С 24 марта несколько московских врачей начали работу строго «по инструкции» - так называемую «
итальянскую забастовку». В интернете появляется разная информация: начиная с того, что никакой акции вообще не проходит и заканчивая тем, что врачи ввязались в политические игры или нарушают клятву Гиппократа. Одна из участниц «забастовки» - врач Екатерина Чацкая - на своей странице в фейсбуке подробно рассказывает о том, что происходит на самом деле: как построен рабочий день врача, что об этом думают пациенты и с чего все начиналось. С её разрешения Zelenograd.ru начинает публикацию заметок врача.
Часть 1. Что заставило меня бороться
Я решила быть акушером-гинекологом еще в школе. Всегда хотела вести беременность (работать в женской консультации). Я закончила гимназию с биологическим уклоном, затем «Российский Государственный Медицинский Университет», со второго курса помогала мед. сестрам в гинекологическом отделении ГКБ №31, с третьего курса сама работала мед. сестрой, с четвертого - работала с врачами (врачом субординатором). Затем была ординатура по любимой специальности. И вот, наконец, я устроилась работать в женскую консультацию рядом с домом. Моя мечта сбылась!
На данный момент я работаю в поликлинике уже больше 5 лет. За это время было всякое: Сначала был огромный участок, который потом сократили почти в 2 раза; около года я работала на участке без акушерки, за что мне доплачивали только 0,25 ставки акушерки, хотя я делала всю работу сама (рабочий день был по 12 - 13 часов!); потом мне повезло, ко мне пришла замечательная акушерка, у нас получилась отличная команда. К тому же заведующая взяла еще 2 врачей и обещала еще дополнительно расширить штат акушеров-гинекологов. Мне казалось, что жизнь налаживается.
Начиная с 2012 года начала работу система ЕМИАС, а с 2013 года она вошла в жизнь каждого врача. С этого момента врач начал превращаться в конвейер. На каждого пациента программа предусматривала всего 15 минут приема, времени на то, чтобы врач мог хотя бы сходить в туалет, программа не предусматривала. Прием составлял 6 часов без перерыва.
Я уже тогда, в 2013 году предложила коллегам обратиться к руководству. Что эта программа нарушает права пациентов на оказание качественной помощи. Однако я не нашла поддержки у коллег. На словах все были согласны, но на деле все считали, что «все уже решено».
Изначально программа предусматривала 12 первичных талонов для самозаписи пациенток, 12 повторных, чтобы доктор сам мог записать часть пациенток. В программе есть возможность менять длительность приема по времени. Например, согласно рекомендуемым нормам приема беременных пациенток (приказ МЗ РФ № 572н), первичный прием занимает 30 минут, повторный 20 минут. Соответственно, если я знала, что на прием придет будущая мама, ее нужно поставить на учет по беременности, я просто задваивала талоны (записывала пациентку на 2 времени подряд).
Но тут начались массовые сокращения. Ко мне на участок перевели более 7 дополнительных домов (реальную численность населения никто не учитывает! Просто решили, что надо перевести, т.к. несколько участков расформировали). Это произошло одновременно с тем, что представители департамента здравоохранения города Москвы со всех трибун начали говорить о доступности медицинской помощь.
Доступная медицинская помощь возможна только при достаточном количестве врачей, однако в гонке за «доступностью» наши руководители пошли дальше.
Из системы ЕМИАС пропали все повторные талоны! Теперь на прием можно записаться только через терминал! Врачам в устной форме сказали, что под страхом увольнения не сметь записывать к себе никого! Даже будущих мам, которым нужно оформить декрет в строго отведенный день, записывать нельзя!!! А если они не успеют записаться сами, пусть приходят без записи, и врач обязан их принять до начала или после окончания рабочего дня. В результате горизонт записи стал 14 дней! Мои беременные пациентки уже натренировались брать талоны: они ставят будильник на 07:30 и с этого момента ловят талоны через интернет или мобильное приложение чтобы прийти ко мне через 2 недели. И даже это не всегда срабатывает, так как талонов не хватает.
Время приема врача в течение рабочего времени увеличили на 30 минут, т. е. добавили еще 2 талона в день. При этом добавили в сетку ЕМИАС время на обед. С учетом того, что за 15 минут большую часть пациентов принять невозможно, эти пациенты «сдвигаются» по времени, в том числе и на время обеда. В итоге выйти перекусить у врача не получается.
