Большой байкальский фотопост

Mar 18, 2018 18:13

Я тут несколько часов потратил, пытаясь написать интересный пост про поездку на Байкал, но всё зря. Во-первых, это было не приключенческое путешествие, это был дорогой и полностью подготовленный тур, в котором всё было хорошо, красиво, интересно, но совершенно предсказуемо. Во-вторых, пересказать всё равно не получается, там надо побывать.
Например, знаете, какое было первое удивление? Воздух. Чистый, свежий, приятный. Когда вернулся в Москву, внутренне взвыл: тут он едкий и какой-то шершавый, а на Байкале льётся в ноздри легко и вкусно. Но понять и узнать это можно только там.
Можно пересказать ощущения, показать десятки фотографий - всё будет не то. Но это всё, что я могу вам предложить, поэтому - погнали.

Перелёт в Иркутск из Москвы занимает шесть часов, при этом разница во времени - плюс пять часов. Мы вылетели в девять вечера, прилетев в девятом часу утра - сонные, помятые, и, в моём случае, желавшие поспать. Но впереди была дорога длиной в день, триста километров по тракту на берег Байкала.

В принципе, даже дорога была интересна сама по себе - за окном всё новое, необычное. Местность непривычно холмистая, даже гористая, гид Оксана и водитель Дима постоянно что-то рассказывали, незлобно подшучивая над нашими сонными зевками. Мол, все такие прилетают, пока свежего воздуха не вдохнут. И, в принципе, они, наверное были правы - воздух там действительно бодрящий, помогал мне бороться даже с двухдневным незасыпом.
По дороге мы несколько раз останавливались у разных достопримечательностей - памятников, священных мест, и просто там, где красиво. Оксана рассказала нам про обычай бурханить - проводить обряд задабривания местных духов. Не знаю, верят ли местные в это на самом деле, или это больше делается для туристов, но мы с удовольствием соблюли обычай, специальным образом задобрив духов напёрстком самогонки.
Меня, да, думаю, и батю, больше всего впечатлила остановка где-то в Танжеранской степи; мы съехали с тракта и долго и мучительно поднимались в горы. После остановки пришлось ещё довольно высоко забираться своим ходом - и тогда мы впервые увидели Байкал.



Первый взгляд на Байкал. Ещё ничего не понятно, но уже очень красиво.

А уже вскоре мы выбрались на лёд. В общем-то, это был, скорее, снег - Дима сокрушался, что за несколько дней до нас на Байкале неожиданно выпал снег, что для этого времени года нехарактерно. Он переживал, что мы можем льда и не увидеть - а я тогда не очень понимал, чего тут страшного, если уже увиденное так впечатляет.

По льду же тут катаются совершенно свободно, и на внедорожниках, и на простых уазовских "буханках" - они тут довольно популярны. Я поинтересовался, а не опасно ли - всё-таки лёд это лёд, на некоторых участках нас довольно прилично сносило. Не опаснее, чем на дороге, ответил Дима, даже если занесёт - машина не перевернётся, а врезаться тут не во что.



Наше средство передвижения по дорогам, бездорожью и даже по голому льду.

Ещё по дороге мы останавливались в бурятской кафешке, пообедать традиционными блюдами. Часть названий - буузы, бухлер - оказались мне знакомы, я ел это всё в Москве, в аутентичном монгольском кафе, и мне было интересно сравнить бурятский и монгольский варианты кухонь.
Буузы/позы - это примерно как манты, или, если хотите, хинкали, да с татарскими мантами рецепт и вкус практически идентичны. Бухлер - просто варёная жирная баранина с минимумом добавок, есть её непривычно, и невкусно.
Но вот омуля я попробовал впервые в жизни. Сагудай - очень простое блюдо, в котором обязательны кусочки сырого филе омуля с луком (хотя мы позже пробовали и другие варианты, в которых добавлялись специи, лимон, оливки и т.д., но самый простой вариант мне понравился больше всего). И очень вкусное: мясо нежное, какое-то чистое, совершенно не отдающее рыбой. Вкуснятина.



Сагудай-сагудай, я тебя съем!

