Простейшие бытовые параллели иной раз неплохо позволяют понять «высокую политику». Точнее, абсурдные ситуации, происходящие в последней. Представьте себе ситуацию: муж развелся с женой. И даже подал заявление на регистрацию брака с новой супругой. Идут буквально пару тягомотных недель, во время которых «бывшая» собирает вещички, чтоб окончательно съехать из помещения, а претендентка практически стоит у порога со своими чемоданчиками. И вдруг экс-супружница, на ровном, так сказать, месте, окидывает квартиру задумчивым взглядом, и заявляет: мол, сервант из гостиной я выброшу, на его место поставлю свою коллекцию фикусов, диван в спальне передвину по фен-шую, обои сменю на голубенькие в белые цветочки. Потом она залезает в бумажник бывшего мужа, и торопливым шепотом перечисляет: это - мне на новую шубу, ну, на эти купюры - съезжу покататься на лыжах, на что не хватает - займу у соседей, все равно отдавать будет «он». Немая сцена? Сверхнаглость? А ведь на кое-что очень похоже. Верховная Рада старого созыва сегодня приняла решение в невиданном темпе утвердить бюджет на 2013 год. Смакетировать, так сказать, экономическую обстановку страны и распорядиться тратами на перспективу. Не обращая ни малейшего внимания на то, что у порога мнется какая-никакая, но новоизбранная Рада. Собственно, ей (и правительству, которое она призвана сформировать) и отвечать за все, что в последний момент крутит-мутит «отставница».
Бюджет страны на следующий год (его еще иногда принято возвышенно называть Основным экономическим законом) надлежит принимать в декабре. Впрочем, бывало по-разному, иной раз процесс затягивался (никто не говорит, что это хорошо, но все же небо на землю не сваливалось). Помнится случай, когда, чтобы вложиться в декабрьские сроки, Верховная Рада напряженно заседала по бюджетному вопросу 30 декабря, до что там, чуть ли не 31-го, еле-еле поспев к салату «оливье» и бою курантов. Правда, положение тогда было несколько иным. С хорошим ли, средним ли результатом, но парламент имел обыкновение и вправду заседать. То есть обмениваться аргументами и до хрипоты спорить, в том числе, и по всегда острому бюджетному вопросу. Отрасли (и лобби-группы) пытались тянуть всегда куцее одеяло на себя, возражали друг другу, но при этом в зале озвучивались и разумные макроэкономические предложения, зал трясся над каждой поправкой. Нам понадобилось сравнительно немного времени, чтобы начисто забыть: в парламенте - обсуждают, спорят, голоса «за» или «против» имеют значение, что-то может перевесить, а что-то - и нет. Сегодня ничего этого нет в помине, и посему ни для какого процесса не нужно много времени. Сегодня - двумя десятками «дежурных по кнопкам» принять решение о точной дате конца света или утвердить тот же главный экономический годовой документ страны - как Чечетову два пальца об…асфальт.
Только этим, безопасной возможностью пока еще принять любое нужное режиму решение, и можно объяснить спешку с утверждением бюджета-2013. Ведь если даже, как подняв постный взор в небеса, невнятно комментируют «ускорение» регионалы, принять во внимание необходимость рождения бюджета в месяц, под названием декабрь, то все равно - не сходится. Чем отличается 6 декабря, от, скажем, 25 или 28-го? Название месяца не меняется. Сессия новоизбранной Рады должна собраться на свое первое заседание не позднее 17 декабря. Регионалы как бы выражают сочувствие новобранцам: мол, до бюджета ли им будет, сразу навалится столько всего… Но, пардон, как и в какие сроки укладываться, это проблема исключительно седьмой каденции (если она, конечно, начнет работать). Так вот, если начнет, то вполне можно, при желании и необходимости, вписать работу над бюджетом в ближайшие 10-12 дней первой сессии. И даже если предположить возвращение настоящего обсуждения этого важного законопроекта, времени на процесс будет больше, чем тех фантастических сроков, которые предлагаются сейчас. Сроки - действительно фантастические. Серьезный экономический документ, объемом в 461 страницу, роздан депутатам для, так сказать, осмысления в сегодняшний пленарный вторник, 4 декабря. Со второй половины дня заседание прекращено, если у кого есть желание, можно начать занимательное чтение. Но времени на то, чтобы завершить его, обдумать свои предложения и поправки, сформулировать их отводиться, вы не поверите, не просто до 5 декабря, а до 12.00 этого дня. Потому как поправки, внесенные после полудня среды, профильным комитетом рассматриваться не будут. А 6-го, в четверг, назначено голосование. Надо понимать, победное. И без обсуждения.
