Малютка-жизнь

Jun 19, 2013 15:23



Камень лежит у жасмина.
Под этим камнем клад.
Отец стоит на дорожке.
Белый-белый день.

В цвету серебристый тополь,
Центифолия, а за ней -
Вьющиеся розы,
Молочная трава.

Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.
Никогда я не был
Счастливей, чем тогда.

Вернуться туда невозможно
И рассказать нельзя,
Как был переполнен блаженством
Этот райский сад.

Раздумчивый нерифмованный дольник, которым автор заклинает реальность. Ведь «вернуться невозможно» и «рассказать нельзя» - но рассказывают, и даже иногда возвращаются - пусть во снах или путем внезапных прустовских прозрений. Одно из сильнейших стихотворений Арсения Тарковского. Когда его сын совместно с Мишариным написал сценарий необычного по тем временам (да и по этим) фильма, они назвали его «Белый, белый день». В 1974 году этот фильм вышел под другим названием - «Зеркало» - и многие (включая меня) считают его лучшим фильмом Тарковского-младшего. poetry_six



Художник - иллюстратор Aokaze Nomaki


Дата рождения - 1 ноября 1984 в Мие , затем семья переехала в Токио Окинава (Наха Т.е. Island), Япония → Канада (Ванкувер)
Учеба - Tama Art University (бакалавр Графический дизайн) 2008, Университет Искусств префектуры Окинава (магистр дизайна) 2011.



ПОСРЕДИНЕ МИРА
    Я человек, я посредине мира,
    За мною - мириады инфузорий,
    Передо мною мириады звезд.
    Я между ними лег во весь свой рост -
    Два берега связующее море,
    Два космоса соединивший мост.

    Я Нестор, летописец мезозоя,
    Времен грядущих я Иеремия.
    Держа в руках часы и календарь,
    Я в будущее втянут, как Россия,
    И прошлое кляну, как нищий царь.

    Я больше мертвецов о смерти знаю,
    Я из живого самое живое.
    И - Боже мой - какой-то мотылек,
    Как девочка, смеется надо мною,
    Как золотого шелка лоскуток.
    1958



    МАЛИНОВКА

    Душа и не глядит
    на рифму конопляную,
    Сидит, не чистит перышек,
    не продувает горла:
    Бывало, мол, и я
    певала над поляною,
    Сегодня, мол, не в голосе,
    в зобу дыханье сперло.
    Пускай душа чуть-чуть
    распустится и сдвинется,
    Хоть на пятнадцать градусов,
    и этого довольно,
    Чтобы вовсю пошла
    свистать, как именинница,
    И стало ей, малиновке,
    и весело и больно.
    Словарь у нас простой,
    созвучья - из пословицы.
    Попробуйте, подставьте ей
    сиреневую ветку,
    Она с любым из вас
    пошутит и условится
    И с собственной тетрадкою
    пойдет послушно в клетку.





    МАЛЮТКА-ЖИЗНЬ
      Я жизнь люблю и умереть боюсь.
      Взглянули бы, как я под током бьюсь
      И гнусь, как язь в руках у рыболова,
      Когда я перевоплощаюсь в слово.

      Но я не рыба и не рыболов.
      И я из обитателей углов,
      Похожий на Раскольникова с виду.
      Как скрипку, я держу свою обиду.

      Терзай меня - не изменюсь в лице.
      Жизнь хороша, особенно в конце,
      Хоть под дождем и без гроша в кармане,
      Хоть в Судный день - с иголкою в гортани.

      А! Этот сон! Малютка-жизнь, дыши,
      Возьми мои последние гроши,
      Не отпускай меня вниз головою
      В пространство мировое, шаровое!
      1958



      Я прощаюсь со всем, чем когда-то я был
      И что я презирал, ненавидел, любил.

      Начинается новая жизнь для меня,
      И прощаюсь я с кожей вчерашнего дня.

      Больше я от себя не желаю вестей
      И прощаюсь с собою до мозга костей,

      И уже, наконец, над собою стою,
      Отделяю постылую душу мою,

      В пустоте оставляю себя самого,
      Равнодушно смотрю на себя - на него.