Ну и конечно мы останавливались и на льду, пофотографироваться у красивых скал, и, обязательно, выпить воды прямо из Байкала, черпанув кружкой из только что пробуренной лунки.
Такой вкусной воды я не пил с детства. О ней я могу сказать всё то, что и про байкальский воздух: чисто, свежо, холодно, вкусно. Вода приятная, какой иногда бывает ключевая, но очень мягкая; видимо это связано с очень высокой насыщенностью кислородом. Ням.



Чтобы добыть себе воды, пришлось сначала подмести лёд. Но оно того стоило.



Красивая скала, рядом с которой все фотографируются...



...а я её потрогал.



Ледяные наплывы - лёд и сверху, и снизу в пещерной расселине.

Когда мы добрались, наконец, до нашей базы, я кое-как поужинал и умер на кровати, придавленный усталостью и обилием впечатлений. Я даже не смог полюбоваться вечерней живописностью этого места: сто шагов до байкальского берега с одной стороны, а с другой - горы и горы, присыпанные нежданным здесь снегом. Того времени, что мы были там, слишком мало, чтобы этим напитаться, это как оказаться внутри картины, ты смотришь - и не веришь, что так может быть.
Но всё это я оценил уже на следующий день, а тогда я уже спал, и впервые за год мне что-то снилось.



Сотня шагов до берега.

Второй день был прост и приятен: утром, хотя и без всякой спешки, мы поехали на рыбалку. Я представлял себе процесс примерно так, как он происходит у меня на родине, на Волге и её притоках: укутанные в десять слоев одежды дядьки, скрючившись сидят на неудобных складных табуретках, подставив ветру нос, высунутый из окутанного шарфами лица, а в руках у них простенькая удочка, которой они раз в час достают из лунки маленькую никчёмную рыбку. В случае Байкала моё воображение делало, разве что, поблажку рыбке - она рисовалась большой и не никчёмной, но сам процесс представлялся так, а не иначе. И готовился я к нему со всем тщанием, озаботившись пусть не десятью, но пятью слоями одежды. К экстриму я был готов!
Каково же было моё удивление, и даже некоторое разочарование, когда нас доставили к палаткам на льду, в которых было даже отопление от газовой печки! Какой уж тут экстрим; с горя я попросил хотя бы выключить печку, хотя рыбачить вне палатки не решился - всё-таки дело для меня новое. Вторая же палатка оказалась вообще жилой - с деревянным полом и лежаками, там дневали и ночевали местные рыбаки, к которым нас и подсадили.



Батя готовится рыбалить. Очки, кстати, не только для красоты - глазки надо защищать, на льду много опасного ультрафиолета.

Батя показал мне нехитрую рыбаческую премудрость, и мы погрузились в процесс. Тут, наверное, надо начать травить байки про то, как мы наловили целое ведро, или ещё что-то в этом духе - но нет, клевало хорошо, но не более. И только до полудня, а потом - как отрезало.



Первого окунька батя вытащил через 15 секунд, мне пришлось подождать куда больше.

Сама рыбалка мне понравилась, но только как вот такой, единоразовый опыт. Сидишь, медитируешь на сторожок, время от времени что-то ловится, труда никакого, процесс монотонный и слегка усыпляющий. Батя, впрочем, вполне доволен, хотя, наверное, не столько рыбалкой или уловом, а тем, что нашёл с кем почесать языком на любимую тему - он то и дело ходил во вторую палатку, рассказывая местным про волжские уловы.
Конечно же, улов пошёл в уху - и она была превосходна. Что меня удивило - как и в сагудае, рыба не имела привкуса. Когда уха варится из нашей речной рыбы, приходится забивать вкус перцем и другими специями, но всё равно остаётся вот этот слегка сладковатый тинный привкус и запах. Я привык и мне это кажется даже вкусно, но байкальские окуньки такого привкуса не имели вообще, из специй в ухе была только соль, и это тоже было очень вкусно. Я уж проголодался, вспоминая =)



Я проголодался, ну и вы проголодайтесь.

