(вместе с рассказом о себе, уговариваю мл. брата-старшеклассника учиться лучше, чтобы попасть в институт и не оказаться солдатом, хотя начали забривать и студентов, что снижает его энтузиазм).
«Несмотря на сильные морозы, работают военные строители подолгу, кого-то и ночью заставляют. Но эта работа очень плохо оплачивается, поэтому многие из солдат - должники. Им не то, что парадку купить не за что, так и родным придется выкупать своих чад из армии. Не знаю, насколько это законно, но тут часто об этом говорят. Но вопрос может решиться тем, что на дембель отпустят в последнюю очередь, когда долги закроешь. Изрядно потрудившись там, где можно заработать. Или где командирам нужно.
А вот кто до армии овладел профессией, тот и более комфортные условия труда получает, и может привести из армии приличную сумму (если не пропьет по пути). Впрочем, казарма для всех одинаковая. Холодная и грязная, так что солдаты живут, как свиньи и, как минимум, до лета им ничем не поможешь. Прибывавшие комиссии повозмущались, но все осталось, как прежде. В столовой температура по-прежнему, как на улице. Едят стоя. Ложки к языку прилипают. Посуда часто вообще не моется, нет воды. Так как возникали проблемы с ложками, их растащили и теперь носят с собой. Нередко можно видеть, как два солдата едят одной ложкой, а надо торопиться, пока блюдо не превратилось в лед. В общем, если бы брат, хотя денек побыл здесь, то ох, как бы прибавил в учебе. Слишком много в армии тупости, дурости и жестокости.
И даже если заберут из вуза, то все равно едва ли будешь «на лопате». Тут, ой, как нужны светлые головы, особенно, если им еще и доверять можно.
Вот и пример. Представляеете, несколько дней назад командир, вместе с замполитом и начальником штаба не могли решить задачу по математике для пятого класса. Звали на помощь гражданских работников штаба - ни в какую. В этот день я был в отъезде, а как пришел, решил эту задачку за 5 минут, сразу подняв свой авторитет. Теперь периодически в этом помогаю. Впрочем, командир и без того, так часто хвалит меня, что перед коллегами неудобно. Обращается по имени, такой чести помимо меня удостоен только главбух Селиванов, но он уже дембель. Это придает психологической устойчивости, могу и поспорить с командирами, и отказаться, если вижу, что их задумки - лажа.
О продуктах. Стало лучше. Мясные и рыбные консервы можно больше не присылать. Нашли возможность добывать и паштеты, и лосось, и горбушу. Кто бывает в Чите, нередко привозит молоко, а то и сливки. Для подстраховки купили еще замороженного молока, по форме напоминающего круглые сыры. Лежит себе в веранде, а если нужно, откалываешь кусок. А горячее желе в кружке здесь за несколько минут превращается в твердый лед.
Сложились на настольный хоккей (10р.), теперь режемся, турниры устраиваем. В Чите хожу в баню и, что интересно, стригусь реже, чем дома на гражданке. Почти за 8 месяцев - 2 раза».
На фото - в такой форме - в любой мороз. Теплее уставом не предусмотрено.