История одного вброса

Dec 05, 2011 15:46


Может немного суховато, но это в том числе и для штаба. Самый сок в заключительной трети.
Вводные. Я не состою в какой-либо партии и в наблюдатели пошёл из-за многих сигналов, что выборы проходят не честно и фальсифицируются. Вот я и пошёл проверить :)
Записан я был от партии Яблоко, которая определила меня на участковую избирательную комиссию 1062 (находится  в школе 796, в Новогиреево Перовская 44б) как член избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Рядом, в одном помещении находится УИК 1063.Перед 4 декабря изучил статистику по выборам 2009 года в Мосгордуму по участку, который находился в этой школе. А статистика такова, что партия ЕдРо имеет второй результат по району (~57%, а в спаренном участке 56%), что весьма подозрительно, поскольку средний результат по району был что-то около 45%, причём были участки с порядка 35%. Меня несколько смутило, что нà 690 проголосовавших в помещении, вне помещения для голосования было выдано 87 бюллетеней, т.е. более 10% от проголосовавших. Вобщем каких-то подвохов я не исключал.
Прибыл на участок примерно в 7.40 - почти все уже пришли. Представился председателю, нас зарегистрировали. Сразу почувствовался некоторый напряг со стороны председателя -туда нельзя, это нельзя и т.д. Но вроде как не сильно сопротивлялся. Наблюдателям запретил ознакомится со списками избирателей - явное нарушение. Но мне разрешил и я успел осмотреть несколько книг - ничего подозрительного не обнаружил. Сфотографировал увеличенную копию протокола, кабинки (они какие-то странные), урны. Потом опечатали урны для голосования.
На участке присутствовали наблюдатели от Яблока, КПРФ, ЕдРо, а также члены комиссии с совещательном голосом от Яблока(я) и ЕдРо. На соседнем участке примерно такой-же состав наблюдателей. По ходу голосования мы с ними обменивались информацией, я считаю мне повезло в коллегами-наблюдателями, все (за исключением овощей из едра, которые ничего не видели, ничего не слышали, но и сильно не мешали) были достаточно принципиальными и наблюдательными. 




Голосование сразу началось достаточно активно - с 8 до примерно 9.30 пришло очень много народу. В основном люди шли с открепительными удостоверениями, что очень подозрительно. 
Примерно в 8.30 мы заметили, что урна стоит слишком близко у стола с дополнительными списками. Попросили председателя отодвинуть урну от стола - председатель немного её отодвинул. (моя ошибка - нужно было двигать дальше, потому как всё равно было достаточно близко). Кстати мобильные урны стояли вне нашего поля зрения, и один избиратель случайно кинул туда бюллетень. Урну вскрыли и вынули бюллетень, затем снова опечатали. По расположению мобильных урн мы не делали замечаний.


