Как девочка Саша и СССР - загнулись

Mar 15, 2021 15:49

«ПОДЖИГАТЕЛИ»
СССР, 1989, 112 мин.,R. Реж. Александр Сурин («Антрацит»); в рол.: Наталья Федотова (Саша Швец), Ольга Козлова (Галка Петрова), Елена Сидорук (Прыщ), Елена Крючкова (Ирка «Царевич Алексей»), Лариса Осипова (Кроха), Лариса Диденко (Верка-шестёрка), Елена Сергеева (Фрол), Любовь Ерохина («Царь-пушка»), Николай Олейник (Свищев), Эльвира Гарина (Лидия Петровна)

Жанр. Криминальная драма.

Предыстория/ личный фактор. Когда в нашу, еще глубоко советскую, жизнь ворвались видеомагнитофоны, киноманы потеряли сон и покой. Смотрели денно и нощно, дома и в гостях, в одиночку и компаниями. В общей очереди дожидались наших воспаленных глаз и образцы великого искусства, и штамповки масскульта. Мы открывали ужасы и порнографию, порой смотря ее на втором телике, параллельно с неким фильмом и без звука, ибо и хотелось приобщиться, и жаль на нее время терять. Особым удовольствием было показать «порнуху» никогда доселе ее не видящему (среди таковых лично мне попадались и выпускники ВГИКа - это чтобы дать понять, насколько идейно девственным был советский народ). Было поразительно, сколько в мире накопилось видеоклипов, телешоу и видеожурналов. Это была «большая видеожратва» - на износ организма и разрыв сознания. Очень часто кассета давалась на день или ночь, а то и приходила и уходила с ее хозяином. Это было похоже на наркоманию, в обществе всерьез обсуждали тему видеозависимости.

Чего очень долго не было в этом потоке - продукции, созданной в родной стране. А зачем? И ранее насмотрелись, и можно и без видика с ней познакомиться - в кинотеатре или по телику. Некоторые эксперты утверждают, что советский кинематограф и прокат погубила перестройка, на самом деле - советская идеология, державшая нас за железным занавесом. Но, был фильм, которым первым из снятых на русском добрался до меня в видеокассете.

Причем, уже заводского типа с обложкой. Так как я вел учет просмотренного кино, то легко проверил сей факт, хотя прошло уже треть века. И даже вспомнил, как это случилось. В поисках очередной «дозы» я зашел в государственный видеопрокат, которым заправляла давняя приятельница и что еще существеннее - киновед с ВГИКовским дипломом Тамара.

Я никак не находил что-то интересное и она подтолкнула мне кассету с «Поджигателями». Кажется. Я уже дома понял, что кино - советское. Как смотрел, честно говоря, не помню. И оценку для себя поставил средненькую. Важнее другое - годы спустя я вдруг стал вспоминать «Поджигателей». То по одному поводу, то по-другому. Уж очень точно и безжалостно в них передано ощущение столкновения и слома эпох. Что, разумеется, можно было рассмотреть не тогда, а по факту произошедших в СССР событий. Ведь главная героиня - юная Саша, словно эта империя, ощущает себя в болезненно выдуманном кольце врагов и пытается навязать этим мифическим врагам свою войну. И проблема формирования лидера с расстояния видится куда более значимой, чем в конце 80-х. Когда же интернет набрал сил, захотел найти, однако обнаружил только группы людей, которые рыскали за «Поджигателями» давно и безуспешно. После чего, я раз в несколько лет набирал в поиске, но не было, пока вдруг, в конце прошлого года они не нашлись. В начале ленты описано, как ее удалось вернуть народу. Без подвижника не обошлось, спасибо ему.


О чем речь. Поступлю нетипично, раскрою интриги сюжета, начиная с … развязки. Гибель в жарких туркменских песках юной, умной и красивой москвички Саши Швец воспринимается не однозначно. Можно говорить, что такой исход логичен и поучителен, можно сожалеть в разных диапазонах: от - «недоглядели» до - «первыми уходят лучшие». Если объективно, что она - не огранённый, но бриллиант и сильная личность. И, пожалуй, впервые, в сознательной жизни, перед смертью, она почувствовала себя слабой. Это финал ленты, а теперь, как до него дошло.

Саше легко дается учеба - по-французски говорит и пишет, словно на родном. Одарена актерски, что может проявляться как на сцене, так и в быту. Убедительно изобразить в нужный момент истерику или гнев - ей ничего не стоит. Саша не только красива, но и крепка физически. Наверняка могла многого добиться в спорте. Но и выполнить норму за швейной машинкой ей ничего не стоит. У нее потрясающие лидерские качества и коварство опытного политика. И где все это средоточие потенций находит выход?