А вечером была баня, прямо на льду - передвижной такой домик. Для нас каким-то неведомым способом (я не догадался спросить, каким) в полутораметровом льду вырезали купель, и растопили парилку прям очень люто. Баня вообще оказалась непривычная - только предбанник и махонькая, а потому очень жаркая парилка. Даже без веника; впрочем, поддавать пар в такой жаре было просто опасно, мы просто горели, время от времени подливая ледяную воду в закипающий котёл (он почти тут же закипал обратно). Непривычно - дома парная побольше, и больше рассчитанная именно на то, чтобы париться с веником, - но круто.



Предвкушает, радуется.

Конечно же, купель не раз была использована по назначению, хоть и было страшновато. Первый раз я спускался по лестнице, готовясь выскочить, чуть что - и, в общем-то, выскочил через пару секунд после погружения, чтобы прислушаться к внутренним ощущениям. Ну знаете, с моим здоровьем купание в ледяной воде немножечко опасно, но пропустить возможность я просто не мог.
Второй раз было уже интереснее - нырок прямо со льда, холодно, конечно, но уже не страшно. Вылез, и через пять секунд накопленный внутренний жар снова идёт на кожу, становится так хорошо и приятно!
https://instagram.com/p/BgOMhwyHEEU



Последствия растирания тельца колючим снегом. Выглядит как страшная болезнь, но это совершенно безопасно и очень приятно.

В общем, всё прошло великолепно: мы чередовали прожарку у печки с нырками в купель, натирались снегом, глотали местный травяной чай, и радовались жизни.
Пожалуй, именно этот день оставил у меня больше всего впечатлений.

Хотя и следующий день был тоже неплох. С утра за нами приехал хивус - местный универсальный транспорт, катер на воздушной подушке, и мы целый день ехали на нём вдоль байкальского берега, с остановками в разных крутых местах.
https://instagram.com/p/BgQrhFWHlJR

Вот в этом путешествии я и понял то, о чём говорил Дима: байкальский лёд безупречно красив. К счастью, была ветреная погода, снег разметало, так что по пути, да и на остановках тоже, мы насмотрелись на самые разные льды вдоволь. Лёд белый, лёд голубой, лёд серый, лёд ломаный, лёд стеклянный, ледяные торосы, ледяные наплывы, лёд всякий. И очень чистый - через полутораметровый лёд иногда видны камни на дне. Я нафотографировал немеряную уйму этого добра - всё красивое, всё необычное!



Снежная позёмка (полёдка?) вживую выглядит конечно круче, чем на статичном фото.



И я, и вы видели десятки таких фоток. И всё равно не ожидаешь того, как круто это выглядит на самом деле.



Достаточно интересно пробираться по таким торосам: глыбы льда спаиваются в совершенно чудовищную геометрию, и ты прыгаешь прямо по льдинам, стараясь не наступить на плохое место. Нет, не скользко - во-первых, присыпано снегом, во-вторых сапоги шипованные.



Хивус во льдах.

И пейзаж за окном - горы, горы с одной стороны - и море, ледяное море - с другой. Казалось бы: надоест за несколько часов, - но нет, не надоедает. К вечеру, конечно, голова уже переполнилась, но смотрю сейчас фотки - как же круто!



Лёд и горы. Много льда, много гор.



Местами лёд совершенно зеркальный, кажется, что у гор внизу есть продолжение.



Вот таких оледенелых и очень красивых гротов и пещерок по берегам встречается немало. Говорят, есть и полноценные пещеры, в которых можно уже серьёзно полазить.



Бакланий камень. Пельменьего камня мы не обнаружили.



Метановые пузыри, вмёрзшие в лёд, выглядят весьма необычно. Я поначалу думал, что это геологические выделения со дна - но нет, это биогенный газ, выделяемый водорослями.

По дороге мы остановились на обед в бухте Песчаная - там есть небольшой посёлок, доступный только по воздуху и воде. Я немного погулял вокруг, очень интересно и необычно всё, начиная от почвы - это уже не галька, но ещё и не песок, закачивая, конечно же, видами.



Вся почва тут такая - и поэтому эрозия происходит очень быстро.



Ходячие деревья - лиственницы, у которых эрозия высвободила корни.



Вот это красное - не мхи и не лишайники, это опавшие псевдоиглы лиственниц. Они вот такого цвета, в отличие от коричневеющих игл настоящих елок и сосен.



Местный собакен погавкал на нас для приличия, но потом очень быстро перешёл к попрошайничеству и требовал его гладить.

