Оригинал взят у
vaga_land в
Вельские выборыСтатья «Погнали наши городских» о недавних выборах в Вельском районе Архангельской области в последнем номере журнала «Итоги».
Ответ на вопрос, возможно ли одолеть партию власти на ее территории, «Итоги» искали в русской глубинке.
Единый день голосования, прошедший 14 октября, посеял пессимизм в стане оппозиции. Заговорили даже о том, что выиграть в честной борьбе у партии, использующей административный ресурс и контролирующей СМИ, в принципе невозможно. В том, что это далеко не так, «Итоги» убедились, понаблюдав за выборами в глубинке, где жители по инерции поддерживают властей предержащих. В Вельском районе Архангельской области, где, как известно, досиживает свой срок Платон Лебедев, оппозиция и партия власти бились на равных.
Голосуй за Диму
- Ты не пройдешь, народ за меня, а ты чужой, - Гриша Плет буравит взглядом Илью Цветкова, решившего выдвинуть свою кандидатуру на должность главы Низовского сельского поселения. До того как мировой финансовый кризис докатился до российской глубинки, московский бизнесмен Цветков покупал в Вельском районе лес и отвозил в Подмосковье, где строил дачи и коттеджи. Чтобы не тратиться на гостиницу, купил в деревне дом. Недавние выборы подтвердили пророчество Гриши: «понаехавший» москвич занял лишь второе место на выборах сельского «мэра». Хотя «шибко грамотный» кандидат Плет принять в них участие так и не смог, срезался на стадии сбора подписей. Это важное дело разнорабочий местного детдома отложил на последний день, отведенный законом. Собрать необходимое количество автографов ему труда не составило. Но процесс сопровождался такими обильными возлияниями с каждым из подписантов, что донести листы до избирательной комиссии Григорий не смог чисто физически.
Дело происходило в Угреньге. Таково финно-угорское название этой местности. В состав Низовского входит несколько деревень и сел, самое большое из которых - Теребино. Село расположено в 25 километрах от Вельска - южной столицы русского Севера. Так называют этот город жители Архангельской области. По возрасту он старше Москвы аж на 10 лет. Однако статус города получил только во времена царствования государыни Екатерины II. А вот медийным стал совсем недавно благодаря местному судебному присутствию, где рассматривалось дело знаменитого сидельца вельской колонии - бывшего совладельца «ЮКОСа» Платона Лебедева. Даже московские пикейные жилеты были удивлены, когда судья серьезно скостил предпринимателю срок. И хотя областной суд это решение недавно отменил, Вельск вошел в историю отечественной юриспруденции как пример независимости одной из ветвей власти.
Здесь вообще предпочитают быть в ладах с буквой и духом закона. И выборы это еще раз подтвердили. «Не подано ни одной жалобы, не был снят с гонки ни один из зарегистрированных кандидатов», - рассказал «Итогам» председатель Вельской территориальной избирательной комиссии Андрей Гуляев. Он, пожалуй, единственный в России председатель ТИК, являющийся одновременно журналистом, что также многое говорит о местных политических нравах. Андрей работает главным редактором районной газеты «Вельские вести».
Результат волеизъявления таков. Из 15 муниципалитетов, в которых проходили выборы глав, «Единая Россия» сумела победить только в восьми. Из 188 избранных муниципальных депутатов «единороссами» являются 104. Явка избирателей, как и в целом по стране была достаточно низкой. В среднем не более 30 процентов. «Зато в Низовском к урнам пришли 67 процентов жителей, имеющих право голоса. Это рекорд. Такой явки не было даже на мартовских выборах президента, - рассказывает глава ТИК. - Удивляться, впрочем, не стоит. Там и конкуренция между кандидатами оказалась самой серьезной». В низовской УИК говорят, что у них всегда так: очень уж сознательные тамошние избиратели. Впрочем, без пресловутых политтехнологий вкупе с административным ресурсом и здесь не обошлось.
