Первое, что следует делать человеку отстаивающему принципы свободы воли, это бить морду своему оппоненту и тут же говорить, что тот прав. Древние индусы нашли замечательный способ нивелировать ответственность, благодаря кусочкам ритуальных костей. Софисты, лепили коридор очевидности. Лично я, в качестве эстетического ориентира, ссылаюсь на положение монетки, брошенной в минуты тягостных сомнений, перед тем как изреченная мною ложь, утяжелит бремя и без того неоспоримой вины. Тогда мой собеседник округляет глаза и его челюстные мышцы прекращают всякую борьбу с гравитацией. Оно и понятно, ведь я говорил глупость. Не анализ, расщепляющий универсальные понятия и не синтез, опирающийся на опыт, а восхитительный бред, в фундаменте которого не было даже ментальных законов. Дальше, я раскрываю причину моей позиции и спокойно покидаю поле любой критики, ибо моими устами говорил Бог. Выпала решка - я критикую власть, орел - восхищаюсь работой правительства. Если все интернет писаки возьмут это правило на вооружение, то наряду с рядом тривиальных следствий как то: резкая поляризация мнений и равное соотношение сил, мы получим массовый всплеск душевных недугов, которые в конечном итоге пойдут только на пользу.
Во-первых монетка позволит вырваться из герменевтического круга. Человек, априори ненавидящей правительство, не просто отражает выуженную из сети филиппику, но и вторично ретранслирует оную в себя, что заставляет его с еще бОльшем энтузиазмом искать подтверждение правоты своего мнения, и так происходит по кругу. Если же такой человек начнет писать посты не по велению сердца, а по велению судьбы, то он неизбежно вляпается в сократовское "знаю, что ничего не знаю" или разбудит в себе Декартовское сомнение, что конечно же, понизит градус истерии и отобьет всякую охоту к огульным обобщениям.
Во-вторых, игры с монеткой, лучше всякого алкоголя развяжут человеку язык, позволив ему говорить правду и не боятся выглядеть глупым. Пресс-секретарь не несет ответственности за дела своего шефа. Ситуация при которой тот или иной аналитический памфлет, по прошествии времени рискует утратит актуальность, сохраняя за автором иммунитет от всякого рода критики, способствует предельной откровенности.
В-третьих, вы играли когда-нибудь сами с собой в шахматы? Вспомните это странное ощущение, когда надо выстраивать стратегию, но невозможно сохранить ее в тайне. Человек перебегающий из лагеря в лагерь, как никто другой будет понимать суть происходящих событий.
В-четвертых, и это самое главное, в обществе исчезнет ненависть. Став ретранслятором чужой воли, человек автоматически перестает быть объектом антагонизма. Те немногочисленные плевки в телевизор и сбрасывания со стола работающего приемника, вовсе не говорят о ненависти к электроприборам, а потому и человек занимающийся формированием чужой воли будет гораздо реже испытывать на себе ненависть своих оппонентов. Знатоки истории могут по этому поводу вспомнить феномен рыцарства, а точнее возникшие в лоне этой страты кодексы поведения.
Понимаете, я вот тут все шучу, а ведь пройдут годы и тайное станет явным, опыт отшлифует разум и многим людям придется как-то объяснить тот инфантильный бег мысли, который они демонстрировали на протяжении очень длительного времени. Понятно, что любое мнение стремиться к своей смерти, но я сомневаюсь, что те многочисленные посты объясняющие суть происходящих событий погибнут в великих сражениях или доживут до благородной старости. Они сгниют в своем ничтожестве или будут выкинуты при первом появлении неприятного запаха!
Я помню как подчищали за собой "хвосты" те блогеры, что заливали ЖЖ постами о жене пропавшего оппозиционера, считая что тем самым обличают звериный оскал правящего режима, пока не выяснилось, что к исчезновению жены, причастен муж, расчленивший несчастную в приступе помутнения рассудка и хранивший затем ее останки на балконе и в багажнике своей машины.
Нет, я определенно продолжу оставлять след в общедоступном измерении и с удовольствием буду устраивать сеансы ретроспективного чтения. Вообще, чертовски жаль, что в позднем СССР не было электронных социальных сетей. Вот бы мы забавлялись, читая мнения людей о перестройке или гайдаровских реформах. Ну ничего, подрастет сын, пойдет в институт и папка ему покажет что такое общественное мнение. Поржем вместе.