КАК Я МОГ ПОСТРАДАТЬ ОТ РУСОФОБИИ, ЕСЛИ БЫ ОНА РЕАЛЬНО СУЩЕСТВОВАЛА.

Jul 05, 2018 14:31

Из личного дневника от 30 июня 1991. Участвую в съемках польского док. фильма «Westerplatczycy: Zapis życia i śmierci» в БССР и Литве.

"Первого героя мы отыскали только с помощью милиции, так он «спрятался» (шутили, что еще со второй мировой) на каком-то хуторе. Спасибо - участковый сопроводил. Другой «вестерплаттчик» был нами отснят в Вороново.

После чего взяли курс на Литву. При пересечении границы к нам очень уж внимательно присматривались белорусские милиционеры. Один из них строго поспрашивал, везем ли мы оружие, боеприпасы и наркотики?.. Нам не было чего ему предложить, кроме иронического отношения. Очередной герой войны проживает в литовской глубинке, где мы с удивлением увидели то ли наряд, то ли отряд милиционеров и гражданских с автоматами в руках. На какой они стороне мы благоразумно не спрашивали, а им, видимо было достаточно польского номера и киностудийной эмблемы на нашем автомобиле? А может быть они и вовсе никого не тревожат?..

Однако, когда мы оттуда отъехали, на душе стало легче. Но зато скоро стало тяжелее в желудке. В хорошо знакомой по прошлым поездкам гостинице «Летува» мы посетили «шведский стол» (15 руб.). Разумеется, проголодавшись объелись, после чего были чуть живыми. А Ежи и вовсе засыпАл в самых неподходящих местах. Например, на подоконнике исполкома, в который мы зашли, чтобы навести справки. Меня повели в архив, а когда я минут через 15 вернулся, то разбудить моего коллегу было уже непросто.

Потом поехали на съемку на кладбище Расу. Для всех поляков - это особенное место. Они посещают его, даже если это и не диктуется работой. Особенно их волнует захоронение сердца Ю.Пилсудского. В первый раз я даже не понял, что это за похороны по частям… Потом сообразил, что в этом что-то есть. Многие знаменитости могли бы захораниваться именно таким образом, дабы потрафить поклонникам их таланта. Так как эта достопримечательность мне известна, то я смог со спокойной душой подремать на скамеечке, пока мои подопечные снимали. А вот Ежи, гы-гы-гы, пришлось побороть сон с помощью штатива, который ему пришлось
потаскать.

После Расу часок побегал по центру Вильнюса, заглядывая в магазины и растрачивая деньги на всякую ерунду и вкуснющее швейцарское мороженное. Обошлось сие транжирство в 22 рубля. Кстати, в литовской столице спокойно, напряжения нет, если не считать попадавшиеся на глаза патрули из солдат и курсантов. Правда, они выглядят расслаблено.

Случился эпизод, который пришелся бы по вкусу многочисленным ненавистникам Прибалтики, которые формулируют это чувство в странной фразе «русских здесь не любят». Впервые остро столкнулся с этим еще в детстве, когда друзья моих родителей с Урала посетили с экскурсией и Вильнюс, а потом рассказывали, что были так счастливы, когда пересекли границу с БССР, то весь автобус хором запел «Широка страна моя родная». По их мнению, в Литве на них и смотрели не так, и сбивали с курса, и прятали товары в магазинах… Стараюсь не спорить с носителями такой позиции, но иногда случается и заканчивается только мерзким осадком на душе. А мне в Прибалтике очень нравится. Проявления некультурности, конечно же, иногда случались, но уж меньше, чем, например, в Москве, где якобы нет национализма.

Так вот, зашел я аптеку, купить диазолина, ибо продолжала доставать аллергия. Молодая привлекательная аптекарша взяла мой русскоязычный рецепт, прочла и что-то длинно с отрицательным выражением сказала по-литовски. Я ей с улыбкой говорю: «Пожалуйста, говорите по-русски или бы по-белорусски, или хотя бы по-польски, чтобы я чего-нибудь понял». И она тут же оттаяла, принявшись объяснять, что по инструкции - мне не положено. Рецепт устарел. Но, покряхтев слегка, наделила меня лекарством. И кто-то бы тут сказал, что она ненавидит русских, но, разумеется, дело не в национализме. Даже если эта девушка ненавидит советы и мечтает о независимости. А что в этом плохого?".

перестройка, вильнюс, совок, беларусьфильм, ретро

Previous post Next post
Up