Jan 28, 2013 18:40
Волна, поднятая вокруг письма против включения в школьную программу книг Улицкой и Пелевина, отодвинула на задний план ряд важных решений принятых на слушаниях "Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества. Литература. Человек. Общество», которые прошли на прошлой неделе в Общественной палате.
Вообще-то этот список на слушаниях обсуждать не планировалось, вопрос возник спонтанно в ходе обсуждения проблем сложившихся в сфере преподавания литературы в целом. Слушания носили более широкий формат и за три с половиной часа работы без перерыва, вопросов на них поднималось немало.
Не очень большое внимание уделили СМИ нашему предложению о создании Всероссийского Литературного общества. Информацию об этом распространили только агентство ИТАР-ТАСС, радио «МАЯК» и несколько других средств массовой информации. Между тем, этот вопрос требует гораздо более серьезного внимания.
У нас идет повсеместное сокращение часов преподавания литературы в школе. Более того, проверенных временем классиков пытаются подменить авторами, так называемого постмодернизма. Поиски новых форм, попытки разрушить общепризнанные ценности - все это уже было в нашей стране в начале 20 годов прошлого века. Однако тогда государство активно участвовало в формировании культурной политики и все-таки сумело вернуться к тем основам, благодаря которым во все времена развивалась наша культура. Поэтому Блока мы сегодня в первую очередь вспоминаем не по «ночь, улица, фонарь, аптека» (кстати, совсем не худшее произведение тех времен), а по « Скифам». Сейчас государство сводит до минимума свое участие в формировании культурных смыслов общества. Возможно, это оправдано - человек 21 века не похож на человека начала века 20-го. Мы живем в демократическом обществе, а не в обществе строителей коммунизма. Однако, нам нужны механизмы сохранения нашей самобытной культуры, в первую очередь литературы. Литература - это единственный школьный предмет, который формирует «человека в человеке».
Что собственно предлагается? Учитывая, что литература имеет исключительно важное для развития общества значение, необходим какой-то институт, который объединил бы на одной «площадке» не только писателей, но и ученых, литературоведов, школьных учителей, общественных деятелей, представителей властных структур, всех кому небезразлична будущее нашей культуры. Если посмотреть на опыт уже существующего Географического общества, то это наиболее удачная форма объединения самой широкой общественности для решения тех или иных задач. Общественная организация такого типа, я уверен, будет обладать всем необходимым инструментарием для того чтобы исправить сегодняшнее положение.
Исходя из этого и созрело предложение о создании Всероссийского Литературного общества. Нужно отметить, практически все участники слушаний - Митрополит Калужский и Боровский Климент, главный редактор Литературной газеты Юрий Поляков, писатели, ученые и преподаватели литературы поддержали эту инициативу.
Литература,
палата,
общество,
слушания