![](http://upload.rb.ru/upload/avatars/photo-thumb-624824.jpg)
Вячеслав АрхиповОткрытым правительством разработан механизм проверки расходов естественных монополий. Экспертами будет обследована система более эффективного контроля, в том числе, над увеличением тарифов, препятствующая росту расходов предприятий, возникающих из-за участия последних в невыгодных проектах. Концепция учёта передана в высшие органы исполнительной власти. Координирование нюансов не должно продлиться более месяца. После чего поправки в законодательство будут переданы в Думу.
Из электронного архива
ОВИОНТ ИНФОРМ: О внедрении Системы общественного контроля уже с января 2014-го, поведал министр
Открытого правительства Михаил Абызов. Однако уже в ноябре, судя по
проекту введения данной системы, естественные монополии будут обязаны официально оповещать о планируемых собственных расходах на портале госуслуг.
При этом публиковать естественные монополии должны не только инвестиционные программы целиком, но и другие данные о каждом конкретном проекте. Это позволит каждому заинтересованному гражданину страны, ознакомиться, куда будут направлены его налоги, посмотреть на траты госкомпаний, внимательно заглянув им в «кошелёк».
Глава ведомства убеждён, что эта мера является необходимостью, так как в качестве платы за
исключительность собственного положения на рынке, следует раскрыть всем какую-то информацию. Абызов видит необходимость Общественного контроля в том что, увеличение тарифов, как правило, отстаивают как раз монополии. Объясняется это необходимостью увеличения инвестиций.
Стал несколько понятен и контур новой системы. Все восемь отобранных отечественных госмонополий, - «Газпром», «Госкорпорация ОРВД», «Почта России», РЖД, «Росморпорт», «Россетти», «Ростелеком», «Транснефть», - при своих советах директоров создадут инвестиционные комитеты. Каждый из них будет состоять из «профильных» специалистов предприятий и экспертов от отраслевых советов потребителей.
Данные специалисты займутся на постоянной основе мониторингом каждого проекта вверенной и подконтрольной ему организации. Они будут наделены правом вынесения спорных инвестпроектов на рассмотрение правительственных комиссий. Там те могут быть переосмыслены и модифицированы. Однако, по утверждению Абызова, сделать всё это будет непросто. Лишь затем, чтобы
госкомпании были в состоянии раскрыть коммерческую информацию, должны быть внесены поправки в три федеральных закона. Но и это ещё не всё. Также следует обязательно принять целый ряд новых стандартов и регламентов. В том числе, и стандарты отчётности государственных учреждений. А для того, чтобы механизм начал функционировать, в довершение к вышеуказанному, нужно будет создать порядка семи общественных институтов.
Основная идея общественного контроля заключается в открытости для граждан всей полноты информации об инвестиционных проектах монополистов. Ведь не
каждый проект может стать эффективным, и оценка будущей эффективности, вполне возможно, станет более корректной в случае, если данные о них, причём не после завершения, а до начала работ будут доступны самой широкой общественности. Польза данной меры ещё и в том, что реализация проектов пройдёт при некоторой персональной ответственности «большой восьмёрки» за свои капиталовложения.
Данная открытость принесёт немало пользы всем. Но позволит ли общественный контроль над инвестиционными программами госмонополий хотя бы сдержать рост тарифов?
Из электронного архива
ОВИОНТ ИНФОРМ: Сейчас контроль
на профессиональном уровне исполнения инвестиционных программ осуществляет Минэнерго, и обычно данных проверок более чем достаточно.
Безусловно, граждане, не до конца разобравшись
в приведённых специалистами монополий расчётах, могут не просто указать на недостатки, а разнести их в пух и прах. Не исключено, что это приведёт если не к сворачиванию инвестпрограммы, то к усложнению получения на неё денег на следующий год.
Однако хочется верить, что действительно необходимые гражданам проекты будут сначала защищены перед экспертами, а в будущем реализованы.
Впрочем, ряд специалистов предлагает иной путь, взяв на вооружение «рыночный» способ гражданского контроля, бытующий во многих странах, когда энергопотребители являются до определённой степени акционерами «профильных» компаний, и
имеют некоторую возможность оказывать влияние на их инвестполитику.
Какой из двух вариантов лучше? Оценить заранее сложно, однако понятно, что проблему повышения тарифов монополий нужно решать. На данном этапе именно этот рост и вносит основной вклад в размеры инфляции. А уменьшение роста тарифов не только положительно скажется на кошельке обычного обывателя, но и позволит облегчить положение российских предприятий.
http://www.rb.ru/blog/44707/rashody-monopoliy-prokontroliruyut-osnovatelnee