Урна для голосования была установлена в единственном, как утверждали в администрации, пригодном для сего месте - кабинете главбуха низовской «мэрии». Комнатенка маленькая, вследствие чего кандидатам разрешили выставить не по два наблюдателя, как положено, а только по одному. «Чтобы не толпились», - пояснили хранители админресурса. Видимо, по этой причине не было наблюдателя ни от представителя «Единой России», ни от еще одного кандидата - местного агрария. Последний, кстати, за неделю до дня голосования пытался снять свою кандидатуру в пользу москвича (самая, пожалуй, распространенная технология). Не получилось. В ТИК добровольному помощнику оппозиции отказали. О том, что избирательный участок находится в здании администрации, можно было догадаться лишь по торчащему на крыльце с самого утра и выпившему по такому случаю меньше обычного трактористу Лене Цаплину. Каждому входящему он бросал одну сакраментальную фразу: «Голосуй за Диму». Попирающий закон агитатор был не простак и замолкал, как только покурить на крыльцо выходил охранявший участок полицейский или кто-то из наблюдателей. Деликатность тракториста Цаплина удивительна, поскольку, во-первых, агитировал он не за какую-то, не приведи господи, оппозицию, а за кандидата от партии власти Дмитрия Ежова. Во-вторых, по слухам, он был крайне заинтересован в «правильном» результате волеизъявления односельчан. «Леньке-то делянку леса пообещали», - судачили земляки и бодро шли исполнять свой гражданский долг.
Мощь тандема
К муниципальным выборам в районе местное отделение партии «Единая Россия» подготовилось неплохо. Наглядно было видно, в чем именно состоит «стратегический секрет» партии власти в целом на этих конкретных выборах. Главное - предусмотреть каждую мелочь. Даже вариант, при котором оппозиционные кандидаты могли бы сорвать выборы, снявшись с них всем скопом. Мудрая партия власти выдвигала по два кандидата. Одного официально, второго - в качестве самовыдвиженца. В Вельске, например, действующий мэр Виктор Шерягин соперничал - вы не поверите - с собственным водителем Михаилом Поповым. Первый получил 59,13 процента голосов, второй - 1,06 процента. Что неудивительно: Попов-то видит мир исключительно из окна персонального автомобиля Шерягина.
Но Вельск не зря слывет оппозиционно настроенным городом. Обедню «единороссам» сильно подпортил тот факт, что из зарегистрированных 18 тысяч 929 избирателей к урнам пришли только 4 тысячи 710. «Холодно у нас, видите ли, может, поэтому народ и голосует не очень активно», - разводит руками председатель городской избирательной комиссии, расположенной в местном Доме культуры.
Кстати, о холоде. Выиграть выборы действующему мэру не помешал даже фактический срыв начала отопительного сезона. Температура воздуха здесь уже опускается ниже нуля, а отопление в некоторых многоэтажках пока не включили и, похоже, не скоро еще включат. Неудивительно, что избиратели голосовали ногами - в том смысле, что на выборы не пошли.
Еще один тандем «Единая Россия» выставила и на выборах в Низовском. Первым был действующий глава администрации Сергей Ильинцев, вторым - Дмитрий Ежов, ранее работавший на пилораме у собственного отца и вступивший в партию аккурат накануне выборов. При этом основную ставку партия власти сделала именно на Ежова. Уж очень много негатива ассоциируется с фигурой действующего главы администрации.
По сравнению с другими муниципалитетами Вельского района Низовское не самое благополучное. Некогда богатый животноводческий колхоз, ставший в 90-е годы осиным гнездом «лесных вороваек», лет 5-7 назад пережил экономический бум. «Крепкие мужики» брали делянки, пилили доску, сбывали ее в Москву и Петербург, строили на заказ дачные дома. Было все: и новые джипы, и поездки на дискотеку в Москву, и Красное море. Но сейчас Низовское переживает не лучшие времена. По причине, не смейтесь, мирового финансового кризиса: продажа пиломатериалов встала, колхоз реформировали в ферму. Однако областных дотаций ей достается немного, а без господдержки поднимать животноводство в Архангельской области практически невозможно. Тут предпочитают субсидировать производителей молока, а не мяса. При этом областные власти бодро сообщают в Москву, что говядину в области производят только в Холмогорах. В итоге мясопроизводящее Низовское оказалось на голодном финансовом пайке.