Чудо-Саша. Девочка из типично хорошей московской семьи. Папа работает в «Политиздате», занимается перекидными календарями, выпускающиеся миллионными тиражами. Мама поет в филармонии и хочет попасть в оперу. Но, главное, - любимая Сашей бабушка - профессор и изобретатель в области опреснения соленой воды. Именно к ней через тысячи км устремляется сбежавшая из СпецПТУ внучка, ибо родителей считает ничтожествами и высмеивает их «мышиную возню» вместо настоящей жизни. Основной аргумент для такого вывода: они не смогли «отмазать» ее, хотя и усилия прикладывали (пол-Москвы на ноги поставили), и блат поднимали, и умоляли пострадавшую от сашиных кулаков учительницу простить ее…. Да, именно за насилие, да еще и групповое влипла сия девица под трибунал. И она не ценит, что другие ее подельницы и вовсе - в зоне, но одна - Леонтьева - вышла сухой из воды. Вот у нее родители, которыми Саша хотела бы гордиться, а родные на нее якобы «плевать хотели». Она делится с бабушкой мрачными детскими тайнами, а в ответ слышит: «А совесть тебя не мучает?». Ответ Саши - квинтэссенция фильма, которую можно отнести к любому занятию в публичной сфере: «Если тебя мучает совесть - ты никогда не станешь первой, а я стала. Меня даже мальчишки боялись. И мне это нравилось…». Да, это так. При всех своих чудесных задатках, девочка выбрала - насилие.


Еще и будучи от природы вожаком. Благодаря именно этому, а вовсе не жизненному опыту, Саша ловко заправляет одноклассниками в СпецПТУ, где при негласной поддержке педагогов, установилась натуральная дедовщина, свойственная армии и тюрьмам. Посылку, которая приходит девочке без статуса, здесь раздирают без ее участия. Саша на особом положении, чем чрезвычайно дорожит. Имеет обслугу и помощников. Позволяет себе то, за что других сама же жестко наказывает. Например, не поющую в строю.

На зарядку, которую только контролирует, носит обрезанную под грудь майку, на спине которой грубо нарисована звезда с серпом и молотом и трусы до колен. Все это очень точно, с пониманием специфики передано… И стайность, и беды шестерок, и ужимки учителей, охотно принимающих фальшивые комплименты. Прямо таки оторопь берет. Разумеется, за вычетом лексики. Ведь это советский фильм о советском времени. И сексуальные мотивы на дальнем плане.


Место действия и его нравы. Сьемки проводились в СпецПТУ №1 города Покрова Владимирской области (того самого, где сейчас содержат Навального) на территории бывшего монастыря, который ныне, разумеется, снова монастырь. Работало творческое объединение Мосфильма под выразительным названием «Товарищ». Само пеницитарное учреждение внешне оставляет неплохое впечатление. Позитивный документальный фильм, при всех «но», здесь точно можно снять. Действительно, в огромной спальне довольно тесно, но есть большие светлые окна. И постельное белье чистое. Да, туалет (служащий воспитанницам и местом для разборок) - отстой, но такие тогда везде были.

Да, строем на работу ходят (под довольно необычную аранжировку песни «Мой адрес - Советский Союз»), но униформа - не страшная. А после работы можно и по территории «пошататься». Да, работать заставляют. Однако, неплохую профессию осваивают и за работу мало, но платят. И школьная форма прилично выглядит. И клуб со сценой и оборудованием имеется. В общем, похоже на школы-интернаты благородных девиц религиозного толка. Но, здесь «религия» иного плана. Вокруг советская идеология: Ленин, герб СССР, орден Победа, на стене КПП плакат - «Перестройка требует от каждого - думай и ищи. Перестройка требует - действуй». Впрочем, это, скорее, про выполнение производственного плана, который, как известно - закон (при том, что премия уйдет швейной фабрике), а отчетный концерт с пафосно героической военной тематикой - про желание соблюсти правила и понравится вышестоящему начальству. Иначе говоря, бездна фальши. Однако, с позиции взрослого, разумного советского человека - год-другой здесь можно провести с пользой и, как принято тут выражаться: «Стать человеком». Но уже это обижает подростков: «А мы что - не люди?». Их, как во все времена, их тянет на дурное. Например, одна из воспитанниц, нанеся себе повреждения, чтобы попасть в больницу, возвращаясь, тянет назад, зашитыми в трусы, некие таблетки. Девчонки ждут ее с невероятным энтузиазмом, будто это важнее всего. Ну и дерутся между собой, словно парни. И сигареты у охранника покупают за несусветные деньги. И рисковать готовы по пустякам. Как и в событии, давшем название для фильма. Речь про карцер - неприятное место для злостных нарушителей. Правда, Саша и в отношении его ведет себя аки закоренелая сволочь. Зная, что больше трех суток ареста не положено, получив один срок, она начинает совсем себя не сдерживать, ибо эти нарушения фактически остаются безнаказанными.