Но кажется, дело совсем не в том, управилась бы или нет с принятием бюджета новая Верховная Рада до конца декабря. Есть несколько крамольная, но в нашем положении, оправданная мысль. Не исключено, что в данном случае страна бы выиграла от того, чтобы процесс принятия бюджета затянулся. Чтобы, во-первых, для рассмотрения в парламентский зал был вынесен совершенно новый документ, авторства нового правительства. В конце концов, как и говорилось, отвечать за исполнение положений бюджета - как раз правительству новому. Оппозиция, да и просто независимые экономические эксперты высказывают мнение, что сейчас - время не для мгновенного утверждения творения азаровского Кабмина, а для безотлагательной разработки Плана системных антикризисных мероприятий.
Да, кстати, несколько запутанной выглядит ситуация именно с тем, что проект внесен Кабмином Азарова. Дело в том, что после избрания депутатом, член списка Партии регионов номер раз, всенародный любимец, был обязан подать в отставку. В таких случаях отставленным является и весь состав правительства. Вполне логично, что до того, как к полномочиям приступит новый состав Кабмина, прежний продолжает исполнять обязанности, но с приставкой и.о. А по закону и.о. не имеет право вносить тот же проект бюджета на рассмотрение парламента. Оппозиция утверждает - закон нарушен, проект внесли «отставники», а значит, и рассматривать тут нечего. А Кабмин и регионалы отбиваются: успели, мол, внести до отставки. И счет идет буквально не на дни, а на часы. Отставку правительства Янукович подписал в 11.00 понедельника. Ну, ладно, предположимте, что «азаровцы» успели донести до Верховной Рады документ, пусть хоть за полчаса до сановной подписи. Но депутатам он роздан во вторник. И, заметьте, до этого текст документа на официальном сайте Верховной Рады был недоступен. Так что можно предположить и то, что до этого самого времени текст еще «доклепывали».
И можно чуть-чуть посмеяться. По поводу данной коллизии, то есть действующее, или ограниченное в некоторых правах «иошное» правительство предлагает принять проект бюджета, Владимир Литвин ответил что-то совершенно потрясающее. Он заявил, что «после разговора с юристами окончательной трактовки нет». Можно ли представить себе, что юристы, ознакомленные со сроками тех или иных действий, и по обязанности знакомые с положениями законов, могут в такой ситуации не иметь «однозначной трактовки»? А Литвин - может… И вот еще, от него, нашего сладчайшего спикер-са, сказанное на телеканале «Рада». Он категорически против возвращения проекта бюджета на доработку: «я думаю, что будет понимание в депутатском корпусе, что лучше иметь плохой бюджет, чем никакого бюджета». Это как если бы сказать: лучше иметь пустой кошелек, чем никакого, гарантированно пустого мешочка…
Сегодня, во вторник, Верховная Рада приняла постановление «Об особенностях процедуры рассмотрения и принятия Закона Украины о государственном бюджете Украины на 2013 год». Документ по-своему беспрецедентен. Почему у процесса принятия бюджета-2013 (речь идет именно об описанной выше «ускоренной процедуре») должны быть какие-то особенности? Что именно случилось? Что горит? У кого?
Кажется, на эти вопросы можно ответить. Горит. У режима. Этим составом Верховной Рады действительно можно принять, что угодно, особо не напрягаясь, и не сомневаясь в положительном результате. Вон, даже коммунисты устами Царькова заявили, что голосовать за бюджет не будут, «ведь все понимают, что он нереален». А регионалы совершенно спокойны, им хватит карточек (не могу сказать - голосов, потому что дело по-прежнему будет основано на кнопкодавстве) - и своих, и группы «тушек», и литвиновцев. Подобные вольности партия власти в шестом созыве коммунистам иной раз разрешала, чтобы они демонстрировали: мол, мы, конечно, находимся в регионаловском большинстве, но когда дело доходит до «прав трудящихся», мы, безопасно для большинства, фрондируем, и выходим «все в белом» (извините, в красном).
