Путевые заметки из Германии # 2

May 29, 2012 01:42


А 2 мая поехала в Бонн, там дошла до музея современного искусства. Заходя туда, думала, что вот совсем не знаю современного немецкого искусства, а спускаясь по лестнице, ответила себе, что лучше бы и не видела этого вообще. Порадовал только Max Ernst. Один зал, небольшая экспозиция, сделанная для обучения детей. Не только его скульптуры и штудии, но и столы для занятий с детьми. Скульптуры являли миру таких странных чудаковатых существ, что невольно возникал вопрос - как такие простые и странные формы могут выражать столько доброжелательности и приветливости. Мое первое впечатление - он очень много работал над природными объектами и преобразовал их в своих чудиков с сохранением чего-то, что трудно ухватить и описать, но что позволяет воспринимать его существ как положительных. Это какой-то тип гармонии, которая несет в себе позитивное послание. Так происходит с малышами разных животных - их формы настраивают нас на умилительно-покровительное, защищающее отношение на уровне инстинктов.

Поэтому я решила опять ехать в Брюль ради его музея. Когда я была там 30 апреля, был понедельник. Поскольку музеи закрыты, тогда решила поехать недалеко от Кёльна посмотреть парковый комплекс там. Комплекс этот находится под охраной ЮНЕСКО. Во времена, когда Бонн был столичном городом, в этом дворце проходили многие правительственные приемы. Небольшой город, которому в прошлом году исполнилось 750 лет, плотно прижался к дворцовому комплексу. Музеи все закрыты, поэтому именно парк в этот день для меня.
Парк находится при дворце, с трех сторон окруженном водоемами, каналами и фонтанами. Раньше он был распланирован так, что почти к самому крыльцу можно было причалить на прогулочных лодках. Так и представляешь себе, как Петр путешествуя по Европе, глядя на такого типа резиденции, замышлял свой собственный город.
Парк состоит из цветущего с фонтанами и небольшими водоемами партера, французского парка, и настоящего леса. Лес уже совсем зеленый, наполненный звуками и в небесах, и в траве. Среди птиц, которые там перечислены на специальном поясняющем плакате (двух видов синиц, ворон, галок, скворцов, сорок, дятлов, пополезней, сов) меня поразили зеленые попугаи. Как замечательно смотрелся каштан, купающий свои розовые канделябры в тихой воде тенистых и тинистых каналов. Я вбирала в себя эту зеленую весеннюю силу с чувством обновления. Эта прошедшая зима была какая-то необычно болезненная для меня. И я прощалась с ней, холодящей, и со всеми этими разными хворями, я вбирала силы новой весны. Вообще-то, в моей жизни уже не раз периоды накопления чередовались с периодами интенсивной отдачи. И очень утешительным и вдохновлющим стало убеждение, что сейчас именно такой период интенсивного накопления перед серьезным рывком, надеюсь, прорывом.
Хотя лесная часть казалось уже живущей в полную силу, парковая, как будто немного заспалась, как две прекрасные девушки, деревенская встает с солнцем и к моменту, когда городская еще додремывает, уже переделала много дел. А вторая только просыпается, вялые фонтаны не наполняют каскады, ступеньками направляющиеся ко дворцу, зелень не распустилась в достаточной степени, чтобы скрыть замысел - поэтому стоят шеренгой деревья со стриженными ветвями, которые уже через несколько дней должны стать кронами кубической формы и зеленые беседки, стены которых образуют плотно посаженные по спирали деревья, которые пока еще не скрывают, забредших туда людей, поскольку стоят полупрозрачные. Цветники, которые потом будут полны роз, сейчас, на мой взгляд беспорядочно, пестрят анютиными глазками, трава уже свеже подстрижена и воздух полон любимого мною запаха. И парк этот был таким целительным даром, что чувствую себя после прогулки по-новому. Эта зеленая цветущая весна после той долгой холодной зимы, когда я болела больше, чем когда-либо в жизни, вливала в меня силы.

Ну вот, отвлеклась на парк, а ведь приехала ради музея. Музей находится тут же неподалеку в небольшом отдельном здании, но знакомство с художником можно начать раньше, с очень милого фонтана на торговой улице городка. Его украшают трогательные чудики Эрнста.
Хотя одна из работ художника и скульптора есть в коллекции изображений, которые я собираю для своего арт проекта, я почти не знала его, хотя история его жизни запомнилась.
Он родился в Брюле, учился в Бонне. Был на западном и восточном фронтах Первой мировой войны. Но с началом Второй, уехал во Францию, откуда в 1941 смог уехать в США. Через несколько лет после окончания войны вернулся в Европу, Францию, но отказался ехать в Германию да же тогда, когда ему хотели присвоить звание почетного гражданина. Разрешил только в 60-е годы использовать его скульптуры для фонтана. Я так и не поняла, был он немцем, не смирившимся с жестокой современной историей своей страны, или евреем, не простившим своей родине то, как она обошлась с его народом. Но сейчас построен этот музей, его работы я видела в каждом музее современного искусства, которые посетила во всех городах, где была.