Хотелось бы погулять там летом - ну, кто знает, всё может быть.

К вечеру мы добрались до Листвянки, известного туристического посёлка у истока Ангары, там наше приключение продолжилось на следующий день.

[Про Листвянку]Если будете там - не рекомендую останавливаться в гостинице "Крестовая падь". Это ужас в плане звукоизоляции, слышен буквально каждый пук за стенкой. Шаги по лестнице, скрип открываемой двери, чужой храп, шум работающего компрессора, звуки с улицы... Всё слышно. И холодно.

Листвянка и окрестности, как я уже сказал, место черезвычайно туристическое. Мы посетили пару музеев, первым был краеведческий музей "Тальцы". В нём сохранены постройки и предметы быта первых русских поселенцев и местных аборигенов: прямо под открытым небом стоят аутентичные постройки XVI - XIX веков. Экскурсовод показывала нам старинные избы, рассказывая о быте тех времён, а мы с батей только улыбались - батя вырос в условиях, не сильно отличающихся, да и мне довелось на это полюбоваться. Хотя, конечно, кое-что было незнакомо, а то и вовсе удивило.



Хотя некоторые вещи никогда не изменятся.



Это тюрячка. А ты знаешь, что делают в тюрячке?

Второй музей - байкальский лимонологический музей ИНЦ СО РАН - меня реально восхитил. Вполне познавательная экскурсия, интересные экспонаты, но, конечно же, интереснее всего было посмотреть на живое байкальское население. В огромных аквариумах живут все эти рыбы и рачки, красивые и необычные. И, конечно, нерпы - шарики с лапками, мне они кажутся люто забавными. Понравился и виртуальный тур на байкальское дно в жёлтой подводной лодке, и разглядывание всяких интересностей в микроскоп, в общем рекомендую обязательно.



Всякие подводные гады. Этих бычков, кстати, не едят - они иногда попадаются при рыбалке, их отпускают.



Боюсь облажаться с наименованием этих ракообразных, поэтому не скажу, как они называются.



А вот, прикиньте, осётр! Я и не знал, что в Байкале он водится, однако же.



Рыба ходит косяком, а косяк - это пять.

Кроме музеев, рядом с Листвянкой есть горнолыжный спуск. На лыжах мы не покатались - не было ни времени, ни желания, ни умения - но поднялись на верхнюю смотровую площадку, с которой открывается прямо-таки неописуемый вид на исток Ангары.



Вот я заслоняю своей солнечной лысиной вам прекрасный вид.

Ну и самой крутотенюшкой, на мой вкус, было посещение усадьбы Тюрюминых. Там вообще люто интересно, но мы, кроме прочего, покатались на ездовых собаках. Тут интересно даже не само катание, а вот какое-то странное ощущение от него. Сидишь в санях, смотришь по сторонам, там бежит лес, совершенно такой же, как в родном Поволжье, а за лесом - горы. А впереди - собачьи хвосты.
Собакены, кстати, ласковые, и бегают с явным удовольствием, прямо на бегу хватая пастями снег с обочин. Лепота.
https://instagram.com/p/BgSiihFn610



Фотогеничная лошадь фотогенична.

https://instagram.com/p/BgSxK51HdvM

Вот и всё (на самом деле - не всё, я много чего пропустил, и так вон какой пост накатал). На пятый день утром мы уже уехали в аэропорт, откуда с небольшими приключениями улетели в Москву, догоняя Солнце. Я до сих пор не до конца вошёл в ритм - уже в шесть часов по Москве меня начинает тянуть в сон, а просыпаюсь ночью. Впрочем, это даже удобно, даже жаль, что скоро перестроюсь.
Общее ощущение от поездки - всё очень здорово. Байкал прекрасен. Турфирма сработала на отлично, организаторы всем угодили, а в нашего гида мы просто влюбились. Без угрызений совести даю на них ссылку: https://www.baikalika.ru/



Байкалика угощает!

Теперь вот подумываю дёрнуть туда летом, благо у меня будет большой отпуск, и можно будет без спешки, со вкусом, нагуляться, надышаться и насмотреться.



радость, избы мне по нраву, фотографии, кайф

Previous post Next post
Up