Под страхом увольнения запрещено задваивать талоны. Даже если это объективная необходимость. Я задала вопрос своему непосредственному руководителю, заведующей женской консультацией: «Как успеть поставить женщину на учет по беременности за 15 минут?». Поясню, для этого необходимо:
- собрать анамнез,
- провести полный осмотр,
- записать результат осмотра в гинекологическую карту,
- оформить карту по беременности - форма 111 (т.е. переписать все данные анамнеза и осмотра),
- составить план ведения беременности,
- выписать все анализы (порядка 12 бланков), прописанные в приказе министерства здравоохранения РФ от 1 ноября 2012 г. N572н,
- рассказать о том, как правильно сдавать анализы,
- выписать направления к необходимым специалистам + записать пациентку к ним на прием через ЕМИАС,
- записать женщину через ЕМИАС на необходимые исследования (как минимум на УЗИ),
- сделать и разъяснить пациентке все назначения,
- рассказать о правильном питании, особенностях ее состояния, возможных ситуациях, при которых она должна немедленно обратиться за мед. помощью,
- назначить ей время следующего приема + записать к себе через ЕМИАС,
- если женщина москвичка, то еще и выписать направление на молочно-раздаточный пункт и рассказать куда, когда идти и какие документы иметь при себе.
В ответ я услышала: «Ну, что тебе сказать, надо как-то стараться! Изменить это все равно нельзя. Все уже решено». А на мои предложения, написать куда-нибудь в вышестоящие инстанции, заведующая ответила: «Катя, ты что, не знаешь в какой стране живешь? Это Россия, ты ничего не изменишь! Решение принято наверху!».
В прошлом году у нас в женской консультации организовали смотровой кабинет. Там работал врач для приема «экстренных» пациентов. Т. е. в любой момент пациентка могла обратиться в поликлинику без записи (если возникли боли или кровотечениеи т. д.) для получения экстренной помощи, а не ждать 2 недели. Однако в 2015 году такую экстренную службу сократили. Теперь помимо записанных пациентов с заведомо заниженном шагом записи в 15 минут, на прием идут «экстренные» пациенты по «живой очереди».
Официально (по трудовому договору) рабочая неделя врача составляет 39 часов при 5-дневной рабочей неделе (т.е. рабочий день длится 7 часов 48 минут). По трудовому кодексу врач не должен вести прием дольше 33 часов в неделю (т.е. не более 6,5 часов в день). Это не просто цифра, взятая с потолка, это научно обоснованная продолжительность приема при которой возможно качественно оказать помощь. Реально, мой прием в январе - феврале 2015 года составлял по 8 - 9 часов в день! К концу приема у меня словно пелена перед глазами, они слезятся, руки болят от постоянного писания и печатания, я начинала заговариваться, пытаясь произнести назначения по 3-4 раза. Такой врач ОПАСЕН для пациентов!!!
После такого приема еще приходилось еще заниматься документами: акушерка осуществляет патронажи, пишет обменные карты. Врач занимается диспансерной группой, готовит всевозможные отчеты… В итоге полный рабочий день составляет 10 - 12 часов. Я не видела семью, забыла, как готовить ужин, не успевала проверять уроки сына.
По рекомендации департамента здравоохранения города Москвы, с декабря 2014 года нашу поликлинику перевели на работу с 07.00 до 21.00 и на работу 7 дней в неделю. При этом никаких письменных распоряжений, никаких дополнительных соглашений, да и вообще хоть каких-то устных предупреждений я не получила. О том, что меня перевели на работу с 07.00 я узнала случайно от коллеги (я в тот момент находилась в учебном отпуске).
Промежуток между вечерней и утренней сменами (официально) получается - 9 часов 36 минут. Реально: прием невозможно закончить вовремя, т.к. сверх записи приходится принимать пациентов по «живой очереди». Соответственно прием длиться минимум на час дольше + уборка кабинета 20 - 30 минут после приема. Дорога от дома до работы у некоторых моих коллег занимает около часа, на ужин, сон и завтрак остается 8 часов. Некоторые врачи спят по 5 часов, что неизбежно приводит к снижению работоспособности и ухудшению самочувствия.
