Оригинал взят у
hoddion в
Церковь святой Ирины, КПльОригинал взят у
father_ingwar в
Церковь святой Ирины, КПль На радостях, что наконец открылся для посетителей храм св. Ирины, в последний день посещения Стамбула, побежал туда и нащелкал много-много фото, хотелось завпечатлеть детали и мелочи. Но к сожалению не так много сохранилось деталей и мелочей - практически все внутри уничтожено, видимо еще в стародавние времена.
В начале этой записи перепечатываю наверное лучшее, что написано о ц. св. Ирины - из книги R. Janin, Le siège de Constantinople et le Patriarcat Oecuménique. Les églises et les monastères, Paris, 1969, (Géographie ecclésiastique de l’Empire Byzantin) p. 103-106. © Перевод с французского Т. А. Сениной, 2008 г. Потом еще посмотрю у Иванова, под рукой теперь нету и что-нибудь добавлю.
А пока фото с небольшими пояснениями. Прошу прощения за эмоциональность первого фоторепортажа - я много много лет мечтал попасть в этот храм, пытался договариваться с охранниками, но, видимо, не настолько был убедителен...
История.
Хронисты и патриографы обычно приписывают ее постройку Константину. Об этом говорит уже Сократ, наиболее близкий к событию автор, который уточняет, что император дал ей имя Мира (Eἰρήνη). Однако этот историк в другом месте намекает, что храм существовал до этого государя; согласно ему, она была маленькой; император ее расширил и украсил. Одно из житий Павла Исповедника, частично воспроизведенное Фотием в его Библиотеке, говорит, что храм был расширен Констанцием. Возможно, что церковь была соборной во время строительства Святой Софии. Святой епископ Александр молился там о торжестве православия в то время, когда Арий должен был официально принят в Святой Софии и внезапно умер (в 336 г.?). Именно там был рукоположен в епископа Константинопольского преемник святого Александра святой Павел Исповедник (осенью 337 г.). Храм Святой Ирины играл ведущую роль вплоть до освящения Святой Софии в 360 г. Обе церкви, впрочем, считались как бы одним святилищем и находились в одной ограде, как уточняет Сократ.
Согласно Житию святого Стефана Нового, в Святой Ирине состоялся первый вселенский Константинопольский собор в 381 г. ... Διήγησις или Рассказ о постройке Святой Софии утверждает, что в 381 г. ариане бросили огонь на крышу Святой Софии, и что епископ Нектарий перенес свою епископию в Святую Ирину; восстановительные работы были сделаны только двумя годами позже. Как бы ни обстояло дело с этим пожаром, святой Иоанн Златоуст произнес в Святой Ирине в 398 г. проповедь о пении псалмов. Церковь, вероятно, служила в качестве соборной еще в течение около десятка лет в начале V века, после пожара Святой Софии в сентябре 404 г., во время второго изгнания святого Иоанна Златоуста, до своего окончательного восстановления в 415 г. Согласно одной легенде, во время сильных землетрясений при Феодосии II и епископе Прокле (434-446 гг.) некий ребенок был внезапно поднят на воздух и услышал ангелов, певших Трисвятое; он спустился обратно без всякого вреда, рассказал о том, что услышал, и тут же умер; его похоронили в Святой Ирине. В январе 438 г. мощи святого Иоанна Златоуста, принесенные из Малой Азии, были сначала положены в Святой Ирине, перед тем как быть перенесенными в храм Святых Апостолов.
Патриографы утверждают, что узурпатор Василиск, низложенный Зеноном, укрылся в Святой Ирине со своей женой и детьми (в сентябре 477 г.). Однако Пасхальная Хроника сообщает, что это было в крестильне Святой Софии. Церковь стала жертвой пламени во время восстание Ника (в январе 532 г.). Юстиниан вновь отстроил ее, достаточно обширную, чтобы Прокопий мог сказать, что в Константинополе не было таких же больших церквей, за исключением Святой Софии. В декабре 564 г. новый пожар, опустошивший квартал, разрушил атриум и часть нартекса Святой Ирины. Она снова была восстановлена. Vita s. Gregorii Agrigentini утверждает, что там в 588 г. состоялся собор. Далее в течение более полутора столетий ни один документ не упоминает о святилище. 26 октября 738 г. оно было серьезно повреждено сильным землетрясением, опустошившим Фракию. Невозможно сказать с уверенностью, когда храм был восстановлен, но это должно было произойти не при Льве III, как это обычно утверждают. Этот государь умер 18 июня 740 г. и, по-видимому, должен был восстанавливать, в первую очередь, стены Города, которым был нанесен значительный ущерб. Вероятно, храм Святой Ирины был вновь отстроен при его сыне Константине V (740-775). В 859 г. патриарх Игнатий провел там собор, который произнес низложение на его соперника Фотия.