Коммунальное хозяйство на грани развала, улицы не освещены, канавы не окошены. Построенные на реке Вага еще в советское время очистные сооружения не функционируют. А дорогу, проходящую через Теребино - кстати, ту самую, по которой в свое время с рыбным обозом шел из Холмогор в Москву Михайло Ломоносов, - пока еще глава администрации Сергей Ильинцев предпочел засыпать песком, чтобы асфальт проезжающие не портили. Отдельная проблема - мост через Вагу, соединяющий Теребино с двумя другими населенными пунктами - Низовье и Подгородье. Каждую весну его смывает ледоходом. И каждое лето муниципалитет платит сотни тысяч рублей на строительство новой переправы. «Месяц назад у моего отца случился инсульт. Так к нам «скорая» ехать отказалась», - жаловался «Итогам» один из жителей Подгородья. Низовье, кстати, давшее название муниципальному образованию, полностью вымерло. Последний житель съехал оттуда больше года назад.
Несогласные и разгневанные
В общем, незавидное наследство оставляет Сергей Ильинцев. Зато очень облегчил задачу своим конкурентам - коллеге-«единороссу» Ежову и независимому кандидату Цветкову. Первый обещал построить местным жителям новые дома, то есть рыбу, второй - создать новые рабочие места и привести в порядок сельскую инфраструктуру, то есть посулил удочку. При этом друг про друга оба не сказали ни одного худого слова.
Зато действующий глава муниципалитета не стеснялся обвинять соперников во всех смертных грехах. Один, оказывается, планирует застроить берег реки домами для богатых приезжих, другой - разгонит местный детский дом. И Ежова, и Цветкова обвиняли в связях с местным криминалитетом. Дошло до того, что у дома одного из лидирующих кандидатов было установлено круглосуточное наблюдение: фиксировали, кто к нему ходит. Предвыборная кампания оказалась наиострейшей. Итог же деревенской политики таков: молодой член партии «Единая Россия» Дмитрий Ежов - 116 голосов, независимый кандидат москвич Илья Цветков - 105, «мэр» Сергей Ильинцев - 61 голос. Еще 51 избиратель проголосовал за фермера Дмитрия Сухановского и 13 человек - за работника местного детского дома Ирину Невзорову.
Самым интересным было наблюдать за подсчетом голосов, проходившим на участке. «При сортировке бюллетеней члены участковой комиссии оглашают содержащиеся в них отметки избирателя и представляют для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов», - гласит пункт 14 статьи 68 федерального закона об основных гарантиях избирательных прав. Впрочем, не будем слишком строги к членам сельской УИК. «У нас всегда так считали», - удивился вопросу «Итогов» по поводу происходящего один из присутствовавших на участке наблюдателей. Высыпав из урны бюллетени, члены избиркома раскладывали их по стопкам, словно раскидывали между игроками колоду карт. Первой сформировали стопку бюллетеней, поданных за Дмитрия Ежова. Потом разложили на четыре кучки остальные. И начали считать, загибая уголки в каждой стопке. «116. Не может быть!» - воскликнула в конце председатель УИК Валентина Непомилуева. Маловато, видимо, набирал всем известный кандидат от партии власти. «За Цветкова - 105», - ответила ей другой член комиссии. «Тогда все сходится», - вздохнула с облегчением директор местной школы. Всего проголосовали 346 человек. Процедура подсчета голосов заняла 40 минут.
Поздно вечером в доме Ильи Цветкова собралась вся деревенская оппозиция. Настроения царили упаднические. «Пропала деревня», - горевал один из молодых парней. Сам он, хоть и прописан в Теребине, жить вынужден в Вельске, где есть хоть какая-то работа. «Ничего, жизнь на этом не заканчивается. Посмотрим, что будет на следующих выборах», - утешали его. Тут же тихонько горевал и наш старый знакомец Гриша Плет. Проголосовал он за «чужого» москвича. «Дурак я все-таки. Надо было регистрироваться. Я бы точно выиграл», - резюмировал Григорий.
Впрочем, и победителю вряд ли позавидуешь. Выборы фактически раскололи жителей села на два лагеря. Тех, кто за перемены, и тех, кто за стабильность. И чтобы удержаться на посту, новому главе муниципалитета в любом случае придется крутиться. Ведь объяснить селянам, что бюджет муниципалитета не резиновый, невозможно. А завести на деревне блага цивилизации он пообещал незамедлительно, невзирая ни на какой мировой финансовый кризис.
Москва - Вельск - Теребино - Москва
Отсюда:
http://www.itogi.ru/russia/2012/43/183306.html