Третий период в развитии силовых видов спорта можно охарактеризовать как период стагнации (
лат. Stagnatio-неподвижность). В экономике данный термин характеризует застой производства и торговли на протяжении длительного периода и выражается в нулевых или незначительных темпах роста, неизменной структуре экономики, её невосприимчивости к нововведениям, научно-техническому прогрессу.
Мы считаем возможным использовать данный термин применительно к развитию силовых видов спорта в указанный период, поскольку, не смотря на то, что в это время были разработаны новые системы обучения, заложены основы образования и воспитания, сочетающие умственное развитие с нравственным становлением личности, их содержание и организация определялись господствующим значением христианской религии и церкви в общественной и культурной жизни общества, в результате чего атлетическая культура античности угасла.
В противовес образу всесторонне развитого человека, идеалом средневековья, исторически совпадающего с рассматриваемым периодом, стал не символ физической силы, а «святой образ аскетического монаха,
несшего на своем челе отражение страданий во имя спасения души».
В связи с этим физическая культура и спорт потеряли демократическое значение, придававшееся им в Древней Греции, что можно охарактеризовать как замедлением, но не остановкой в их развитии, поскольку в народе продолжалось совершенствование собственных обычаев использования упражнений, направленных на развитие и демонстрацию физических качеств, в том числе и силы. Кроме того, организации физического воспитания, требовали условия подготовки рыцарей, которым для успешного владения усложнившимся тяжелым вооружением была необходима мышечная сила, и простых солдат, примером чего могут служить упражнения в толкании металлической балки, которые использовали солдаты английской армии для развития силы.
В итоге, несмотря на использование силовых упражнений в прикладном плане, в обрядах и народных играх, что придало элементам движений своеобразные стилизованные формы, ставшие основой современного спорта, все это носило бессистемный характер.
Четвертый в истории развития силовых видов спорта - период формирования научных основ силовых видов спорта. Начало данного периода совпало с великими географическими открытиями эпохи Возрождения, ставшими источником подъема искусства, науки и возникновения мировоззрения светского характера, что привело к появлению огромного интереса к наследию Древней Греции и Древнего Рима.
Идеи античного гуманизма по формированию всесторонне развитой личности вновь получили распространение, а самопознание и самосовершенствование, в том числе и физическое, становилось необходимым и входило во все сферы жизни.
На практике это отражалось в возникновении новых типов учебных заведений, пересмотре содержания, форм, методов обучения, создании учебников и учебных пособий.
К началу этого периода относится формирование интереса к организованной системе физической подготовки в педагогике.
Значительную роль при этом сыграли Иероним Меркуриалис (1530-1606), Томмазо Кампанелла (1568-1639); Аршанжа Туккаро (1536-1616), автор диалога об акробатических движениях; Томас Мор (1478-1535); Франсуа Рабле (1483-1553); Иохим Камерариус, работа которого «Диалог о гимнасиях», изданная в 1541 году в Лейпциге, является первой попыткой определить основы физического воспитания как учебного предмета.
Стремление к физическому совершенствованию человека, нашло отражение в литературе и в изменившемся отношении светского общества как к физическим упражнениям в целом, так и к занятиям с отягощениями в частности, которые во времена царствования английской королевы Елизаветы Тюдор (конец XVI в.) рекомендовались юношам вместо танцев и других «пустых забав».
Все это создало определенные предпосылки к созданию педагогических, психологических, физиологических учений о важности физического развития человека, соотносящихся с уровнем развития физической культуры общества в целом, получивших дальнейшее отражение в педагогических теориях, основанных на лучших гуманистических традициях и передовых идеях Джона Локка (1632-1704), Жан-Жака Руссо (1712-1778), Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827), Фридриха Фребеля (1782-1852), Фридриха Адольфа Вильгельма Дистервега (1790-1866) и др.
В сфере физической культуры результатом происходящих изменений стало появление в Англии спортивноориентированного физического воспитания, развитие гимнастических систем в европейском образовании, а также проведение регулярных спортивных соревнований.
В этот период складывается и общее представление о режиме нагрузок для развития силы, меняется арсенал спортивных снарядов, которые стали приобретать необходимую форму, конструкцию и вес, возникает интерес к физической силе не как способу выживания и самообороны, а как к средству развития мышц человеческого тела.
Итогом периода формирования научных основ силовых видов спорта является создание первых методик тренировочного процесса, начало преобразования упражнений с отягощениями из средства физической культуры в несколько спортивных дисциплин.