Мы не находим больше никаких следов Святой Ирины в византийских документах позднее Х века, кроме сочинений патриографов. Однако Пахимер упоминает, что в 1283 г. там был рукоположен Герман, назначенный митрополитом Ираклии Фракийской. Русские паломники говорят о храме лишь походя, не придавая ему значения. Можно сказать с достаточной уверенностью, что в церкви совершались богослужения до самого взятия Константинополя в 1453 г. Патриографы называют ее πατριαρχεῖον - вероятно, потому, что патриарх служил там, когда не было больших церемоний, проводившихся в Святой Софии или в других храмах, так что можно считать Святую Ирину как бы патриаршей часовней. Писатели называют ее τὴν παλαιάν, τὴν ἀρχαίαν (древняя), чтобы отличать ее от той, которая была построена в Пераме Маркианом в V веке, а такжеτὴν παλαιὰν καὶ νέαν - может быть, после ее восстановления в VIII веке.
Церемонии.
В храме Святой Ирины отмечалось несколько особых празднеств. 23 января праздновалась память святого Климента, священномученика Анкирского, и его сострадальца Агафангела. Освящение храма праздновалось 27 или 28 апреля, согласно синаксарям. В Великую Пятницу патриарх произносил там огласительное поучение, и патрикии должны были собираться туда к концу этого наставления. Когда праздник Благовещения выпадал на Великую Паятницу, патриарх совершал там литургию. В ту же Великую Пятницу Святое Копие приносилось из императорского Дворца и полагалось на престол Святой Ирины, куда патриарх приходил поклониться ему и покадить его, после чего его возвращали во Дворец. Наконец, во время процессии, когда читался томос или декрет единения 920 г., положивший конец спору о четверобрачии, император и патриарх отправлялись в храм Святой Ирины, где совершалось богослужение.
Храм Святой Ирины никогда не превращали в мечеть - вероятно, потому, что он находился в ограде Сераля. Поскольку храм находился рядом с казармой янычаров, он в течение нескольких столетий служил оружейным складом. С 1846 по 1874 г. в нем находился Музей древностей, затем он стал Военным музеем. В 1946 г. ее освободили от всех коллекций, чтобы можно было провести археологические исследования, которые были очень продуктивными.
Здание.
В целом этот памятник, в том виде, как он сохранился на сегодняшний день, относится к эпохе Юстиниана. Это купольная базилика, что-то вроде перехода между потолочной базиликой и византийским крестовым храмом, увенчанным одним или несколькими куполами. Собственно здание имеет длину 57.50 м снаружи и 46.25 м внутри. Неф шириной 18 м насчитывает 40 м до апсиды. Боковые нефы, отделенные от центрального двойным рядом колонн и четырьмя мощными опорами, имеют ширину 5 метров.
Атриум, находящийся перед нартексом, был сильно перестроен турками. В целом он относится к VIII веку. Он имеет форму параллелепипеда размером от 45-ти и 41.25 м на 33.75 м. Внутренняя галерея целиком турецкая; турецкие также и постройки, окружающие входную дверь на севере и окаймляющие апсиду снаружи.
Церковь увенчана двумя куполами. Один, чей внутренний диаметр составляет 16 метров, полукруглый, покоится на четырех мощных опорах и покрывает бo'льшую часть нефа; другой, низкий, эллиптической формы, находится между первым и нартексом. Нартекс увенчан тремя сводами. Полукруглая апсида имеет по своей окружности проход, который позволял переходить из одного конца в другой, не пересекая алтарь. Полагают, что он восходит к VIII в.
