Мысли обывателя (окончание)

Jan 06, 2013 21:50

     Так уж сложилось, что даже для простого арифметического действия, мне приходится создавать корзину с яблоками. Мои воспоминания полны историй о славных героях, способных думать, не прибегая к помощи форм, знаков и наверное даже самих мыслей, ибо что есть последнее в отсутствии двух первых составляющих, но моя немощность, не позволяющая делить абстрактную четверку и выдавать совсем уж беспредметную двойку, принимается мной с полным равнодушием и даже с какой-то гордостью перверта, мол смотрите, у меня нет ног, зато как здорово я бегаю на руках. Набирая сей текст, мне хочется шевелить губами, как делали средневековые монахи усиливая возникающие в голове понятия, слоями вещества. Быть может, включив музыку, или даже начав петь, мне удастся оттенить интересующую меня тему и прочувствовать ее с максимально возможной степенью. Вот только как это все стереть в порошок букв, не исказив при этом моего ощущения?
     Если читать философские тексты, то просто диву даешься к каким словесным оборотам и метафорам прибегали вольнодумцы, движимые экзистенциальными страстями. И я склонен полагать, что это отнюдь не была прихоть эстетов или праздные умствования, хотя бесспорно случалось и такое. Иногда во всем этим великолепии видишь, всего лишь жалкий инвентарь сложенный причудливым образом, в надежде помочь своему хозяину.
     У меня давно есть мечта написать картину, по мотивам отчаянных криков Томаса Гоббса. Дело в том, что этот английский мыслитель указывал на страшную ошибку ранних христиан, совершенную ими в результате полемики с язычниками. Вместо того, чтобы постулировать непригодность логического пространства для божественных откровений и тем самым, разом пресечь опасные для веры дискуссии, они принялись трактовать Писание, деформируя его таким образом, чтобы оно умещалось в скромных границах человеческого сознания. В результате этих преступных действий, возникших впрочем, из благих побуждений, последователи Отцов, сломали-таки крепость христианской веры и впустили в нее врага. Отныне место богопочитания занята теология, страшная по мнению Гоббса тварь, которая двигается опираясь на здоровую ногу - Священное Писание, и на больную, порожденную несовершенным человеческим рассудком. Эту тварь Гоббс называл Метафизическая Эмпуза - мифическое животное взятое им из древнегреческих басен, обладающее искусством сбивать с толку. Гоббс предлагал прогнать эту тварь с помощью света разума.
     Именно таким языком, формально невероятно корявым, но интуитивно пронзительным и честным, я буду вести свой монолог. Тема которую я затрагиваю анонсирована в одном из прошлых постов и касается, объяснения природы происходящего вокруг нас абсурда. Безусловно, я могу ошибаться, да и скорее всего, так оно и есть, но на момент написание этой статьи, содержащиеся во мне знания, а точнее, рождаемые ими выводы, еще не встретили своего низвергателя, а потому, пусть и с некоторой нервозностью, все еще претендуют на роль истины. Быть может в умах моих читателей, родится мысль, которая разом перечеркнет сказанное выше и ниже, я буду им только признателен.
     Сейчас же, перед моим мысленным взором, мечется странное, хромое существо, убегающее от прямого взгляда, но однозначно не понимающее, что ему делать. Ситуация действительно не простая. Дело в том, что английский философ в своей священной борьбе с химерами, сам порождал несметное количество ментальных уродов. И я не думаю, что он об этом не знал. Знал конечно, но верил, что с этими-то можно будет договориться. Если Эмпуза даст себя рассмотреть, то она рискует быть окончательно дискредитирована в глазах рационально мыслящей общественности, а все потому, что в распоряжении людей нет нужного фонарика. Если же она убежит, то люди будут вечно играть в кубики собственных представлений, лишенные возможности поиграть во что-то большее. Гоббс здорово мучился, выбирая между разумом и верой, и не отдавая предпочтение ничему, выдавал несметное количество нелепых и бессмысленных образов, точно зная, что сложением простых чисел или проведением безупречно ровной биссектрисы делу не поможешь.
     И так всегда. Стоит человеку хотя бы немного выйти на границу чувственного, но ускользающего от вербализации мира, как он тут же превращается в дурной станок по производству шелухи. Много позже Дэвид Юм (будучи шотландцем, он видимо недолюбливал английскую философию) предлагал сжигать подобные книги, а еще позже, Людвиг Витгенштейн видя в противоречиях, мертворожденных идеях и симулякрах, стандартную номенклатуру высшей интеллектуальной отрасли, предлагал и вовсе всем заткнутся и причем навеки. Требование странное и в общем-то невыполнимое, но увы имеющие в своем основании больше смысла, чем мнение эстета протестующего против некоторых особенностей человеческой физиологии.
     В самом деле, если мы будем с собой откровенны, то признаем - большая часть сказанных нами слов это абсолютная чепуха не достойная даже нашей индивидуальной истории. Видно, такова наша природа.
     Человек обречен на то, чтобы постоянно жить в состоянии конфликта. Он не может совместить в себе веру и разум - рождается Эмпуза. Он не может отдать предпочтение одной стихии, не меняя своей природы. И он не может жить в двух мирах, как это пытались делать аверроисты и Кант. Жить в разных мирах, это принимать противоречащие друг другу истины. Например, верить, что отрезанная рука Иоанна Дамаскина приросла назад и знать, что отделенная от тела конечность, вещь крайне капризная и скоропортящаяся. Верить, что Иисус Навин останавливал Солнце и признавать истинность гелиоцентрической системы. Верить в библейское летоисчисление и говорить о миллионах лет на основании углеродного анализа. На первый взгляд подобное положение вещей, должно существенно усложнять людям жизнь, но на самом деле речь идет о достижении некоего баланса, не допускающего эскалации конфликта. Эмпузу не прогоняют, но и не подпускают к себе слишком близко. Ее любят на ощупь, ища спасение в слепоте и грубых перчатках.
