О мыслящем твороге

May 24, 2010 17:27

Все вы наверно замечали, что некоторые операции делаете не задумываясь. Речь не о рефлексах, а о таких вещах, которым мы научились, и которые довели до автоматизма.
Это, например, умение писать, или, что многим сейчас ближе, умение печатать. Мы не обдумываем и не контролируем каждую операцию, вроде "сейчас я нарисую кружок с хвостиком - это будет буква а", мы просто делаем и всё.
Но когда мы пишем, или печатаем, мы обычно не можем думать над чем-то ещё. Несмотря на то, что мозг загружен не полностью, процесс не даёт нам отвлечься.
При этом я, в студенческие годы, будучи вынужден писать кучи конспектов, замечал, что иногда, через какое-то время, лекция начинает писаться на автомате, а в это время спокойно можно думать над чем-то ещё.
Я постарался вспомнить другие примеры задач, которые могут выполняться автоматически. Например мне доподлинно известно, что водитель со стажем управляет транспортным средством, не обдумывая каждое действие, и при этом достаточно свободно выполняя другие несложные умственные задачи вроде болтовни с пассажирами.
Опытный программист может писать одну часть кода, обдумывая в это время другую. Это мне тоже известно.
Можно чистить картошку или собирать землянику, при этом мозг свободен почти полностью. Автоматизм начинает срабатывать уже через несколько минут после начала операции. Скучные лекции автоматически начинают записываться уже через несколько часов бубнения лектора. Чтобы на полуавтомате писать программы или вести автомобиль, требуется несколько лет регулярно заниматься этим.
Связь между сложностью операции и временем на её освоение очевидна. Понятно, что слишком сложные операции человек не сможет научиться делать автоматически и за всю жизнь.

С детства мне хотелось управлять телом отдельно. Например, здорово бы было отдать ногам команду "бежать", глазам - "высматривать препятствия", вестибулярному аппарату - "поддерживать равновесие". Но это у меня никогда не получалось, хотя бы потому, что с бегом у меня всегда были проблемы, и я всегда задыхался раньше, чем начинал просто бежать (думаю, у Форреста Гампа как раз получилось то, что хотелось мне). Зато, скажем, когда меня стали интересовать гантели, мне удавалось повторять одно и то же упражнение по нескольку часов подряд. Каким-то образом удавалось отключить и боль, и усталость - я буквально до обморока выматывал себя упражнениями, при этом спокойно обдумывая какие-то насущные проблемы.
Сейчас, увы, с гантелями та же фигня, что и с бегом - состояние организма не позволяет безразмерно угнетать себя нагрузкой, но я уверен, что не имей я нужды контролировать нагрузку - опять мог бы часами задрачивать бицуху к своему вящему удовольствию.
В средних классах школы мне точно так же хотелось выделить часть ресурсов мозга на решение однотипных уравнений, которыми пичкали нас на математике. Сотни задачек в день - оно, конечно, и упражняло мозг, но как же хотелось, чтобы это происходило без постоянного контроля. Несмотря на то, что в самом процессе решения ничего сложного не было, делать это автоматически у меня так и не получилось.

Я могу лишь сделать вывод, что довести до автоматизма относительно просто лишь неумственные задачи. Действия, требующие обдумывания выполняются в однозадачном режиме и в "фон" перенесены быть не могут. Или же сделать это гораздо сложнее.
Скорей бы, скорей появились кибернетические интерфейсы, позволяющие осуществлять задуманное. Как здорово бы было использовать мозг в качестве управляемого процессора, выполняя на нём нужные мыслительные процессы с заданным приоритетом.

мысль

Previous post Next post
Up