НЕБЕСНЫЙ ДАЛЬНОБОЙ

Apr 03, 2015 11:21

image Click to view



Российский стратегический ракетоносец (РСР) Ту-95 делит с американским В-52 титул ветерана неба. Оба встали на боевое дежурство более полувека назад и собираются летать еще как минимум до 2040 года. Наш долгожитель установил массу рекордов по дальности и продолжительности полета, занесен в Книгу Рекордов Гиннесса сразу по нескольким номинациям: это, к примеру, самый быстрый на свете винтовой самолет. Побывав в разных передрягах, Ту-95 доказал свою надежность - качество, которое летчики особенно ценят. Ну а боевую мощь его лучше не проверять…
Неубиваемый и несбиваемый
Летчики называют Ту-95 «несбиваемым». Его бортовой комплекс обороны считался самым совершенным в советских ВВС и во многом превосходит В-52. Во время специальных испытаний системы радиоэлектронной борьбы самолета сорвали атаку МиГ-31. «Цель наблюдаю визуально, могу отработать пушкой, пуск ракет произвести невозможно», - доложил пилот перехватчика.
Самолеты поздних серий (модификация МС) отличаются исключительной надежностью. Нечастные ЧП в воздухе в большинстве случаев заканчивались благополучно. В середине 80-х у самолета, летевшего из Семипалатинска в район Моздока Ту-95 в 150 километрах от пункта назначения разрушилась турбина одного из двигателей. Командир принял решение не садиться в Моздоке, где полноценно отремонтировать мотор все равно не могли, а возвращаться домой на трех. Долетели и сели без проблем.
В 1983 году во время учебного пуска «убийцы авианосцев», крылатой ракеты Х-22 она и в самом деле сошла с держателя. Включился двигатель и 11-тонная ракета врезалась в самолет-носитель сзади-снизу, повредив фюзеляж. Ту-95 нормально приземлился, а ракета упала в море, где за ней полтора месяца безуспешно ныряли водолазы Каспийской флотилии.


Ту-95 / Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Сергей Чайковский

Во время испытаний термоядерной «Царь-бомбы» на Новой Земле у самолета-носителя (это был подготовленный Ту-95В) от электромагнитного импульса отключилось все электрооборудование и остановились двигатели. Запускали их в падении: первый на 7000 метров, второй на 5000… Сел самолет на трех моторах. При осмотре на земле выяснилось, что четвертый сильно обгорел и запуститься не мог в принципе.
Полвека в строю
Создавался Ту-95 с конкретной целью - доставка на территорию США термоядерных бомб. После появления у СССР межконтинентальных баллистических ракет часть бомбардировщиков переориентировали на охоту за американскими авианосцами. Благодаря колоссальной дальности полета бомбардировщики находили авианосные ордеры в любом океане, подкрадывались на бреющем и с ревом проходили над палубой, фотографируя вражью технику. Присутствовали Ту-95 и на всех учениях НАТО вне зависимости от места их проведения - за это самолет прозвали «Восточным экспрессом».







Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Сергей Чайковский



Однако и с появлением стратегических ракет часть Ту-95 по-прежнему была нацелена на Соединенные Штаты. Если баллистическим ракетам отводилась роль первого удара, то бомбардировщики выполняли миссию «зачистки местности», поскольку преимуществом ракет была скорость, а бомбардировщиков - точность. К подготовке относились очень серьезно: каждый экипаж знал свою цель, метеорологические условия и маршруты подхода. Дважды в год проводились учения, на которых отрабатывались действия с арктических аэродромов, преодоление зоны ПВО в одиночку и группой. Во время Карибского кризиса Ту-95, сменяя друг друга, барражировали над Шпицбергеном - на расстоянии пуска крылатой ракеты Х-20 с термоядерной боеголовкой. Погоны и партбилеты экипажа оставались на земле - в сейфе особого отдела.
Сейчас Ту-95 несет шесть крылатых ракет Х-55 в барабанной пусковой установке, спрятанной в фюзеляже. Конструкцией предусмотрена подвеска еще 10 ракет под крылья, но это запрещено международными соглашениями. Ведется перевооружение самолетов на новую, еще более точную ракету Х-101.
Небесный быт
Условия для работы летчиков в первых Ту-95 были ужасны: спинки неудобных кресел не откидывались, пищу хранить было негде (а полеты продолжались по 20 часов и более), изнутри кабина была выкрашена в черный цвет. «Как в танке!», - восхитился проверяющий генерал. Система кондиционирования работала отвратительно: воздух из нее выходил очень сухим и содержал огромное количество масляной взвеси. Поэтому командир и второй пилот снимали кислородные маски по очереди.
Но со временем все устроилось. Кабины перекрасили, кондиционер настроили, бортпайки заменили на съедобные. В Ту-95 впервые в Советском Союзе появились микроволновые печки для подогрева пищи. Для удовлетворения другой надобности служит переносной туалет.


Фото: ИА "ОРУЖИЕ РОССИИ", Сергей Чайковский


Экипаж ракетоносца состоит из семи человек: командир и его помощник, он же правый пилот, бортинженер, оператор и три штурмана. Катапультных кресел не предусмотрено: при аварии выпускается стойка переднего шасси (люк в кабину находится над ней),

http://www.arms-expo.ru/analytics/vooruzhenie-i-voennaya-tekhnika-/nebesnyy-dalnoboy/?sphrase_id=10228683

ВС, РОССИЯ

Previous post Next post
Up