Что решительно не нравится директору СпецПТУ (содержатся 400 воспитанниц), понимающему, что девчонка над ним измывается. Да еще и бросая фразки, вроде: «А мне деньги не нужны, я из богатой семьи». Для нее ведь не существует этических преград, только понятийные. Но и Саша осознает, что ей припомнят ее грехи, продлив пребывание. И это настолько «выбешивает» девушку, что она с подельницей идет на серьезное и опасное для всех преступное дело. Да еще и под броским лозунгом: «На белый террор ответим красным террором». При этом, не удерживается, хватануть перед этим какой-то гадости, раз уж попалась под руку…


Восприятие. Конечно, не всякий сможет этот фильм воспринимать, как отражение советской реальности. Было много нападок за якобы чернушность картины, демонстрирующей, что, воспользовавшись перестройкой, киношники добрались до возможности демонстрировать подростков без одежды и в туалете. Согласен, без эйфории от свалившейся с небес свободы - тоже не обошлось. Но, совершенно очевидно, что съёмочной группе куда важнее - точнее передать жизнь во всех ее проявлениях. Даже, в несомненно болезненных. Время было действительно таким. И авторы ленты хотели, чтобы ее «посмотрели дети и их родители, бабушки и дедушки, педагоги и сотрудники правоохранительных органов, комиссии по делам несовершеннолетних, и задумались о себе, воспитании своих детей и внуков, самокритично дали оценку своей работе с подростками на всех этапах их становления в жизни». На редкость уместна и самодостаточна документальная манера, в которой снят фильм. Эстетическое осмысление действительности пробивается на первый план лишь фрагментарно, не надоедая, как это случается с дежурно фестивальными картинами.


Производство. Как рассказывал про работу над «Поджигателями» режиссер Александр Сурин: «Я объездил десятки спецПТУ, обстановка в них произвела на меня шоковое впечатление. Дети в этих учреждениях за какой-то год проходят такую школу познания зла, испытывают на себе такие мерзости, что их дальнейшая судьба часто предрешена. Настоящих педагогов в этих учреждениях нет, а воспитатели подбираются по определенным качествам. Похоже, главное из них - душевное окаменение. Мы по привычке ищем в пятнадцатилетней героине фильма добрые черты, ведь она, в сущности, еще ребенок. Ищем и не находим. Это непривычно и страшно, но надо говорить правду, не приукрашивая жизнь. Только тогда появляется надежда...». На мой взгляд, «Поджигатели» - большая творческая и общественно значимая удача Сурина, известного также, как сына директора «Мосфильма» В.Н.Сурина. Впрочем, Александр, к его чести, запомнился не этим «блатом», а поставленными картинами, среди которых: «Сашка», «Возвращение с орбиты», «Баллада о комиссаре». «Поджигатели» поставлены по сценарию его жены и постоянного творческого партнера Аллы Криницыной-Суриной («Цветы от победителей»), тогда еще молодой сценаристки Она , кстати, выросла в семье известного кинодраматурга Евгения Оноприенко («В бой идут одни старики») и народной актрисы Украины Маргариты Криницыной («За двумя зайцами»). Сценарий «Поджигателей» был замечен американской стороной на 1-м фестивале российских сценаристов в США. Остается добавить, что снял фильм Юрий Любшин («Прощай, зелень лета»), сын знаменитого актера. Такая вот семейственность царила на сьемках фильма в том числе про несчастные семьи. А вот главную роль сыграла 14-летняя дебютантка - москвичка восьмиклассница Наташа Федотова (или же Абдурахманова?), которая больше в кино не появилась. При том, что создала сложный образ подростка, который ненавидит буквально все, что происходит в его жизни. Съемки проводились в Покрове, во Владимире (в т.ч. на вокзале) и где-то в Средней Азии.

В ролях также заняты: Лада Алексеева (Пыжик), Виктория Князева (Лавреня), Инна Сухарева (Инка-шарик), Елена Серкова (Лысуха), Татьяна Агафонова (учительница французского), Людмила Великая (мастер в швейном цехе), Валентин Печников (Мал-Мал-Пугал), Валерий Афанасьев (Гуля), Виталий Варганов (хозяин "Жигулей"), Людмила Антонюк (бабушка), Наталия Киндинова (проводница)

перестройка, идеология, кинематограф, СССР, совок

Previous post Next post
Up