     Немецкий философ Иммануил Кант, благодаря отменной зоркости и страсти к мелочам, поступил еще радикальней, он просто «распилил» мир на две части. Отныне любая антиномия, читай кривая нога Эмпузы, объявлялась иллюзией, возникающей на стыке миров, от которой мы не можем избавиться, но которая более не должна отвлекать нас от интеллектуальной экспансии. Правда, приходилось мириться с тем фактом, что человеческий индивид оказывался запертым в клетке собственного разума, а потому полностью утрачивал способность говорить что бы то ни было о вещах происходящих за пределами своего сознания. Идиома «хрен редьки не слаще» проявляется тут во всей своей красе.
     Теперь давайте рассмотрим ситуацию в современной России. Плотная череда метафор рискует превратить мои размышления в образчик беспредметного искусства, а потому, я перейду к конкретике, и укажу на ряд фактов, полностью отождествляемых с вышеописанным повествованием. Давайте рассмотрим, окружающее нас информационное пространство и попробуем просеять его через один весьма распространенный фильтр. Я говорю об объективности. Пусть всё разнообразие данных, делится на две части: нейтральную и ангажированную. «Завтра будет дождь», «От Москвы до Санкт-Петербурга 650 километров», «Российский президент подписал указ о приеме в гражданство Российской Федерации французского актера» - это нейтральная информация. «Большевики погубили великую империю», «Православие - истинная вера», «Во всем виноваты либералы» - это, как вы понимаете, выражения ангажированные. А теперь вопрос. Как вам кажется, какого типа информация сегодня преобладает, или если не преобладает, то стремительно увеличивается в объеме? Если ответ для вас не очевиден, то я напомню, что мы живем в мире победившего либерализма, один из столпов которого это уходящая в бесконечность труба, в которую каждый волен орать всё, что ему вздумается. О, нет, нет! Не стоит ловить автора на предвзятости. Уровень моих притязаний и страстей, давно являют собой безжизненную пустыню и единственный для меня интерес, выражен емким и лаконичным высказыванием Аристотеля в адрес Платона.
     Я вижу факт, говорящий о том, что наращивание степеней всевозможных свобод в тандеме с эволюцией средств коммуникации, создает новую иррациональную площадку, способную в конечном итоге стать фундаментом всей человеческой культуры.
     Каждый из нас, несет в себе изрядную долю утверждений, природа которых не является результатом логических выводов, но маскируется таковыми. У человека есть страсть и вкус, и причина занимаемой им позиции во многом определяется этими качествами. Весь грандиозный поток смыслов, бросаемый человеком на защиту той или иной истины, инициируется иррациональным механизмом. Думаем не потому, что есть слова и заложенный в них смысл, а потому что невыносимо игнорировать лезущую из всех щелей немую и невидимую страсть. Вера - это ментальный паразит, жаждущий форм и питаемый образами и понятиями невольного реципиента, и она же источник утешительных иллюзий, смыслов и целей. Наше сознание мозаично и неоднородно, оно сплетено из фактов и мнений и от того каким будет это соотношение, зависит очень многое, если не все.
     В данный момент, мы являемся очевидцами и участниками масштабного и фундаментального сдвига в когнитивной сфере, когда проявления логически невыразимых аспектов человеческого сознания, обретают невиданную ранее способность вторгаться в область рационального виденья мира и претендовать на главенствующую роль в понимании действительности.
     Мы не прогнали Эмпузу, мы не слились с ней в жарких объятьях, и не устранили ее влияние хитроумным постулатом, мы стали ею. Точнее становимся, и процесс этот думается уже не остановить. Я не могу утверждать, что это однозначно плохо. Быть может человечество ожидает фантастический синтез и все мои опасения напрасны, но даже в этом случае нам суждено будет пройти через жесткий катарсис. В последующие годы, хаос будет только нарастать. Грядет эра новых мифов. Наряду с процессами унификации, затрагивающими культурные, языковые и социальные аспекты, будет набирать оборот наращивание индивидуальной сложности. Возрастание количества нецензурируемой информации и упрощение доступа к ней, будет способствовать актуализации латентных сторон человеческого сознания. Ну грубо говоря, не знал человек, что есть такое явление как териантропия, и мог бы всю жизнь прожить в рамках традиционных межполовых отношений, но потом наткнулся на фурри, и уже не мыслит своего существования без вожделения антропоморфных кошек и т.д. Будущее, даст каждому человеку ключ к индивидуальному ящику Пандоры, содержимое которого, обретя почву для независимого существования, будет способствовать увеличению сложности человеческого мира. Мы перестанем понимать созданные нами же вещи, процессы и отношения. Уже сейчас мы не удивляемся тому факту, что пользуемся устройствами, сложность которых превышает способности отдельно взятого человека. Я подозреваю, что и в области глобальной экономики мы сделали шаг в сторону уже недоступного для понимания пространства. Говоря по-простому, человечество начинает постепенно утрачивать над собой контроль.
     Как я уже говорил выше, я не могу утверждать, что сохранение данной динамики приведет катастрофе. Может, столкнувшись с тотальной неуправляемостью, человечество сделает шаг назад, а может напротив, совершит качественный скачок. Тут можно только гадать. Ясно одно, в ближайшее время мы будем наблюдать тотальное и стремительное увеличение энтропии. А потому советую всем сохранять спокойствие и с пониманием относиться к амфорам президента, клерикальному обострению и музыкальному конкурсу Евровидение. То ли еще будет.

философия, футурология, человеки

Previous post Next post
Up