С воскресеньями та же история. Никаких уведомлений. Просто открыли запись и все. Врач «должен» выходить и работать.
С февраля - марта 2015 года отменили дежурства по вызовам на дом. Ранее у нас был выделен специальный врач каждую субботы для помощи пациентам на дому. С февраля - марта 2015 года каждый врач должен осуществлять вызовы во время, отведенное для работы с документами. Т. е. по факту, в свое личное время.
До 16.02.2015 в регистратуре нашей женской консультации единовременно работали 2, иногда 3 мед. регистратора. При этом у регистратуры почти всегда очередь. В поликлинике, при которой находится наша женская консультация, тоже работают 2 мед. регистратора. С 16.02.2015 в связи с сокращением штата остался 1 мед. регистратор. Причем он обслуживает и женскую консультацию, и поликлинику. В обязанности мед. регистратора помимо прямых обязанностей теперь входит: прикрепление женского населения к нашей консультации, составление расписания для врачей в программе ЕМИАС, помощь пациентам с записью к врачам. Так как справиться с такой нагрузкой в одиночку невозможно, средний мед. персонал обязали подбирать карты на прием перед началом смены. Так же каждая акушерка в свое рабочее время будет на час снята с приема для помощи в регистратуре (в это время врач должен вести прием один). Ни о какой доплате за совместительство речь не идет, никаких письменных распоряжений не было. Возникает законный вопрос: Если не хватает регистраторов, зачем их увольнять? Руководство отвечает, что к ним пришло распоряжение «сверху», сократить «лишних» сотрудников в целях экономии средств на зарплату.
В результате времени на контроль за тем, кто и как раскладывает карты на стеллажи, просто нет. У пациенток «теряются» карты. Приходится заводить дубликаты. У нескольких пациенток в итоге оказывается по 3 - 4 карты. Восстановить хронологию событий просто невозможно.
С марта 2015 года из нашего филиала перенесли лабораторию. В связи с этим результата анализа приходится ждать по 8 - 10 дней. Иногда это просто недопустимо! Особенно с анализами будущих мам. У беременной женщины некоторые патологические состояния развиваются быстро и необходимо оперативно отслеживать изменения лабораторных показателей крови и мочи. А мы получаем результат только через 10 дней.
В свете всего вышеописанного ни о каких сверхурочных речь не шла. Время никто не учитывал, и не учитывает до сих пор. На все обращения мы только слышим слова: «вы должны», «так решено сверху», «надо как-то стараться», «вы сами выбрали профессию врача»…
И за такую работу в состоянии повышенной стрессовой нагрузки, отсутствия полноценного отдыха, вечной гонки со временем, постоянного контакта с дез. растворами, с биологическими жидкостями необследованных пациентов и работе в присутствии стерилизационных ламп нам еще и отменили дополнительный отпуск. Кто-то решил, что у нас нет вредностей на рабочем месте.
Со слов руководства, в ближайшее время должно было измениться:
- Должны были добавить еще 2 талона на каждый день, т. е. еще + 30 минут к приему.
- Все штрафы (от страховых компаний, за якобы «лишние» анализы, за жалобы пациентов) будут вычитать из зарплаты врача.
- Стимулирующие выплаты будут урезать, если врач будет принимать мало пациентов. Единственная «неприкасаемая» сумма в зарплате, это оклад. У меня оклад составляет 20460 рублей.
- С апреля 2015 года время приема одного пациента сократиться до 12 минут (18.03.2015 уже открыли запись на 01.04.2015 с шагом в 12 минут).
- В нашем мед. учреждении стала вводиться очень опасная практика «повышения доступности» талонов: регистраторам давали распоряжения «отменить» запись на прием на завтра. К каждому доктору предполагалось «освободить» от 1 до 4 талонов, чтобы женщины могла записаться на следующий день. А врачей пытались обязать принимать и тех, чьи талоны отменили, и тех, кто вновь записался.
Так дальше продолжаться не могло!
Продолжение следует. В следующей части - «Как я начала отстаивать свои права до вступления в независимый профсоюз медработников „Действие“»
/
Zelenograd.ru,
http://www.zelenograd.ru/news/12862/