      Здравствуй, здравствуй, моя ледяная броня,
      Здравствуй, хлеб без меня и вино без меня,

      Сновидения ночи и бабочки дня,
      Здравствуй, все без меня и вы все без меня!

      Я читаю страницы неписаных книг,
      Слышу круглого яблока круглый язык,

      Слышу белого облака белую речь,
      Но ни слова для вас не умею сберечь,

      Потому что сосудом скудельным я был
      И не знаю, зачем сам себя я разбил.

      Больше сферы подвижной в руке не держу
      И ни слова без слова я вам не скажу.

      А когда-то во мне находили слова
      Люди, рыбы и камни, листва и трава.
      1957





      Мы крепко связаны разладом,
      Столетья нас не развели.
      Я волхв, ты волк, мы где-то рядом
      В текучем словаре земли.

      Держась бок о бок, как слепые,
      Руководимые судьбой,
      В бессмертном словаре России
      Мы оба смертники с тобой.

      У русской песни есть обычай
      По капле брать у крови в долг
      И стать твоей ночной добычей.
      На то и волхв, на то и волк.

      Снег, как на бойне, пахнет сладко,
      И ни звезды над степью нет.
      Да и тебе, старик, свинчаткой
      Еще перешибут хребет.
      1960



      ИЗ ОКНА
        Еще мои руки не связаны,
        Глаза не взглянули в последний,
        Последние рифмы не сказаны,
        Не пахнет венками в передней.

        Наверчены звездные линии
        На северном полюсе мира,
        И прямоугольная, синяя
        В окно мое вдвинута лира.

        А ниже - бульвары и здания
        В кристальном скрипичном напеве,
        Как будущее, как сказание,
        Как Будда у матери в чреве.
        1958



        РУСАЛКА
          Западный ветер погнал облака.
          Забеспокоилась Клязьма-река.

          С первого августа дочке неможется.
          Вон как скукожилась черная кожица.

          Слушать не хочет ершен да плотвиц,
          Губ не синит и не красит ресниц.

          - Мама-река моя, я не упрямая,
          Что ж это с гребнем не сладит рука моя?

          Глянула в зеркало - я уж не та,
          Канула в омут моя красота.

          Замуж не вышла, детей не качала я,
          Так почему ж я такая усталая?

          Клонит ко сну меня, тянет ко дну,
          Вот я прилягу, вот я усну.

          - Свет мой, икринка, лягушечья спинушка,
          Спи до весны, не кручинься, Иринушка!
          1956



          ВЕЩИ
            Все меньше тех вещей, среди которых
            Я в детстве жил, на свете остается.
            Где лампы-'молнии'? Где черный порох?
            Где черная вода со дна колодца?
            Где 'Остров мертвых' в декадентской раме?
            Где плюшевые красные диваны?
            Где фотографии мужчин с усами?
            Где тростниковые аэропланы?
            Где Надсона чахоточный трехдольник,
            Визитки на красавцах-адвокатах,
            Пахучие калоши 'Треугольник'
            И страусова нега плеч покатых?
            Где кудри символистов полупьяных?
            Где рослых футуристов затрапезы?
            Где лозунги на липах и каштанах,
            Бандитов сумасшедшие обрезы?
            Где твердый знак и буква 'ять' с 'фигою'?
            Одно ушло, другое изменилось,
            И что не отделялось запятою,
            То запятой и смертью отделилось.

            Я сделал для грядущего так мало,
            Но только по грядущему тоскую
            И не желаю начинать сначала:
            Быть может, я работал не впустую.

            А где у новых спутников порука,
            Что мне принадлежат они по праву?
            Я посягаю на игрушки внука,
            Хлеб правнуков, праправнукову славу.
            1957

            ТЕЛЕЦ, ОРИОН, БОЛЬШОЙ ПЕС
              Могучая архитектура ночи!
              Рабочий ангел купол повернул,
              Вращающийся на древесных кронах,
              И обозначились между стволами
              Проемы черные, как в старой церкви,
              Забытой Богом и людьми.
              Но там

              Взошли мои алмазные Плеяды.
              Семь струн привязывает к ним Сапфо
              И говорит:

              'Взошли мои Плеяды,
              А я одна в постели, я одна.
              Одна в постели!'

