В начале 1984г., повышая свою квалификацию во ВГИКе, я записывал некоторую информацию с занятий. Повторяю, это ни вражеский голос, а чуть более откровенная работа преподавателя политэкономии Быстрицкой. Вовсе не желавшей угодить в число антисоветчиков. Сегодня эта инфа воспринимается существенно иначе, чем в эпоху застоя. Однако, все равно любопытно...
Итак, на лекции «Экономическая стратегия КПСС на 80-е годы» я услышал в т.ч. следующее.
1). 20% продукции со Знаком качества не доводится до массового производства;
2). 15% выпущенной продукции не может быть отнесена ни к одной из категорий качества;
3). 65-85% продукции в магазинах переводится в более низкие категории качества. И всего 10% убытков относится на производителя;
Огромная проблема - практически исчерпаны природные ресурсы в Европейской части СССР. Из-за перемещения добывающей промышленности на Восток, за 15 лет, добыча нефти стала втрое дороже.
Проблема проблем - ускорение научно-технического прогресса. Отставание от Запада огромно и нарастает, а энтузиазмом его не сократить. По плану в советской промышленности основное оборудование сменяется за 45 лет. В США - за 10, а в Японии за 3-5 лет. А например, в электроэнергетике СССР за 333 года, в химической - за 53 года, при том, что на полную очистку отходов в этой области необходимо отводить половину всех капиталовложений, что и близко не так. В СССР 10 тыс. промышленных роботов, а в Японии в 10 раз больше и они создаются втрое более высокими темпами.
Для скачка в НТП необходима электронно-счетная техника. В СССР ЭВМ 3-го поколения, это уровень хорошего выпускника вуза. На Западе - 4-го, что адекватно кандидату наук, а в Японии к 1990-му году будет 100 тыс. ЭВМ 5-го поколения (доктор наук).
«По уровню образования СССР не может сравниться с царской Россией», - отмечает журнал «Эко». В царской было 2 вида гимназий - классические и реальные. В них осваивали 2 иностранных языка. Треть американских детей обучается с 3-4 лет, а с 5-ти лет - 94%. В СССР очень сложно наращивается средний уровень образования, а ПТУ существуют от безысходности, как вынужденная временная мера. А прием в них планируется удвоить. Зато даже в лучшие технические вузы нет конкурса.
Советское школьное образование полностью оторвано от рынка труда, что приводит к массовой социальной инфантильности. В вузы поступают люди с очень разным по уровню школьным образованием, что снижает возможности для преподавания.
Не менее 50% выпускников советских вузов получают диплом, не владея специальностью. Почему в СССР обязательное посещение студентами занятий - да потому, что многие не хотят учиться. Их таким образом пытаются вынудить, хотя полезнее было бы отчислять.
Все острее проблема материального благосостояния трудящихся. До этого она подчинялась другим задачам (индустриализация, коллективизация, химизация и т.д.), а теперь просто обязано выйти на первый план. Ведь это не только следствие работы экономики, но и фактор успешного развития общественной системы. И если наше сознание отстает, то корни надо искать в бытии. Плохо, что зарплату платят не за работу, а за явку на нее. Нет реальных критериев оценки труда, отсюда и проблемы с дисциплиной. Ранее с этим боролись административным ужесточением, но необходимо людей стимулировать, а с этим пока плохо. Как следствие, фактически каждый пятый не работает, столь велико число прогулов
Существуют диспропорции в зарплатах. К тому же важны не деньги, а возможности за них приобрести товары. Спрос велик, он все более откладывается. Из-за чего сумма денег на книжках за 10 лет возросла в 80 раз.
По национальному доходу СССР занимает второе место в мире (1 триллион), уступая в 1,5 раза США. Далее - Япония - 0,9, ФРГ и КНР по 0,5. Темпы развития Китая -8-9% в год, а в СССР на 11 пятилетку запланирован рост 3,5%. Китай стремительно растет, не имея долгов.
В 1985г. доход на человека должен быть - в США $14 тыс. в год. В Японии - $11 тыс. В ФРГ $14 тыс. В СССР -- $5,5 тыс.
СССР на 1-м месте в мире по производству обуви на человека - 3,3 пары. в год. А все говорят, что купить подходящую обувь крайне трудно.
СССР входит в период резкого старения населения, при том, что в 50-х годах была самой молодой. Сегодня каждый 5-й пенсионер, скоро - каждый пятый.