После начала голосования начали образовываться очереди у стола с дополнительным списком - люди повалили с открепительными удостоверениями. Многие люди друг друга знали. В основном женщины предпенсионного возраста. Мы вышли осмотреться вокруг участка, подвоза не обнаружили. Спросил у избирателя почему они голосуют по открепительным, четкого ответа не получил, женщина что-то промямлила, а потом сказала что они иногородние. Позже я попросил показать открепительные удостоверения полученные от избирателей, на скамейке рядом со столом с дополнительным списком лежала небольшая стопка с открепительными удостоверениями, но их было явно меньше, чем должно было бы быть. Т.е. подозреваю основную часть куда-то убрали(открепительные забирались у избирателей, мы это старались проверять). Вот эту малую часть мне и дали посмотреть (изначально член комиссии не хотела показывать, но через председателя этот вопрос разрешился). Ничего подозрительного в открепительных не нашёл - люди из разных районов города, из области. (ошибка - нужно было попросить всю пачку).
Наблюдатель от Яблока с соседнего участка рассказал, что разговаривал с нашим председателем (и похоже реально руководил на обоих участках именно он), и тот как опытный член комиссий по выборам поведал о традиции, что после закрытия участка принято накидывать по 50 грамм с чаепитием. Посмеялись.
Немного о председателе. Ходил, навязчиво-доброжелательно предлагал перекусить, очень хотел чтобы мы поехали с мобильной урной, постоянно отвлекал «якобы по делу». Как рассказал наблюдатель от Яблока с соседнего участка - он работает в этой школе завхозом (потом подтвердилось интернетом). Коллеги-наблюдатели сказали, что сегодня у него день рождения. Скорее всего всех знает в комиссии на нашем и соседних участках и имеет на них какое-то административное влияние вне работы комиссии. Вобщем сложилось впечатление, что выборы на этих участках организовывала школа.
С самого начала нами велся независимый подсчёт бюллетеней, которые опустили в урну. Возможности вести подсчёт по выдаваемым бюллетеням не было, поскольку расположение столов не позволяло оценить количество реально выданных бюллетеней. В принципе мы допускали небольшие отклонения от статистики комиссии, но такие отклонения должны были быть примерно процента 2.
Примерно в 11 часов зашли в небольшой интервал времени 4 молодых человека, проголосовали по открепительным. На всякий случай поодаль пошёл за ними, чтобы проверить подвоз избирателей. Молодые люди сели в машину, но заприметив меня один вернулся и начал агрессивно себя вести, угрожая полицией (хотя я вообще ничего не нарушил, по сути прогулялся спокойно по школьному двору, искоса поглядывая на них). Но как говорится «На воре и шапка горит», т.е. если бы это были обычные избиратели, то они бы на меня никакого внимания не обратили. В общем нарушения здесь нет, просто как наблюдение. (Ошибка - мы не проконтролировали выдачу бюллетеня для подозрительных людей)
В 9.05 предложили поехать с мобильной урной. Настойчиво так. Сказали что мы чуть ли не обязаны там присутствовать. В списках на голосование на дому было достаточно много людей - 54 человека, что объяснили достаточно возрастным районом, что в принципе похоже на правду, судя по присутствовавшим избирателям, которым в существенной массе было за 60. С мобильной группой пошла наблюдатель от КПРФ и представитель от Едра + член комиссии. Нарушения мы там ожидали (в количественном плане по бюллетеням - не большие), но настойчивость предложения поехать убедила нас в том, что лучше оставаться на месте.
На 9.10 по нашим данным проголосовало 102 человека, на вскидку 60-70% по открепительным удостоверениям.
На 9.45 По статистике комиссии по книгам была такая явка - 10+22+22+19+23   + 66(в доп списках) = 162, что совпадало с нашим подсчётом на тот момент. Статистику по явке всегда собирала член комиссии, которая сидела рядом с дополнительным списком избирателей, скорее всего она либо секретарь, либо заместитель председателя (наша ошибка, что забыли записать её данные).
На 10.40 По статистике комиссии явка - 264  из них  76 в дополнительных списках, что совпадало с нашим подсчётом на тот момент.
В 12.12 избиратель спросил разрешение сфотографироваться с бюллетенем, «а то ему не дадут премию» - его кто-то сфотографировал с бюллетенем и как он кидает в урну бюллетень.

  

В ходе голосования очень много людей отсутствовало в списках избирателей по месту жительства, хотя их дом относился именно к этой избирательной комиссии, даже тех людей, которые живут на одном месте по нескольку десятков лет. Так, одна женщина в 12.46 по своей инициативе написала жалобу по этому поводу.
На соседнем УИК 1063 выяснилось, что статистика явки комиссии и наблюдателей не совпадает на 70 человек, коллеги-наблюдатели начали волноваться. Кроме того, расположение урн и списков не позволяло им контролировать ситуацию.
В 13.12 мы зафиксировали наш подсчёт - 661

Обнаружение расхождений по явке и непрошитый дополнительный список
В 13.40 мне член комиссии показал данные по книгам 115+140+164+152+151  +229 (по дополнительным спискам) = 951. При получении данных о явке член комиссии весьма нервничала и обвиняла меня в том, что я её отвлекаю и мешаю считать. Я был не настойчив, подождал пока она освободится. Стоит заметить что этот член комиссии и ранее весьма нервно реагировала на различные просьбы, которые удовлетворялись лишь через председателя.
Сверив полученные числа со своими данными мы обнаружили значительное несоответствие - по статистике комиссии проголосовавших граждан оказалось на 160 человек больше. По нашим данным проголосовало 791 граждан.
Мы начали искать причину несоответствия и обнаружили, что дополнительные списки избирателей не прошнурованы должным образом - все листы в папке лежат отдельно, ничем не скреплённые. Обзвонили штабы и ТИК. ТИК по Новогиреево мне сказал, что здесь нет нарушения. Штабы наблюдателей сказали, что это нарушение и нужно писать об этом заявление. Около часа ушло на то, чтобы это подтвердить ссылкой в законе, созвонится, попытаться убедить председателя. Ничто его не переубедило - он отказался должным образом прошить листы. В это-же время стал понятен возможный механизм фальсификации - заранее заполненные листы просто докладывают, а потом или уже, производят вброс бюллетеней. Мы с наблюдателем от Яблока написали заявление по поводу нарушения. Председатель комиссии не препятствовал получению заявлений.


В процессе разбирательства по дополнительным спискам с выделенного места для наблюдателей были видны различные перекладывания листов без явной необходимости - избирателей за столом не было, а статистику уже подсчитали.