              Ниже и левей
              В горячем персиковом блеске встали,
              Как жертва у престола, золотые
              Рога Тельца
              и глаз его, горящий
              Среди Гиад,
              как Ветхого завета
              Еще одна скрижаль.
              Проходит время,
              Но - что мне время?
              Я терпелив,
              я подождать могу,
              Пока взойдет за жертвенным Тельцом
              Немыслимое чудо Ориона,
              Как бабочка безумная, с купелью
              В своих скрипучих проволочных лапках,
              Где были крещены Земля и Солнце.
              Я подожду,
              пока в лучах стеклянных
              Сам Сириус -
              с египетской, загробной,
              собачьей головой -
              Взойдет.
              Мне раз еще увидеть суждено
              Сверкающее это полотенце,
              Божественную перемычку счастья,
              И что бы люди там ни говорили -
              Я доживу, переберу позвездно,
              Пересчитаю их по каталогу,
              Перечитаю их по книге ночи.
              1958


              ПАУЛЬ КЛЕЕ


                Жил да был художник Пауль Клее
                Где-то за горами, над лугами.
                Он сидел себе один в аллее
                С разноцветными карандашами,

                Рисовал квадраты и крючочки,
                Африку, ребенка на перроне,
                Дьяволенка в голубой сорочке,
                Звезды и зверей на небосклоне.

                Не хотел он, чтоб его рисунки
                Были честным паспортом природы,
                Где послушно строятся по струнке
                Люди, кони, города и воды.

                Он хотел, чтоб линии и пятна,
                Как кузнечики в июльском звоне,
                Говорили слитно и понятно.
                И однажды утром на картоне

                Проступили крылышко и темя:
                Ангел смерти стал обозначаться.
                Понял Клее, что настало время
                С Музой и знакомыми прощаться.

                Попрощался и скончался Клее.
                Ничего не может быть печальней.
                Если б Клее был немного злее,
                Ангел смерти был бы натуральней.

                И тогда с художником все вместе
                Мы бы тоже сгинули со света,
                Порастряс бы ангел наши кости.
                Но скажите мне: на что нам это?

                На погосте хуже, чем в музее,
                Где порой слоняются живые,
                И висят рядком картины Клее -
                Голубые, желтые, блажные...
                1957





                СТИХИ ИЗ ДЕТСКОЙ ТЕТРАДИ
                  ...О, матерь Ахайя,
                  Пробудись, я твой лучник последний...
                  Из тетради 1921 года

                  Почему захотелось мне снова,
                  Как в далекие детские годы,
                  Ради шутки не тратить ни слова,
                  Сочинять величавые оды,

                  Штурмовать олимпийские кручи,
                  Нимф искать по лазурным пещерам
                  И гекзаметр без всяких созвучий
                  Предпочесть новомодным размерам?

                  Географию древнего мира
                  На четверку я помню, как в детстве,
                  И могла бы Алкеева лира
                  У меня оказаться в наследстве.

                  Надо мной не смеялись матросы.
                  Я читал им:
                  "0, матерь Ахайя!'
                  Мне дарили они папиросы,
                  По какой-то Ахайе вздыхая.

                  За гекзаметр в холодном вокзале,
                  Где жила молодая свобода,
                  Мне военные люди давали
                  Черный хлеб двадцать первого года.

                  Значит, шел я по верной дороге,
                  По кремнистой дороге поэта,
                  И неправда, что Пан козлоногий
                  До меня еще сгинул со света.

                  Босиком, но в буденновском шлеме,
                  Бедный мальчик в священном дурмане,
                  Верен той же аттической теме,
                  Я блуждал без копейки в кармане.

                  Ямб затасканный, рифма плохая -
                  Только бредни, постылые бредни,
                  И достойней:
                  'О, матерь Ахайя,
                  Пробудись, я твой лучник последний...'
                  1958


                  (c) http://tanjand.livejournal.com/474967.html

                  искусство, поэзия, иллюстрации, Тарковский

                  Previous post Next post
                  Up