В музее же самого Мах Ernst начала я, правда, с выставки Niki de Saint Phalle, точнее, с фильма о ней, что и правильно было сделать. Без фильма было бы ещё сложнее понять увиденное. Из него видно, что ее картины и коллажи не надо рассматривать раздельно, так понять их ещё сложнее. А так можно было, по крайней мере, видеть, что ее живопись это только часть многообразного процесса, включающего как создание очень своеобразных скульптур и роспись их, так и использование их для неких представлений. Например, огромные сооружения, напоминающие черепа и кости, выкрошенные в разные цвета в веселом ключе, напоминающие мексиканские вещи, которые они делают ко дню воспоминания умерших, Дню Смерти, использовались, как это видно из фильма, для особых представлений. Множество людей, одетых в костюмы, на которых так же нарисованы скелеты, устраивали веселые пляски, использую эти скульптуры как сооружения на детской площадке, взбираясь по лесенке, выглядываю человек по пять из глазниц, сказываясь вниз с горки. Подобные "обыгрывания" проходили и с другими ее, сделанными из какого-то современного легкого и теплого на ощупь пластического материала, раскрашенными ярко и причудливо, скульптурами и скульптурными композициями. Это помогло видеть ее картины, несущие подобный же энергетический заряд, коллажи, работы в смешанной технике, включающие графику и каллиграфию, рассматривать не как отдельные произведения, но как части единого представления. Мне раньше не приходилось видеть творчество художника в таком ключе. Интересно, что описать ее работы я не возьмусь, но узнавать начала. Так в музее современного искусство Кёльна сразу распознала ее огромную, весело разукрашенную тетку, напоминающую пятиметровую букву Х, элегантно зависшую, опираясь только на самые кончики (как мы можем смело предположить, взглянув на нее) пальцев левой ноги. Описывать это гораздо хуже, чем просто посмотреть.
Вот ещё пример ее инноваций. Часть ее работ выполнена в оригинальной технике Shooting panting. Я это могу перевести только как Расстрельная живопись. Процесс, как можно было понять из фильма, такой - она делает нужный ей барельеф из белой пластической массы и изнутри закладывает там контейнеры с красками. Когда эта работа закончена, она "раскрашивает", снайперски стреляя из "винтовки" (какое точно у нее оружие сказать не возьмусь) в точки, где спрятана краска. В результате, краска либо разбрызгивалась либо начинала стекать по непредсказуемым в полной мере траекториям и поэтому изображение только в некоторой части является воплощением замысла художника, в остальном, оно является "импровизацией".
Вот это только взгляд вскользь на ее работы. Они теперь легко узнаваемы. Я наткнулась на них в музее Ганновера, сразу их узнала, ее. Так что посмотреть фильм было крайне полезно. Без него не смогли понять ничего.
Что же касается Maх Ernst, это подарок для меня с этой поездки. Понятно, что за его долгие рабочие года он работал над многим темами и в разных техниках. В Википедии я нашла ссылку на эссе, посвященное серии лесов. Целый зал музея посвящен частной коллекции всех книг, изданных перед войной, с его графическими иллюстрациями. Меня же более всего поразила его поздняя графика. Минималистский подход. Только плавная линия в необходимой и достаточной степени для того, чтобы выразить эмоцию, чувство. Взгляни на нее и сразу понятно, что это за переживание. Он как бы из множества реальных природных объектов, рисунков цветов из старинных атласов, которые он на заре карьеры использовал для стенных росписей одно из театров, изучения движений человека и многого другого извлекал чистое чувство и определяя его настолько малыми средствами, что меньше уже невозможно. И от этого чувство, эмоция являются зрителю, точнее сказать - свидетелю, в самом очищенном и простом виде коротого движения. Удивительно.
Разумеется художник и скульптор Max Ernst не сводится к этим скульптурам-чудикам, ни к рисункам, которые разговаривают с нами на уровне чистого чувства. Но это самое для меня интересное в этот раз оказалось в его работах. Так что для остального еще придет время.
Конечно, это не все про эту поездку, но если сейчас не кончу и не отошлю, не завершу мои путевые заметки уже никогда. Так что отправляю в таком виде.

Posted via LiveJournal app for iPad.

via ljapp

Previous post Next post
Up