруса, думаю - с кем, с каким героем Гриновской притчи я ассоциирую себя сегодняшннюю? Пожалуй, с угольщиком, который у Асоль (в моем случае, у меня же самой, но той давней, которая, как Асоль, сочиняла сказки своей -моей жизни) научился мечтать, что настанет день в который прутья его почерневшей от угля корзины покроются цветами.