На капителях находятся монограммы Юстиниана или Феодоры. Вся резьба относится к эпохи этого василевса. Мозаики проявляются тут и там, более или менее поврежденные или покрытые живописью. Особенно хорошо они видны на триумфальной арке и в куполе апсиды. В последней возвышается большой крест, стоящий на пьедестале из четырех ступенек. В арке есть две мозаичных надписи, обе VI века, поскольку они имеют те же характерные черты, что и надписи в храме Святых Сергия и Вакха. Нижняя надпись взята из псалма 64, 5 след.: Δευτ᾿ εἰσόμεθα ἐν τοῖς ἀγαθοῖς τοῦ οἴκου σου· ἅγιος ὁ ναός σου, θαυμαστὸς ἐν δικαιοσύνῃ, ἐπάκουσον ἡμῶν ὁ Θ<εὸ>ς ὁ σ<ωτ>ὴρἡμῶν, ἡ ἐλπὶς πάντων τῶν περάτων τῆς γῆς καὶ τῶν ἐν θαλάσσῃ μακράν. Верхняя надпись изложена следующим образом: (Ὁ ο)ἰκοδομῶν εἰς τ(ὸν οἶκόν σου καὶ)ἀνάβασιν αὐτοῦ, καὶ τὴν ἐπαγγελίαν (τοῦ ἁγίου πνεύματος εἰς ὑμᾶς ἠλπίσαμεν εἰς τὸ ὄ)νομα α(ὐτοῦ). В помещении, находящемся в конце правой галереи на стене видна фреска, представляющая двух святых, чьи лики изуродованы.
Рядом с храмом в VI веке существовали два ἀσκητήρια, что-то вроде обителей для монахинь, одной из обязанностей которых было петь на похоронах, согласно 59-й новелле Юстиниана. Обители сгорели при пожаре в декабре 564 г.»
Источник находится здесь :
http://tsenina.narod.ru/konstantinoupolis/ekklesiai/agia_eirene.htm Здесь касса и вход с северной стороны храма
северный неф
главный купол - сейчас не могу сказать что значат эти рисунки, может быть кто-то подскажет? Издалека не видно - мозаика или живопись, но парусе видна большая шестиконечная звезда - этих звезд почти не видно, я даже не обратил внимания, только разбирая фото и увидев более раннюю фотографию из Энциклопедии Британника заострил внимание на эти звезды.
Britannica
северная стена храма
алтарная апсида с "иконоборческим крестом", интересно не в этом ли храме Константин Копроним велел вместо иконы на стене написать портрет своего любимого гонщика?
колонны и вся оставшаяся каменная резьба сохранилась со времен Юстиниана, обратите внимание на потолок - видны следы росписей, дальше будут еще фото с фрагментами проступающей древней росписи.
южный неф
западная часть юж. нефа
капитель колонны.
внутренний нартекс, видны остатки мозаик
вид из нартекса в северный неф, виден пандус ведущий к нынешнему входу-выходу из храма
вход на хоры, на которые меня не пустили, несмотря на уговоры - forbidden! конструкции недавние, это оборудование концертного зала, в храме давно проводится музыкальный стамбульский фестиваль.
вид из нартекса в сторону алтаря.
вид из храма в сторону главного входа из нартекса
первая колонна северного нефа
западные хоры, наверное как и в св. Софии место дома императрицы - обратите внимание на сохранившийся мраморный парапет, похожие есть и в Софии
юго-западная часть
лестница, ведущая на хоры
пол видимо не древний, но немогу сказать какого времени (помогайте специалисты), практически везде и наверное давно-давно ободрана облицовка стен, только в одном месте частично сохранилось что-то, см. ниже
остатки мраморной облицовки низа стен, вполне аутетнтичные
каринизы тоже наверное оригинальные
основание колонны
капитель и малый купол
кладка
восточная часть северного нефа
остатки мозаик в нартексе
внешний двор храма, туда не пускают, по описаниям при турках перестраивался
еще остатки мозаик в нартексе
балкон
еще мозаики - в западных полукружьях нартекса
кладка - сине-зеленые остатки штукатурки (?)
кладка свода
дверь в западной стороне юж. нефа, карниз возможно старинный, не уверен, что изначальный
вот что осталось от росписей в южном нефе - в других частях храма больше нет следов
стена
малый купол
еще лестница - с южной стороны
северный ряд колонн
еще раз главный купол
несговорчивый охранник
еще раз главный вход в храм (с западной стороны)
не было с собой широкоугольника, снимал на мыльницу, поэтому не видно большого объема храма
кладка в нартексе
свод над внутренней папертью храма
вид от современного входа в сторону нартекса
наружные фото: кладка карнизов
раскопанные части древних фундаментов
по Иванову между св. Ириной и Софией располагался один из самых известных госпиталей КПля, в основном там бесплатно лечили бедных и бездомных, причем уровень был таков, что некоторые вельможи старались попасть в эту больницу
ни внешних, ни внутренних украшений не осталось, но храм все равно прекрасен и величественен, в самом лучшем смысле
южная стена
а вот еще сохранившийся знак креста на пилястре
Твой мир даждь нам, Едине Человеколюбче!