Но ведь на этот раз Царьков сказал немного больше. Сказал, что и в случае принятия этого бюджета седьмым созывом, фракция КПУ голосовать за него не собирается. Стопроцентной веры подобным словам, конечно, нет: может, симоненковцы поторгуются, страстно сольются с ПР, и, в случае необходимости проголосуют, за что приказано. Но… Звоночек тревожный. И фракция КПУ побольше, и литвиновцев нет. И - мажоритарщики не спешат помочь ПР сформировать хотя бы простое большинство. На сегодняшнем брифинге из уст Александра Ефремова впервые прозвучала конкретная цифра: «О вступлении во фракцию Партии регионов у нас по-прежнему 223 заявления». Грустная (для ПР) цифра.
А утвердить состряпанный азаровским Кабмином документ - ох, как хочется. В нем дефицит госбюджета вырастает на 30%; каждый министр имеет право брать кредиты, где угодно - под гарантии правительства. «Приостановлены», то есть отменены социальные льготы 13 категориям населения: чернобыльцам, врачам, учителям, и т.п., то есть «вбюджечены» именно те положения, борясь против введения которых граждане выбивали двери Верховной Рады и голодали до смерти. И так увеличенные до 25 миллиардов гривен затраты на содержание власти далее ползут вверх; затраты на содержание прокуратуры увеличены на 21%, государственной судебной администрации - на 4,2%; органов МВД - на 3,3%; СБУ - на 4,8%. Вписана остановка либо резкое сокращение всех жилищных программ; сумма субвенций на погашение разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги сокращена на 11 миллиардов гривен, что свидетельствует: тарифы будут непременно повышены.
Вы спросите, какая от всех этих прелестей корысть, если нынешней партии власти не удастся сформировать ни парламентского большинства, ни, соответственно, своего правительства? Но борьба за попытку остаться при власти продолжается. Надежда, как известно, умирает последней. Может, все же кого-то додавят-прикупят, да еще и Азарова во второй раз премьером посадят. Тогда все это, и еще многое, заложенное в нынешний проект бюджета еще как пригодиться. И, кстати, не придется отвечать на «ужасные» вопросы оппозиции (оппозиция прежнего созыва, вплоть до сегодняшнего вторника, гласом вопиющего в пустыне требует отчета Азарова в парламенте). Желает, видишь ли, чтоб он отчитался по выполнению бюджета-2012; рассказал, куда подевались 12 миллиардов долларов золотовалютного резерва; каким образом Кабмин на протяжении двух лет работал без утвержденной программы деятельности правительства; как за это время внешний долг Украины возрос в два раза, дойдя практически до 500 миллиардов гривен.
Словом, может быть и вправду, удастся где ползком, где перебежками, что-нибудь «закомпромиссить» и остаться при власти, пусть с менее удобным парламентом, хоть ненадолго? Ну, на время, пока хватит средств ныне продавливаемого «бюджета доограбления»? А не удастся, так и гори оно все ясным огнем. Пусть «наступники» разгребают то, что наворочено в этом бюджете. И даже в таком случае есть смысл его додавить. Ведь среди глобальных цифр в документе, подаваемом так, чтобы никто и вчитаться не успел, содержаться россыпи более мелких тактических выгод для всех провластных групп олигархата. Уж на то, чтобы схомячить эти «крохи» - времени хватит.
Вот тут-то и хочется привести анекдот о «крыске», упомянутой в заголовке сегодняшних заметок. У чувствительных - прошу пардону заранее. Одного алкоголика пытались отучить пить радикальным методом: подбросив ему в ведро с вожделенной жидкостью дохлого грызуна. Ждут разительного результата. А он над последним стаканом шепчет: «ну, крыска, ну, еще капельку…»
Кое-кто испытал приступ тошноты? А знаете, точно так же должно тошнить от того, каким образом, протаскивая свой бюджет, отставной режим выжимает «капельки» из страны.
Виктория АНДРЕЕВА,
«ОРД»