БОГДАНОВ
СЕРГЕЙ
АЛЕКСАНДРОВИЧ
(9.08.1977 - 2.02.2002)
Сереже исполнился год, когда его родители, молодые специалисты, только что закончившие институт, по распределению приехали в Ярос-лавль. Этот город для семьи Богдановых стал родным: здесь несколько лет спустя у них родились еще двое сыновей - Дмитрий и Степан. И Сережа на правах старшего с самого детства опекал братьев. Сам еще дошколь-ник, он с пяти лет самостоятельно отстаивал очередь за молоком. Эту за-боту о младших он не оставил и когда у него появилась своя семья, родил-ся сын. Он чувствовал себя в ответе за всех своих родных.
Веселый компанейский парень, Сережа хорошо играл на гитаре, пел, увлеченно занимался в кружке юного железнодорожника, в любой маль-чишеской заварушке был первым. Именно таким он запомнился своим одноклассникам, преподавателям школы и ярославского СПТУ № 2, где получал специальность слесаря механосборочных работ.
Сергей очень любил ходить в лес по грибы, по орехи. Семья была мно-годетной, и, чтобы помочь родителям поднять младших, одновременно с учебой в училище Сергей подрабатывал сторожем на стройке, где работал отец. Не обходилось без него и на даче, где он помогал копать грядки, строить дом.
- От службы в армии сын был освобожден по состоянию здоровья, У него было сотрясение мозга, - рассказываетЛюбовь Ивановна Богда-нова. - Но он так хотел идти в армию, что я, работая тогда в больнице, Договорилась о необходимых обследованиях, лечении, и после этого Се-режа смог пройти медкомиссию военкомата. Шесть месяцев он служил связистом в Солнечногорске, потом его перевели в Красноярск...
Вернувшись из армии в 1997 году, Сергей пошел служить милиционе-РОМ патрульно-постовой службы Дзержинского РОВД,женился. Когдаучил-ся в школе милиции, у него родился сын Никита. А всего он мечтал иметь тРоих сыновей. Как его родители.
Первый раз в Чечню он попал в 2000 году в составе мобильного отря-да УВД Ярославской области. Ребята дежурили на блок-постах, проверя-ли перевозимые грузы и документы... Вернулся милиционер из боевой командировки к радости родных живым-здоровым, но из органов внут-ренних дел уволился. Весной 2001 года Сергей заключил контракт с Ми-нистерством обороны и на полгода уехал в Чечню. Вернулся в августе, а 24 октября 2001 года сержант контрактной службы воинской части № 64697 Богданов снова прибыл на Северный Кавказ. Первое письмо от него се-мья получила только три месяца спустя. Несмотря на то, что обстановка в горах зимой 2001/02 года сложилась непростая, и прежде всего из-за по-годных условий, Сергей был бодр и полон новых планов:
«21.01.2002. У нас здесь все более-менее, жить можно. По приезду сюда я передал вместе с ребятами, которые возвращались домой, письмо для Димы, чтобы бросили его в ящик поближе к дому. Но ответа пока не дождался. То ли мое письмо еще не дошло, то ли ваше в пути или лежит в комендатуре. Нас, несколько человек, закинули в горы, ближе к чечено-грузинской границе. Вниз с гор мы не спускались около двух месяцев.
У нас сейчас настоящая зима - морозы, снег, метет не на шутку. Дороги все замело, к нам не пробиться ни на броне, ни на машине. И вер-толеты в такую погоду не летают. Одним словом, пока отрезаны от циви-лизации. Наш блок-пост стоит на высоте 2,5-3 тысячи метров, называет-ся Альпийский. Выше нас - только птицы, и то обычно ниже летают - не хватает кислорода. Поначалу и нам было трудно дышать, но постепен-но привыкли.
Нас здесь мало. Но все веселые ребята. Я весь зарос - отпустил усы и бороду. Дал себе зарок: пока вниз не спущусь, брить бороду не буду.
Дима, я в письме тебе несколько просьб писал. Повторюсь еще раз. Узнай у Надежды, отдал ли ей долг Лысый. Еще узнай, как там мой мелкий. Да, если Надежде понадобятся деньги на что-либо, попроси у отца или матери. Я по приезду отдам... Всех вас поздравляю с прошедшим Рожде-ством, а мужскую часть нашей семьи - с наступающим 23 февраля. Же-лаю вам быть всегда здоровыми, с хорошим чувством юмора, чтоб голова всегда была на месте, и, конечно, успеха вам в глазах женщин и девушек! А маму я поздравлю чуть позже.
Мам, у меня к тебе тоже просьба. Помоги мне потом зубы подле-чить. От местной воды и питания здесь они крошатся на раз-два. Отец, как у тебя дела? Как машина, ездит еще? Как продвигается работа на даче? Димон, ты давай доучивайся нормально, нагуляться успеешь еще. Что решил - в армию потом или куда надумал? Степан, тебе тоже огром-ный привет и наилучшие пожелания, особенно в учебе. Слушай брата и мать с отцом! Приеду, и решим вопрос с портфелем или что ты там про-сил для школы.
Когда вернусь домой, не знаю. Может, и продлю контракт. Кстати, тут мы не пьем ничего. Даже пива. И гуляем - только на посты, «зачистки» да на разведку. Ну и поохотиться иногда ходим (только я никакой куропатки еще не подбил). Всем большой привет! Сергей».
...Несмотря на нелетную погоду, военная обстановка заставляла бо-евые вертолеты федеральных сил подниматься в воздух. Одна из верту-шек рухнула в горах, как предполагали, на территории как раз Итум-Ка-линского района. Что это было - авария или машину сбили боевики? Жив ли экипаж? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, чтобы спасти оставшихся в живых, в разведывательный поиск была послана группа из Альпийского.
Зима в горах - время опасное. 06 этом знают и местные жители, и альпинисты, и несущие здесь службу военнослужащие. Однако приказ есть приказ. Его не обсуждают... С трудом преодолевая километр за километ-ром, порой по пояс, а то и по грудь в снегу, ребята двигались к месту пред-полагаемого падения вертолета, на всякий случай примечая по пути все, что могло указать на свершившуюся здесь недавно катастрофу. Еще один перевал, и они достигнут означенной точки. Если и на этот раз усилия поисковиков окажутся безрезультатными, значит, завтра они пойдут дру-гим маршрутом.
Шум настигающей их снежной лавины услышали не сразу. Круша все на своем пути, тонны белой смерти обрушились внезапно, унося в про-пасть хрупкие человеческие фигурки. Среди погибших оказался и сержант Сергей Богданов...
2 февраля 2002 года навсегда стало трагической датой в семье Богда-новых. Только десять дней спустя сослуживцам удалось извлечь тела по-гибших из пропасти.
Похоронили Сергея 18 февраля 2002 года в Ярославле на Леонтьев-ском кладбище, в секторе погибших при исполнении служебного долга. Любовь Ивановна и сегодня вспоминает:
- Сережа каждый раз, когда уходил из дому, всегда на улице обора-чивался на наши окна и,улыбнувшись, махал рукой: «Я скоро вернусь!..» Больше он не вернется.