Вброс
Примерно в 15.10 председатель нашей комиссии начал опять отвлекать наблюдателей разговором,  в это время я двигался по помещению для голосования от стола с наблюдателями в сторону ящиков для голосования. Я заметил как женщина, уже замеченная на участке ранее (я её определил как член соседней комиссии, как позже выяснилось это был секретарь УИК 1063), сидевшая у стола с дополнительным списком избирателей привстала со стула и вбросила стопку бумаги (предположительно бюллетеней) в ближайшую (правую от места наблюдения) урну для голосования, после чего раздался характерный глухой стук, явно говорящий о падении в урну стопки бумаги (бюллетеней). Я немедленно подошёл к женщине и спросил  - «Вы избиратель и только-что проголосовали? Женщина ответила «Нет, вы что, я тут работаю». Женщина отказалась признавать факт того, что она кинула что-то в урну. Одновременно с этим подбежали наблюдатели от Яблока и КПРФ, которые подтвердили что видели как эта женщина вбрасывала в урну пачку бумаги(бюллетеней). Я начал видеосъёмку дальнейшего процесса. 

image Click to view


Ни полиция(на два участка их было 4 человека), ни председатель ничего не предприняли чтобы задержать женщину, установить личность, установить факт вброса путём открытия урны или иные меры по исправлению  и дальнейшего предупреждения преступления.
В процессе разбирательств председатель комиссии предложил удалить нас с наблюдателем Яблока с участка, что комиссия в дальнейшем и сделала (меня отстранили, но смысла нахождения в помещении не было). Пока обзванивали штабы и писали заявления оказывалось давление членами комиссии «что же вы себя так ведёте, шумите, мешаете работать  и т.п.». Призывы действий к полиции привели только к тому, что они начали со мной агрессивно вести, и из общей атмосферы было понятно что ничего делаться не будет. Позже подъехал представитель ТИК (как сказал председатель УИК) который отказался представится, и агрессивно себя вел при попытке его фотографирования - ударил по телефону, после чего сказал что я на него напал с телефоном. Он также сказал лишь, что мы мешаем работе комиссии, полностью проигнорировав устные заявления наблюдателей о вбросе бюллетеней. Как позже удалось выяснить это был Колодочкин Роман Геннадьевич, заместитель председателя ТИК. Новогиреево. 
Перед уходом мы обменялись данными с наблюдателем от КПРФ.
После того, как я покинул участок, я также позвонил в прокуратуру где приняли мою информацию, и получил звонок из ТИК, где председатель (как он представился) принял к сведению информацию в вбросе, удовлетворившись, что мы написали заявление по этому поводу.
Позже поступали неоднократные звонки от наблюдателя КПРФ, которая говорила, что к ней враждебно относятся, а я её консультировал по мелким вопросам, например, чтобы она проверила, что количество поданных жалоб отражено в протоколе(UPD: как потом выяснилось их не внесли в протокол как несущественные), чтобы обратила внимание на вброшенную стопку при вскрытии урны(UPD: Обращала внимание - игнорировали), чтобы она обменялась контактными данными с наблюдателями соседнего участка  и т.п. Кроме того, она сообщила, что ожидаемый вброс на соседнем участке успели предотвратить наблюдатели от КПРФ и Яблока на УИК 1063. Предположительно вброс был также осуществлён членом УИК 1063. UPD: статья на сайте интерфакса о событиях на 1063 http://interfax.ru/moscow/txt.asp?id=220245
UPD2: а вот и отчёт девушки наблюдателя от КПРФ на УИК 1063 : http://vk.com/wall3761910_9935 и http://vk.com/wall3761910_9937
U
PD3: Статья в МК http://www.mk.ru/politics/article/2011/12/22/655899-pornouchitelya.html
Считаю, технология фальсификации могла быть следующей
Ещё на этапе составления списка избирателей из него специально исключены многие жители района, долгие годы проживавшие в нём 
Далее перед голосованием дополнительный список не прошнуровывается должным образом (+имеется наше заявление) и пытаются ограничить доступ наблюдателей к спискам (возможно имеется заявление от наблюдателя)
По открепительным удостоверениям нагоняется достаточно много народа, плюс ещё достаточно много народа не находят себя в списках избирателей - все они заносятся в дополнительный список избирателей, обеспечивая достаточно много народа в дополнительных списках. (+ было письменное заявление от избирателя о ненахождении себя в основном списке)
Поскольку «на глаз» видно, что у дополнительных списков было много народу, то это должно маскировать подсовывание в непрошитую книгу дополнительных листов - «одним листом больше проголосовало, одним меньше».
Далее осуществляется вброс бюллетеней равный количеству избирателей вписанных во вставленные листы в дополнительный список. Для минимизации действий по вбросу урну ставят рядом со столом, за которым якобы по делам, сидит преступник.
UPD от 19 марта 2012 года. А каков итог? Наказали возможных преступников или как всегда? (Глушкова - то директор этой школы.)


Выборы, Нюрнберг

Up